Обобщение знаний по теме: "Местоимение" 4 класс ФГОС "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Презентация, конспект, технологическая карта, самоанализ, ресурсный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie4klass.rar | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа № 2
Русский язык
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«МЕСТОИМЕНИЕ»
4 класс
Подготовила:
Письменкова Т. В. - учитель начальных классов
г. Стародуб
2018-2019 уч. год
ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»
Педагогические задачи урока:
- обучающие
- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;
- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами;
- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;
- развивающие
- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;
- развивать устную и письменную речь обучающихся, творческие способности;
- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;
- воспитательные
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;
- прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;
принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;
осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;
формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные УУД:
- познавательные УУД:
распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;
определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;
устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в косвенных падежах;
- регулятивные УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- коммуникативные УУД:
свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
предвидеть последствия коллективных решений.
УМК «Школа России».
Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
На уроке используется мультимедийная презентация.
Оборудование:
- разноуровневые задания;
- экран, презентация (проецирование на экран на отдельных этапах урока 20 мин.);
- смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.
1. Психологический настрой к уроку
- Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.
- Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
Работаем под девизом «Хочу все знать»!
- Для успешной работы на уроке мы возьмём с собой три волшебных слова:
- активность
- внимание
- старание
II. Самоопределение к деятельности.
Постановка учебной задачи.
- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
(Читаю стихотворение)
- Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как не крутись,
В речи нам не обойтись!
- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?
Дети: - Это местоимения!
- Верно, это наши друзья местоимения.
- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи, так как они приготовили нам много занимательных заданий. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
- Но чтобы попасть в город «Местоимений», мы должны определить задачи нашей экскурсии.
Задачи на уроке:
Ответы детей: Мы вспомним: - что такое местоимение
- что местоимение имеет лицо и число
- что местоимение может заменить имя существительное
Мы повторим: - как местоимение может изменяться по падежам
- как пишется местоимение с предлогами
Мне пригодится: - знание местоимений для того, чтобы я был грамотным
- знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной, чтобы
хорошо и правильно писать.
III. Актуализация знаний.
1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- У вас сегодня будет необычное чистописание.
- И начнём мы свой урок,
Несомненно, с этих строк.
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?
- Прочитайте, что же здесь написано?
(Дети читают.)
В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ (Слайд )
- Так что же вы заметили?
Д.: - Здесь записаны разные части речи.
- Какие части речи вы здесь заметили?
Д.: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.
- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!
- Следим за своей посадкой.
- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?
Д. - Предлоги: В, НА, ПОД.
Д.- Союзы: А, НО.
Д.- НОС, что? НОС – это существительное.
Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.
- Что же такое местоимение?
- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения
- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Д.: - Повторили части речи.
- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.
- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…
2. Словарная работа. (Слайд)
- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались:
Аллея, горизонт, соловей, яблоко, жёлтый, ворона.
Самопроверка
- Что повторили, выполняя это задание?
Д.: - Правописание непроверяемых безударных гласных.
3. Игра «Домик» (Слайд)
- Местоимения, выстроив себе домик, попрятались по разным квартирам. Расселите их правильно.
Лицо | Число |
|
| Единственное | Множественное |
1 лицо | ты | я |
2 лицо | мы | вы |
3 лицо | Они, оно | он, она, |
Обмен тетрадями. Взаимопроверка.
Самопроверка по слайду. (Слайд)
Лицо | Число | |
| Единственное | Множественное |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он, она, оно | они |
- Что мы повторили, выполняя это задание?
Д.: - Какое местоимение к какому лицу и числу относится.
- Составить предложение с любым местоимением, подчеркнуть грамматическую основу предложения.
- Чем местоимение является в предложении?
IV. Закрепление.
- Местоимения предлагают вам задания:
1. - Вспомните, как изменяются местоимения?
Технология «Микрофон» (устно)
Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они.
Падежи | Вопросы | я | ты | мы | вы | он | она | оно | они |
И. п. | кто? | я | ты | мы | вы | он | она | оно | они |
Р.п. | кого? | меня | тебя | нас | вас | его | её | его | их |
Д. п. | кому? | мне | тебе | нам | вам | ему | ей | ему | им |
В.п. | кого? | меня | тебя | нас | вас | его | её | его | их |
Т.п. | кем? | мной | тобой | нами | вами | им | ею | им | ими |
П.п. | о ком? | обо мне | о тебе | о нас | о вас | о нём | о ней | о нём | о них |
2. – Повторим, как пишутся местоимения с предлогами?
- Поработаем в парах.
- Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже. (Слайд)
всегда с (она) … заботился о (он)…
плыл от (они)… отвечаю за (она)…
подошёл к (он)… спросил про (они)…
Самопроверка по слайду.
всегда с ней … заботился о нём…
плыл от них… отвечаю за неё…
подошёл к нему3… спросил про них…
3. – Что повторили, выполняя это задание?
Д.: - Если личное местоимение 3 лица он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы н.
- Выполнить морфологический разбор местоимения (к) нему.
Д: (к) нему – мест., н.ф.-он, 3 л., ед. ч., м.р., Д.п., втор.чл.
Самопроверка.
V. Физкультминутка.
- Я иду и ты идёшь (маршируют на месте, руками показывают на себя и на друзей)
- Раз, два, три. (хлопки)
- Я пою и ты поёшь
- Раз, два, три
- Мы идём и мы поём
- Раз, два, три
- Очень дружно мы живём (показывают большой палец)
- Раз, два, три. (хлопки руками над головой)
- Отдыхаем и запоминаем.
- Отдыхаем с пользой.
- Хлопните в ладоши, если не согласны с утверждением.
- Местоимения указывают на предмет и называют его.
"Я" - это личное местоимение 1 лица единственного числа. (Хлопок)
- Личные местоимения изменяются по падежам.
- "Она", "оно", "они" - местоимения 3 лица единственного числа.
"Нам", "нас", "нами" - формы местоимения "мы". (Хлопок)
- Личные местоимения изменяются по лицам и числам.
"Тебе" - это форма местоимения "я". (Хлопок)
"Нас" - это форма местоимения "вы". (Хлопок)
VI. Включение изученного в систему знаний.
- Работа с учебником.
Упражнение 123
Сценка «Разговор лягушек» (разыгрывание по ролям)
- Какие местоимения встретились в сценке?
- Запишите их. Определите лицо, число, падеж
Ты (2 л., ед. ч., И.п.) к нам (1 л., мн. ч., Д.п.) к вам (2 л., мн. ч., Д.п.)
нам (1 л., мн. ч., Д.п.)
- Самопроверка.
- У кого без ошибок?
- Разноуровневая самостоятельная работа (на бумаге)
- Записать предложения с пропущенными личными местоимениями. Обозначить их лицо, число.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Завтра … пойду в библиотеку.
- Спиши, ставя местоимения, данные в скобках, в нужный падеж . Вставь пропущенные буквы, обозначь падеж.
(Я) было лет шесть, а брату около двадцати. Он брал (я) в лес за гр.бами. У (мы) была бол.шая к.рзина. Под каждым дер.вом (мы) ждали гр.бки. Лес был для (я) любимым местом.
- Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу существительные. Подчеркните основу предложения.
(Она) привела нас в лесную глушь. На полянках играет солнечный (он). На (них) дрожат капельки росы. Весело поют (они). Из лесу выскочил (он).
– Для выставления оценки я проверю сама.
- Творческое задание от местоимений. «Составляем синквейн» (Слайд)
1 строчка : Ключевое слово
2 строчка : два прилагательных
3 строчка : три глагола
4 строчка : короткое предложение
5 строчка : Одно слово, связанное с данным понятием.
- Выполняем самостоятельно (Слайд)
1 строчка : Местоимение
2 строчка : личное, важное
3 строчка : указывает, не называет, изменяется
4 строчка : С ним избегаешь повторения
5 строчка : Замена.
- Мы справились с заданием местоимений.
- Двое наших ребят работали над творческими заданиями от местоимений. Послушаем, на какие их «хитрые» вопросы они отвечали.
(Дети задают «хитрые» вопросы, класс отвечает.)
VII. Рефлексия. Итог урока.
- Понравилось ли вам гостить у местоимений?
- Справились ли мы с задачами, которые они перед нами ставили?
- Что на уроке было для меня самым интересным?
- Что на уроке было трудным?
- Оцените свою работу на уроке смайликами:
Жёлтый: Мне было интересно, я понял, что такое местоимение, смогу их распознать;
Зелёный: Мне было интересно, но ещё не всё усвоил о местоимении;
Красный: Я не совсем понял, что такое личные местоимения.
VIII. Домашнее задание
- Найти и записать 5 загадок, в которых есть местоимения.
- Записать 5 пословиц и поговорок с местоимениями.
- Составить текст – поздравление, употребив местоимение.
- Провожая вас, местоимения передали вам такое напутствие:
«Нам бы очень хотелось, чтобы в вашем классе чаще звучало местоимение МЫ (Все дети получают сердечки с надписью Я + Я = МЫ) (Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме "Обобщение знаний о спряжении глаголов". УМК "Школа России"
Данная разработка представлена в виде технологической карты урока, разработанной в сосответствии с ФГОС....
Тема: Обобщение знаний о глаголе. 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Обобщение знаний о глаголе»Цели урока: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не; обобщить знания о единственном и...
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение»...
Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...
Конспект урока "Обобщение знаний о местоимении" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: развитие умений определять лицо, число и род (род для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:-знать, чт...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...