Урок в 3 классе по теме: "Имя существительное". УМК "Начальная школа ХХI века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Основной целью данного урока является -знакомство с именем существительным как частью речи, наблюдение за значением имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный предмет

русский язык

Учебник

Иванов С.В. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2013

Программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

3

Тип урока

урок изучения нового материала

Тема урока

«Имя существительное»

Цель урока

Знакомство с именем существительным как частью речи, наблюдение за значением имен существительных

Задачи

Задачи:

  • сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений об имени существительном;
  • адаптировать учащихся к деятельности на уроке ;
  • формировать умение находить имена существительные по вопросам кто? что?

Планируемые результаты

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах, в группах;

  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные  

- познакомить с именем существительным, как частью речи,

-наблюдать за значением имён существительных,

-уметь классифицировать имена существительные,

-учить находить признаки имён существительных,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.          

Организация пространства

Средства обучения

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная

Технологии

исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Методы обучения

 По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурсы

Организационный момент

Организует эмоциональный настрой на урок:

-Доброе утро, ребята! Начинаем урок русского языка.  Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: зачем и для чего вы ходите в школу?  

-А как вы думаете, сегодня ваши знания пополнятся?

- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

- Хорошо, я надеюсь, что так и будет.

-Все ли готово для урока?

-Итак, начинаем наш урок.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

Актуализация знаний

Использует прием «Мозговой штурм», организует интеллектуальную игру «Да-нет»:

-Ребята, вам предлагается вспомнить все то, что мы проходили на предыдущих уроках. Но не просто вспомнить, а поиграть со мной в игру «Да-нет». Я буду читать утверждения, если вы с ним согласны- хлопните, если нет- топните.

-Итак, начнем!

  • Предлог является служебной частью речи;
  • Наречие- изменяемая часть речи;
  • Служебные части речи связывают слова в предложении и части предложения;
  • Наречие-служебная часть речи, не имеющая окончания;
  • К служебным частям речи можно задать вопрос;
  • Глагол отвечает на вопросы- «какой?», «какая?», «какие?»

Организует саморефлексию обучающихся:

-Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Оцените самостоятельно себя, подумайте, как хорошо, по-вашему мнению, вы справились с заданием. Если вы все выполнили отлично- поднимите зеленый карандаш, если были ошибки- красный.

Организует работу с пословицей:

-Ребята, я предлагаю вам из слов, представленных на классной доске, составить пословицу:

Вдвоем, дорога, веселей, всякая

-Какая же пословица у вас получилась?

-Ребята, о чем эта пословица?

-По-вашему мнению, важно ли иметь в жизни настоящего друга?

-А есть ли у вас друзья?

Организует минутку чистописания:

-Ребята, откройте тетради, запишите число, классную работу и с красной строки запишите пословицу.

Играют в игру «Да-нет», определяют истинность или ложность высказывания.

Оценивают собственную деятельность

Составляют пословицу «Всякая дорога вдвоем веселей», анализируют ее смысл

Записывают пословицу в тетрадь

        

Тетрадь, классная доска

Усвоение новых знаний и способов действий

Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

Организует фронтальную работу с раздаточным материалом «Найди место слову»

-Перед вами лежат карточки со словами. Прочтите их внимательно, подумайте и займите место, которое соответствует этому слову. На эту работу у вас 2 минуты.

(Доброта, хитрость, снегопад,  мороз, неделя, год,  медведь, заяц, елка, сосна, пришел, опоздал, играть, бежать, петь, танцевать, зеленый, холодный, сверкающий, веселый, торжественный, новогодний, любимый, предпраздничный, перед, в, за, к, у).

-Ребята, обратите внимание, какая часть речи находится на самом видном месте?

-А знаете почему?

-Верное, потому, что именно этой части речи посвящен наш урок.

-Спасибо, ребята, можете занять свои места.

- А что мы с вами уже знаем об имени существительном?

Организует целеполагание:

-А что еще вы бы хотели узнать? И что мы можем еще узнать, изучая эту тему? Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

-Давайте проверим наши предположения в учебнике. Откройте страницу 154 и обратите внимание на те вопросы, с которыми нам предлагается познакомится на последующих уроках.

Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина.

Организует работу в группах «Тайм Раунд Робин»

- С именем существительным мы знакомы немного. Я предлагаю Таймд Раунд Робин, где вам нужно применить полученные ранее знания.

- У каждой группы есть карточка, на которой написаны слова и алгоритм выполнения исследования:

а) докажи, что данное слово является именем существительным:

-на какой вопрос оно отвечает?

-что обозначает?

в) сделайте вывод

  1. группа: осень, каникулы, листья, дождик;   
  2. группа: школа, ученик, парта, тетрадь;      

3    группа: ботинки, шарф, шапка, плащ.

-Давайте сформулируем общее правило, вывод

(Все слова отвечают на вопрос кто? или что? Все слова обозначают предмет, а значить, можно сделать вывод, что данные слова являются именами существительными).

Организует взаимопроверку

Работают с группам слов, классифицируют их.

Участвуют в целеполагании

Работают в группах, выполняют исследование

Формулируют вывод

Раздаточный материал

Учебник

Раздаточный материал

Первичное закрепление

Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей меду ними.

Организует работу с учебником:

Организует фронтальную работу:

-Ребята, посмотрите на слова, представленные в упражнении 1, прочитайте их. Выпишите только имена существительные.

-Ребята, а на какие вопросы отвечают все эти слова?

-Что они обозначают?

-Какие предметы?

Организует взаимопроверку по эталону

Организует ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ

Организует парную работу обучающихся. Рубрика «Давай подумаем». Работа с правилом.

-Обратите внимание, в этом же упражнении представлены предложения, которые необходимо продолжить и закончить, выбрав правильный вариант ответа. Этим вы и займетесь, выполняя данную работу в паре.

-Какой вывод мы можем сделать? Кто запомнил правило?

(Слова, которые отвечают на вопрос «что?» называют явления, растения, предметы, а слова, которые отвечают на вопрос «кто?», называют людей, животных).

Организует взаимопроверку по эталону

Выполняют упражнение в учебнике

Выполняют физкультминутку

Работают с правилом, делают вывод, что слова, которые отвечают на вопрос «что?» называют явления, растения, предметы, а слова, которые отвечают на вопрос «кто?», называют людей, животных).

Учебник

Закрепление изученного

Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.

Организует индивидуальную работу обучающихся

-Ребята, обратите внимание на упражнение 2. Вам предлагается поработать самостоятельно. Ваша задача заключается в том, чтобы разделить представленные слова на 2 группы, а именно:

-слова, отвечающие на вопрос «кто?»

-слова, отвечающие на вопрос «что?»

Организует самопроверку оп эталону

 Организует работу с толковым словарем и словарную работу:

-Обратите внимание, слово «девочка» выделено цветом, оно является словарным и его необходимо запомнить. Подчеркните ошибкоопасные места в слове, поставьте ударение

-С помощью толкового словаря подберите как можно больше родственных слов к слову «девочка».

-Запишите как можно больше слов, которые вам удалось запомнить.

Организует взаимопроверку

Организует работу в парах:

-Ребята, обратите внимание на упражнение 4. Вам предлагается поработать в парах, распределить имена существительные по группам и аргументировать свой ответ

-названия качеств человека;

-названия состояний, которые испытывает человек;

-название промежутков времени;

-название действий.

Организует взаимопроверку по эталону

Выполняют упражнение самостоятельно

Оценивают работу

Работают со словарным словом, с толковым словарем

В парах выполняют упражнение

Итог урока

Организует фронтальную беседу с обучающимися:

-Что нового вам удалось узнать на уроке?

-Что нового вы узнали об имени существительном?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

Организует рефлексию учебной деятельности:

-Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

-Достигли ли мы этих целей?

Оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Домашнее задание

Заполнить таблицу существительными:

Названия животных

Названия инструментов

Название школьных принадлежностей

Названия растений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы"  2 класс...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Приставки" (программа "Начальная школа 21 века")

В материале представлен конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией по теме "Приставки"(УМК "Начальная школа 21 века". Тип урока - открытие новых знаний. В конспекте расписаны личностные,...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие" УМК "Начальная школа XXI века" с использованием mimio

Данный урок разработан с использованием интерактивной приставки mimio. Цель урока проверить обобщить и проверить знания детей о правописании суффиксов наречий, для чего в начале урока проводится интер...

Системно-деятельностный подход на уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», УМК «Начальная школа XXI века»

В моей творческой разработке представлен  проект урока математика для 4 –го  класса, УМК «Школа XXI века»,  по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание ...

Технологическая карта урока русского языка для 2 класс по теме: «Имена собственные». УМК «Школа XXI века»

Технологическая карта урока русского языка для 2 класс УМК «Школа XXI века» ...