рабочие программы
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 3 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010), Примерной основной образовательной программы НОО и авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 84.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гайдаровская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________________20___г. __________/____________ / |
| «Утверждаю» Директор МБОУ Гайдаровская СОШ Бахилова Т.Н.________ Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
3 класс
учителя начальных классов
Даниловой Татьяны Викторовны
2019-2020 учебный год
п. Гайдаровск, 2019г.
Экспертное заключение
методического объединения на рабочую программу
Рабочая программа по_________________________ для_________класса
(предмет)
разработана учителем _______________________________________
(ФИО)
на основе примерной программы __________________________ общего
образования по ____________________, рассчитана на _____класс(ы), ______часов
(предмет)
Рабочая программа содержит:
-пояснительную записку, в которой указаны:
-перечень документов, на основе которых она составлена_____(да, нет)
-цели и задачи преподаваемого предмета_________(да, нет)
-место предмета в учебном плане ОУ_________(да, нет)
-особенности_класса_________(да, нет)
-общая характеристика курса_________(да, нет)
-планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные____ (да, нет)
-содержание учебного предмета ______ (да, нет)
-тематический план (на усмотрение педагога)____ (да, нет)
-пояснения, обусловленные требованиями реализации НРК образования по данному предмету _____(да, нет)
-требования к уровню подготовки обучающихся ____________(да, нет)
-раздел «Учебно-методическое обеспечение», который представлен списком учебно-методической литературы___________(да, нет)
К рабочей программе прилагается календарно-тематическое планирование по _______________________, для_______ на 2019 – 2020 учебный год_____(да, нет)
В основу учебной программы положен коммуникативный, личностно-ориентированный подход.
Оформление рабочей программы соответствует положению о порядке и утверждении рабочей программы учителя по курсам и дисциплинам (Приказ
№ 21/5 от 01 сентября 2015 г.)______(да, нет)
На основании вышеизложенного данная рабочая программа
(рекомендуется для использования, не рекомендуется, нуждается в доработке)
в 2019- 2020 учебном году.
Руководитель МО учителей ____________/_____________________/
(Подпись) ФИО
Дата ______________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 3 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010), Примерной основной образовательной программы НОО и авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык», учебного плана МБОУ «Гайдаровской СОШ», требований к планируемым результатам начального общего образования, устава МБОУ «Гайдаровская СОШ», положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ»
Программа ориентирована на использование учебника В. П. Канакиной «Русский язык» для 3 класса, имеющего гриф рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020 учебный год
Цели обучения русскому языку:
- развитие умений видеть орфограмму в слове и объяснять ее; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов; различать звук, слог, слово;
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма;
- формирование знаний о лексико-грамматическом значении и особенностях различных частей речи, о цели и характере высказывания, знаках препинания;
наличие представлений о предложении, его смысловой и интонационной законченности
Задачи обучения
- развивать у детей чувство уважения к слову и русскому языку в целом;
- формировать чёткое, достаточно красивое и быстрое письмо;
- закреплять гигиенические навыки письма;
- формировать и совершенствовать все виды речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; элементарную лингвистическую компетенцию;
- создавать у школьников мотивацию к изучению русского языка;
Место учебного предмета в учебном плане
В Базисном учебном плане курс русского языка в 3 классе рассчитан на 4 часа в неделю, в объёме 136 часов в год, согласно учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ»
Особенности класса
При составлении программы учтены особенности класса. В 3 классе 5 человек. Работоспособность средняя, в пределах нормы, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой. 3 учащихся допускают искажения букв, замену букв, неправильные соединения, неаккуратно выполняют письменные работы. Для коррекции письма используются минутки чистописания, орфографические минутки.
Общая характеристика учебного предмета:
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Содержание курса предусматривает изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка, способствует усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Курс русского языка представляет собой совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Через овладение языком формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение знаниями по языку, что создаст основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст – повествование, текст – описание, текст - рассуждение) и жанра с учетом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм и построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе ученики осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Формирование представлений о лексике русского языка способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единство звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Особое внимание уделяется формированию фонетико – графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико – моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Учащиеся будут работать с информацией, представленных в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволит расширить, углубить полученные на уроках знания, создаст условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Для достижения поставленных целей в процессе реализации данной рабочей программы по курсу русский язык для 3 класса использованы:
формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, практические работы;
технологии образования – индивидуальная работа, работа в парах и малых группах, поисковая работа,
развивающее, личностно-ориентированное обучение;
методы мониторинга знаний и умений учащихся – тестирование, проверочные работы, устный опрос, творческие работы (проекты).
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный, индивидуальный, письменный опрос, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, проверочных, контрольных работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Курс русского языка в 3 классе дополняет, расширяет и углубляет знания учащихся, полученные во 2 классе.
Русский язык является комплексным и интегративным учебным предметом. Использование межпредметных знаний усиливает мировоззренческую направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно достигается всестороннее развитие личности. На уроках русского языка в начальной школе осуществляются межпредметные связи со следующими учебными предметами:
литературное чтение: произведения устного народного творчества (поговорки, пословицы, потешки, скороговорки, считалки); отрывки из литературных произведений.
изобразительное искусство: создание рисунков.
физическая культура: физминутки для снятия напряжения и усталости.
окружающий мир: названия объектов живой и неживой природы.
Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. Преемственные связи с литературным чтением, изобразительным искусством, физической культурой, окружающим миром, раскрывают практическое применение умений и навыков при письме и развитии речи. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения русского языка.
Учитывая этно – педагогические традиции социума, этно – культурные образовательные потребности учащихся в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.
№ п/п | Раздел | НРК |
1 | Наша речь и наш язык | Знакомство с хакасскими словами (изенер.и др) |
2 | Текст | Н.Е.Тинников «Три тополя» |
3 | Предложение | Древние хакасские города. Абакан – столица Хакасии. |
4 | Слово и его лексическое значение | Саадан (пояс), сегедек (безрукавка), хан (князь), Алаирт (Абакан), курган (могильный холм), юрта (переносное жилище) и др. |
5 | Имя существительное | Изложение «Бурые медведи» |
6 | Имя прилагательное | Диктант «Хакасия – земля, где я живу»; |
7 | Местоимение | |
8 | Глагол | Изложение «Ель» |
9 | Повторение | Сочинение «Черёмуха»; тест с использованием хакасских слов |
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета:
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Знать: понимать, что звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - безударные.
Уметь: акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику. При анализе использовать практические приемы определений звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове. Делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный. Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически. Перекодировать звуковую форму слов из условно - графической в буквенную и наоборот.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Глагол. Значение и употребление в речи. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов числам в настоящем и будущем времени.
Частица. Частица не, её значение.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.
Знать: иметь представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах; понятие «родственные (однокоренные) слова», названия частей речи, что они обозначают, на какие вопросы отвечают,
Уметь: определять значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря, работать с разными словарями; различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; различать имёна существительные одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? и что?; выделять имёна существительные собственные и нарицательные; изменять существительные, прилагательные, глаголы по числам.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Знать: структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённых последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте.
Уметь: составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации; находить главные члены в предложении; различать главные и второстепенные члены предложения.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением; сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова, непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова; гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание частицы не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Знать: понятия «текст», «диалог», «монолог», типы текстов.
Уметь: читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения). Озаглавливать прослушанный текст. Составлять связный текст в соответствии с усвоенными алгоритмами. Выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк. чн, нч. с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща. чу, щу. Анализировать устную и письменную речь на основе сформированных образных представлений о структурных единицах русского языка. Применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные диктанты | Проверочные работы | изложения | сочинения | Интегр. уроки |
1 | Наша речь и наш язык | 3ч | |||||
2 | Текст | 2ч | |||||
3 | Предложение | 15ч | 1 | 1 | 1 | ||
4 | Слово и его лексическое значение | 6ч | 1 | ||||
5 | Части речи | 7ч | |||||
6 | Слово и слог. Звуки и буквы. | 6ч | 1 | 1 | |||
7 | Состав слова | 13ч | |||||
8 | Правописание частей слова | 23ч | Слов дикт-1и 1 | 1 | |||
9 | Имя существительное | 31ч | контр спис-2 | 1 | 2 | ||
10 | Имя прилагательное | 19ч | 1 | 1 | |||
11 | Местоимение | 5ч | 1 | ||||
12 | Глагол | 21ч | 1 | 1 | |||
13 | Повторение | 19ч | 1 | 1 | |||
Итого | 170 | 5 | 1 | 5 | 6 | 1 |
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы, ЕМД, дни здоровья. Поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы уроки повторения.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса УМК «Школа России»
№ п/п | тема урока | дата проведения | примечание | ||
план | факт | ||||
Ι четверть (41 ч) | |||||
Наша речь и наш язык. 1 ч Личностные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникативные УУД: Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Познавательные УУД: Самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные УУД: Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. | |||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации. | 03.09 | |||
Текст. 1 ч Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. | |||||
2 | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | 04.09 | |||
Предложение. 12 ч Личностные УУД: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Познавательные УУД: Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. | |||||
3 | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. | 05.09 | |||
4 | Виды предложений по цели высказывания, по интонации | 06.09 | |||
5 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 10.09 | |||
6 | Главные и второстепенные члены предложения. | 11.09 | |||
7 | Входной диктант с грамматическим заданием. | 12.09 | |||
8 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 13.09 | |||
9 | Упражнение в выделение основы предложения. | 17.09 | |||
10 | Простое и сложное предложение (общее понятие). | 18.09 | |||
11 | Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двух простых. | 19.09 | |||
12 | Словосочетание. | 20.09 | |||
13 | Словосочетание и предложение. Обобщение знаний. | 24.09 | |||
14 | Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 25.09 | |||
Слово и его лексическое значение. 6 ч Личностные УУД: понимание текста, извлечение необходимой информации Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Регулятивные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Коммуникативные УУД: Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. | |||||
15 | Анализ сочинений. Слово и его лексическое значение. | 26.09 | |||
16 | Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи. Синонимы и антонимы. | 27.09 | |||
17 | Омонимы. | 01.10 | |||
18 | Слово и словосочетание. | 02.10 | |||
19 | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). | 03.10 | |||
20 | Подробное изложение с языковым анализом текста по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». | 04.10 | |||
Части речи 7 ч Личностные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Регулятивные УУД: Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Коммуникативные УУД: Продолжать учиться работать в группе. | |||||
21 | Анализ изложений. Части речи. | 08.10 | |||
22 | Части речи. Имя существительное. Местоимение. | 09.10 | |||
23 | Части речи. Имя прилагательное. | 10.10 | |||
24 | Части речи. Глагол. | 11.10 | |||
25 | Имя числительное как часть речи. Словарный диктант. | 15.10 | |||
26 | Однокоренные слова. | 16.10 | |||
Слово и слог. Звуки и буквы. 6 ч Личностные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные УУД: Определять план выполнения заданий на уроках. Регулятивные УУД: Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||||
27 | Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание безударных гласных в корне слов. | 17.10 | |||
28 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | 18.10 | |||
29 | Согласные звуки и буквы. Звуко - буквенный разбор слов | 22.10 | |||
30 | Разделительный мягкий знак. | 23.10 | |||
31 | Диктант с грамматическим заданием за 1 четверть. | 24.10 | |||
32 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | 25.10 | |||
II четверть (37 ч) | |||||
Состав слова. 13 ч Личностные УУД: самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки; пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия. Познавательные УУД Делать выводы на основе обобщения знаний; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений. Регулятивные УУД: : выделять учебную задачу на основе соотнесения известного; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при работе | |||||
33 | Однокоренные слова. Корень слова. | 05.11 | |||
34 | Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. | 06.11 | |||
35 | Сложные слова. Формы слова. Окончание. | 07.11 | |||
36 | Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. | 08.11 | |||
37 | Приставка. Общее понятие. Приставка – значимая часть слова. | 12.11 | |||
38 | Обобщение знаний о роли приставок в слове. | 13.11 | |||
39 | Суффикс. Общее понятие. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса. | 14.11 | |||
40 | Образование слов с помощью суффиксов. | 15.11 | |||
41 | Упражнение в разборе слов по составу. Основа слова | 19.11 | |||
Правописание частей слова. 23 ч Личностные УУД: Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе Регулятивные УУД: Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Коммуникативные УУД: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | |||||
42 | Общее представление о правописании частей слова. | 20.11 | |||
43 | Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | 21.11 | |||
44 | Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Словарный диктант. | 22.11 | |||
45 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере-,-оро- -оло-. | 26.11 | |||
46 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | 27.11 | |||
47 | Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. | 28.11 | |||
48 | Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне. | 29.11 | |||
49 | Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 03.12 | |||
50 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 04.12 | |||
51 | Правописание слов с удвоенными согласными | 05.12 | |||
52 | Обобщение знаний по теме «Парные согласные». Удвоенные согласные. | 06.12 | |||
53 | Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | 10.12 | |||
54 | Анализ сочинений. Правописание суффиксов и приставок. | 11.12 | |||
55 | Правописание суффиксов и приставок. | 12.12 | |||
56 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 13.12 | |||
57 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании суффиксов. | 17.12 | |||
58 | Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. | 18.12 | |||
59 | Разделительный твёрдый знак | 19.12 | |||
60 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 20.12 | |||
61 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаком. | 24.12 | |||
Имя существительное. 31 ч Личностные УУД: Аргументировать свою точку зрения; вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками; пробовать самостоятельно Познавательные УУД: Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Находить в справочниках, ответ на интересующие Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; проявлять интерес к различным точкам зрения; Подтверждать аргументы фактами слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ | |||||
62 | Части речи. | 25.12 | |||
63 | Контрольное списывание. | 26.12 | |||
64 | Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи. Имя существительное. | 27.12 | |||
ΙΙΙ четверть (50 часов) | |||||
65 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Начальная форма. | 10.01 | |||
66 | Обучающее подробное изложение повествовательного текста.упр21 | 14.01 | |||
67 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные | 15.01 | |||
68 | Изменение имён существительных по числам. | 16.01 | |||
69 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа | 17.01 | |||
70 | Род имён существительных. | 21.01 | |||
71 | Определение рода имён существительных в косвенных падежах. Имена существительные общего рода. | 22.01 | |||
72 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 23.01 | |||
73 | Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. | 24.01 | |||
74 | Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 28.01 | |||
75 | Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам. | 29.01 | |||
76 | Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные. | 30.01 | |||
77 | Именительный падеж имён существительных. | 31.01 | |||
78 | Родительный падеж имён существительных. | 04.02 | |||
79 | Дательный падеж имён существительных. | 05.02 | |||
80 | Винительный падеж имён существительных. | 06.02 | |||
81 | Творительный падеж имён существительных. | 07.02 | |||
82 | Предложный падеж имён существительных. | 11.02 | |||
83 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | 12.02 | |||
84 | Контрольное списывание. | 13.02 | |||
85 | Сочинение по репродукции картины Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень» | 14.02 | |||
86 | Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании проверочного диктанта и сочинения. | 18.02 | |||
Имя прилагательное. 19 ч Личностные УУД: Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия Познавательные УУД: Делать выводы на основе обобщения знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах. Учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; Регулятивные УУД: Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при работе в группе; проявлять интерес к различным точкам зрения, организовывать учебное взаимодействие в группе. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | |||||
87 | Понятие об имени прилагательном как части речи. | 19.02 | |||
88 | Связь имён прилагательных с им. сущ.. Сложные прилагательные (общее представление). | 20.02 | |||
89 | Художественное и научное описание (общее знакомство). Составление научного (или художественного) текста – описания растения. | 21.02 | |||
90 | Изменение имён прилагательных по родам. | 25.02 | |||
91 | Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 26.02 | |||
92 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 27.02 | |||
93 | Изменение имён прилагательных по числам. Составление объявления описательного характера. | 28.02 | |||
94 | Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление). | 03.03 | |||
95 | Упражнение в определении падежа имён прилагательных. | 04.03 | |||
96 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 05.03 | |||
97 | Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | 06.03 | |||
99 | Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании сочинения. | 10.03 | |||
100 | Контрольный диктант за 3 четверть | 11.03 | |||
101 | Работа над ошибками. Упражнение в выделении признаков имён прилагательных как части речи. | 12.03 | |||
Местоимение 5 часов Личностные УУД: слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Познавательные УУД: Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; Регулятивные УУД: Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге. | |||||
102 | Личные местоимения (общее представление). | 13.03 | |||
103 | Личные местоимения третьего лица. | 17.03 | |||
104 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. Проверочная работа по теме «Местоимение». | 18.03 | |||
105 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении | 19.03 | |||
Глагол 21 часа Личностные УУД: Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Познавательные УУД: Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Регулятивные УУД: . Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |||||
106 | Понятие о глаголе как части речи. | 20.03 | |||
107 | Упражнение в определении лексического значения глагола. | 23.03 | |||
ΙY четверть (40 час) | |||||
108 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. | 01.04 | |||
109 | Сочинение по серии сюжетных картинок. упр 180 | 02.04 | |||
110 | Анализ сочинений. Глаголы в неопределённой форме. | 03.04 | |||
111 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. | 07.04 | |||
112 | Изменение глаголов по числам. Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. | 08.04 | |||
113 | Изменение глаголов по временам. | 09.04 | |||
114 | Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение. Упр 213 | 10.04 | |||
115 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении | 14.04 | |||
116 | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений | 15.04 | |||
117 | Время глагола. Упражнение в определении времени глагола. | 16.04 | |||
118 | Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа. | 17.04 | |||
119 | Частица не с глаголами. | 21.04 | |||
120 | Правописание не с глаголами. | 22.04 | |||
121 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе. | 23.04 | |||
Повторение 19 часов Личностные УУД: Делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно конструировать способ действия в соответствии с условиями новой задачи; создавать разные виды текстов; Познавательные УУД: Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Регулятивные УУД: Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; осознавать уровень и качество выполнения; вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные УУД: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения с помощью других учащихся и самостоятельно. | |||||
122 | Части речи: самостоятельные и служебные. Упражнение в распознавании частей речи | 24.04 | |||
123 | Упражнение в разборе слов как части речи. | 28.04 | |||
124 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант. | 29.04 | |||
125 | Подробное изложение повествовательного текста. | 30.04 | |||
126 | Анализ изложения. Виды предложений по цели высказывания. | 05.05 | |||
127 | Простое и сложное предложения. | 06.05 | |||
128 | Основа предложения. Сложное предложение. | 07.05 | |||
129 | Слово и его лексическое значение. Словосочетание | 13.05 | |||
130 | Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных. | 14.05 | |||
131 | Составление деформированного текста | 15.05 | |||
132 | Итоговый диктант за год | 19.05 | |||
133 | Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу. | 20.05 | |||
134 | Грамматические признаки глаголов. | 21.05 | |||
135 | Правописание предлогов и приставок | 26.05 | |||
136 | Однокоренные слова | 28.05 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник: «Русский язык» 3 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - М.: Просвещение, 2013.
2. Методическое пособие О.И.Дмитриевой «Поурочные разработки по русскому языку» к комплекту «Русский язык» для 3 класса В.П. Канакина, М.: «ВАКО», 2015.
3. Сборник диктантов и самостоятельных работ «Русский язык» 1-4 классы, В.П. Канакина, Г.С. Щёголева М.: Просвещение, 2012.
4.А.Н.Матвеева «Русский язык» Контрольные работы в начальной школе – М.: «Дрофа», 1995г
5.Обучающая программа – тренажёр по русскому языку «Фраза»
6. Интерактивные учебные пособия.
7.Таблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...