Виды предложений по цели высказывания
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Елистратова Наталья Борисовна

Познакомить с видами предложений по цели высказываний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus_yaz_2019.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Елистратова Наталья Борисовна МБОУ «СОШ №49» г. Новокузнецк

УМК  "Школа России"

Предметная область русский язык

Класс:  3 класс, 2 урок

Тема Виды предложений по цели высказывания

 4  Цели урока - Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами предложений по цели высказывания, развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно

       5.     Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

       -  способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности  при          определении задач урока, в ходе планирования работы с упражнением, при выполнении задания по развитию речи;

- способствовать развитию чувства прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- способствовать формированию  интереса к изучению языка, гордости за родной язык;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- обеспечить условия для развития умений самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- способствовать развитию рефлексивных навыков, навыков работы по алгоритму и составленному плану;

Познавательные УУД:

- обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между словами в речи и в составе предложения;

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, формулировать выводы о видах предложений по цели высказывания;

- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной  информации, выделять главное при выборе предложений по цели высказывания и знаков препинания в конце их, правильного выбора интонации;

- способствовать развитию творческих умений при работе с текстом;

Коммуникативые УУД:

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко, точно  и аргументировано выражать свои мысли, делая выводы по уроку;

- Способствовать развитию волевых качеств учащихся при работе в парах;

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- актуализировать знания видах предложений по цели высказывания;

- создать условия для включения  учащихся в деятельность по знакомству с разными видами предложений по цели высказывания, правильному использованию их  речи предложений;

- продолжить формирование навыков работы с предложением и орфографически правильного письма;

6.  Ход урока

I этап. Организационный момент.

II этап. Актуализация знаний.

Работа в парах – выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

В сосновом бору водятся белки.

Узкая тропинка привела нас к озеру.

На опушке леса.

Мы слышим трели соловья.

Красивые цветы.

Проверка выполнения – почему вы считаете, что это предложение? (Предложение –это слово или несколько слов, выражающее законченную мысль)

III этап. Самоопределение деятельности.

Прочитайте стихотворение В. Берестова

Учитель, у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели? –

Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут!

- Почему разные знаки препинания в конце предложения? (ответы детей)

- На этот вопрос вам предстоит ответить.

- Попробуйте сформулировать тему урока. Какие цели перед собой ставите?

IV. Открытие новых знаний.

1. Работа в группах.

- Прочитайте текст, разделите его на предложения. Какой знак поставите в конце каждого предложения? Сделайте вывод.

1-я группа

кто это это ёжик осенью ёж находит норку в ней он будет спать до самой весны

2-я группа

мы идём гулять куда мы пойдём в лес кого мы там можем увидеть в лесу можно встретить зверей и птиц какой чистый воздух в лесу

3-я группа

яблоки растут на деревьях это сочные и сладкие фрукты они бывают разного цвета и вкуса ты любишь яблоки

4-я группа

народные пословицы и загадки радуют нас красотой слова знаешь ли ты пословицы о дружбе как остроумны народные загадки

(Ответы детей: предложения бывают разные, они могут отличаться друг от друга. Одни задают вопрос, а другие спокойные)

V. Работа по теме урока.

1. Знакомство с правилом на странице 17.

2. Работа по учебнику.

Стр. 17, упражнение 20.

- Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

- Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают)

- Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)

Стр. 17, упражнение 21.

3. Работа со словом из словаря.

- Отгадайте загадку.

В поле – метёлкой,

В мешке – золотом. (Овёс.)

- Найдите слово овёс в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение с этим словом. Запишите.

4. Работа по учебнику.

Стр. 18, упражнение 22.

5. Распознавание предложений по цели высказывания.

- Послушайте отрывки из стихотворений.

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонёк?

Это дикая гвоздика

Новый празднует денёк.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернёт цветок:

- До утра! До новой встречи! –

И погасит огонёк.

(Е. Серова)

- Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте.

VI. Физминутка

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Стр. 18, упражнение 23.

- Прочитайте выразительно побудительные предложения. Какой бы темой вы их объединили?

- Какие знаки стоят в конце предложений?

- Какие предложения называют побудительными?

Стр. 19, упражнение 24.

- Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки?

- Определите вид предложений по цели высказывания.

- Выполните письменное задание к упражнению.

VIII. Рефлексия.

- Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?

- Спишите, поставьте знаки препинания.

В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.

- Это не слонёнок Это почти взрослый слон

- Почему же он такой маленький

- Потому что это слон карлик

- А разве такие бывают

- Как видите

- За малый рост дали слону кличку Бэби

По В. Дурову

- Какие предложения бывают по цели высказывания?

IX. Подведение итогов урока.

- С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию.)

Литература: УМК «Школа России»

Н.Ф. Барковская «Русский язык. Комплексный тренажёр»

Словарная работа. Москва «ВАКО», 2016.

Поурочные разработки по русскому языку К УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»)

Дидактический материал по русскому языку Ш.В. Журжина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"

Содержится  раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....

"Виды предложений по цели высказывания. Какие бывают предложения?"

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Гармония". "Какие бывают предложения по цели высказывания:"...

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Предложение.Виды предложений по цели высказывания

Открытый урок по русскому языку, программа "Школа России",4 класс...

Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"...