Лексико-фразеологическая работа. 4 класс.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Шепелёва Татьяна Сергеевна

Русский язык. 4 класс. Часть 1. Школа России. Тема урока "Фразеологизмы". Нестандартный вариант домашней работы над фразеологизмами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексико-фразеологическая работа в начальной школе.

Учителем начальных классов я работаю третий год. В течение этого промежутка времени, исходя из собственного опыта, я сделала вывод, что работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас фразеологических оборотов. 

Использование их на уроках развития речи – залог активной познавательной деятельности учащихся. Такие уроки пробуждают интерес к занятиям и сочетают в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Изучение фразеологических единиц на уроках русского языка значительно пополняет знания школьников о лексике родного языка, а также создают базу для работы по развитию речи учащихся – обогащение их фразеологического запаса, овладение лексико-стилистическими нормами, формирование монологической речи. Знания учащимися фразеологических понятий обеспечивают условия для ознакомления детей с языковыми особенностями литературных произведений, формирует базу для лингвистического анализа художественного текста.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. В пояснительной записке примерной программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федерального государственного стандарта начального общего образования, для достижения поставленных целей (познавательной и социокультурной) в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе на первом месте стоит задача развития речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.

Исходя из вышесказанного могу сказать, что при организации работ по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, тщательно отбирать материал для речевых упражнений, который будет доступен младшим школьникам для понимания и осознания.  Работа по развитию речи должна носить целенаправленный и систематический характер.

При работе над темой «Речевое развитие младших школьников при работе над фразеологизмами» я использовала исследовательский, теоретико-практический методы и метод реконструирования. Целенаправленная и систематическая работа позволила мне провести анализ уровня усвоения фразеологических единиц обучающимися начальной школы. В этих целях я использовала дидактические материалы и диагностические работы с разнообразными заданиями.

Цель: создать условия для речевого развития через систему упражнений по работе над фразеологизмами.

Задачи:

  1. анализ содержания учебников литературного чтения Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого (Школа России).
  2. предложить систему упражнений для речевого развития при работе над фразеологизмами.

Тема: «Фразеологизмы».

Лексико-фразеологическая работа в нач. шк. (образец работы).

(Работа выполняется на альбомном листе. Размер: длина – 20 см, ширина – 12 см).

Лицевая сторона.

  1. Название фразеологизма - сесть в калошу.
  2.  Рисунок.


Оборотная сторона.

  1. Толкование фразеологизма.

         Сесть в калошу - оказываться в нелепом, смешном положении; терпеть неудачу.

  1. Составить с фразеологизмом предложение.

     Как бы Иван не трудился одержать победу в игре, всё же сел в калошу.

     Я не выучила таблицу умножения, поэтому на проверочной работе села в калошу.

  1. Найди небольшое стихотворение с этим фразеологизмом. Устойчивое сочетание (фразеологизм) подчеркни.

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу.

Не ударил в грязь лицом

И не сел в калошу.

Фразеологизм «Сесть в калошу».

  1.        Сесть в калошу - оказываться в нелепом, смешном положении; терпеть неудачу.
  2.      Как бы Иван не трудился одержать победу в игре, всё же сел в калошу.
  3. Оказался молодцом,

       Смог осилить ношу.

       Не ударил в грязь лицом

       И не сел в калошу.

Список фразеологизмов для самостоятельной работы.

  1. Бить баклуши.
  2. Язык заплетается.
  3. Глаза на лоб полезли.
  4. Не вешай нос.
  5. Ежовые рукавицы.
  6. Из кожи лезть вон.
  7. И след простыл.
  8. Водой не разольешь.
  9. Ушки на макушке.
  10. Голова как решето.
  11.  Льет как из ведра.
  12. Как снег на голову.
  13.  Вешать лапшу на уши.
  14.  С гулькин нос.  
  15. Обводить вокруг пальца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы класса за 2010-2011 учебный год

В прошедшем учебном году мною была поставлена цель воспитательной работы: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развива...

Программа воспитательной работы класса

Данная программа воспитательной работы класса "Я + ты -= мы" расчитана на 4 учебных года....

План воспитательной работы класса на 2 полугодие 2011-2012 уч. г.

Запланированные мероприятия с учениками и родителями по различным напралениям....

Лексико-фразеологический словарь для учащихся 1 и 2 классов

Изучение написания трудных, словарных слов – это одно из ключевых направлений изучения русского языка. Работой с такими словами мы занимаемся ежедневно.Существует огромное количество словарей. О...

Анализ работы "Класса Здровья"

На протяжении многих лет МБОУ СОШ № 1 работает над опытно-экспериментальной темой "Школа - территория ЗДОРОВЬЯ" В настоящее время начался новый этапи деятельности: "От здоровьесбережения к здоровьефор...

Перспективный план воспитательной работы класса

Подробное планирование воспитательной работы класса на год...

Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному направлению (из опыта работы)

В докладе к педагогическому совету представлен анализ работы по проекту "Мой любимый город Белогорск"....