статья "Профилактика речевых нарушений у обучающихся начальных классов"
статья по русскому языку
статья рассказывает о работе учителя начальных классов с обучающими, имеющими нарушения в развитии речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о профилактике речевых нарушений | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений у обучающихся начальных классов
Проблема развития речи детей - одна из наиболее важных проблем в общей и специальной психологии и педагогике, поскольку речь занимает особое положение в формировании психических и эмоционально-волевых процессов. Речевое развитие ребёнка - это один из показателей готовности ребёнка к школе. Недоразвитие речи является препятствием для усвоения обучающимися программного материала и часто проявляется в различных нарушениях устной и письменной речи.
Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения и письма непосредственно относится к сфере профессиональной деятельности учителя начальных классов. Начиная с первого класса приходится уделять особое внимание детям, страдающим разными видами речевых нарушений. Таким детям свойственна и низкая познавательная активность.
Однако любому «нелогопедическому» ребёнку младшего школьного возраста принесут несомненную пользу специальные виды заданий и упражнений по преодолению вышеперечисленных речевых нарушений. На таких занятиях решаются важные вопросы профилактики речевых проблем.
Учителю начальных классов необходимо знать не только содержание коррекционной помощи детям, но и психологические подходы к изучению причин возникновения устойчивых ошибок при чтении и на письме. Учителя, у которых в классе находятся так называемые «безграмотные» дети, для работы с ними осваивают и применяют в своей работе не только современные педагогические технологии, но и вынуждены включать в свой педагогический арсенал методы и приёмы коррекционной педагогики, используемые логопедами. Необходимо включать в уроки русского языка дифферинцированные и индивидуальные задания для неуспевающего ребёнка, уделять подобным детям особое внимание.
Сейчас в каждом классе встречаются дети с нарушениями письменной речи. В медицинских документах у них нет диагноза, который не позволял бы обучаться в общеобразовательной школе. Однако учителя в отношении таких учеников настойчиво утверждают о существовании у них объективных сложностей в процессе чтения и письма.
Не всегда учебная неуспешность ограничивается только ошибками в тетради. Практика показывает, что при недостатках чтения и письма у детей школьная жизнь может также не ладиться из-за эмоциональных и поведенческих нарушений.
Учащиеся на уроках неусидчивы, у них низкая мотивация к получению знаний, они непосредственны в эмоциональных и поведенческих реакциях. При выполнении учебных заданий такие школьники безынициативны, «смолкают», переключаются на посторонние дела. Зато во внеурочное время «несозревший» ребёнок стремиться получить максимальную компенсацию за интеллектуальные усилия в классе. На уроках приходится спокойно воспринимать их двигательную активность, которая часто является попыткой снять психическое напряжение. Для этих учащихся важна стабильная система требований и демонстрация со стороны взрослых веры в успешность их умственных усилий.
Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроках. Без напоминания учителя подобные дети не могут себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки. Для них характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений. В результате дети оказываются неготовыми к овладению письмом. У них формируется плохой почерк. Они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Отмечается также повышенный мышечный тонус, который мешает ребёнку писать на уроках, не отставая в выполнении письменных заданий от одноклассников.
Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого школьника, учет особенностей формирования его навыков чтения и письма, всей учебной деятельности составляют основу для поиска приемов и определения содержания работы учителя на уроках и логопедической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...
Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
Речевая практика играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...
ПРОЕКТ по теме: «Взаимосвязь логоритмических занятий и театрализованной деятельности в начальной школе при преодолении речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ »
Занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у обучающихся с ОВЗ отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотн...
Работа учителя по речевому развитию обучающихся начальных классов
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. В работ...
Логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Логопедическая работа в условиях школьного обучения детей с ДЦП....
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития...
Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи
Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...