"Учимся находить и проверять орфограммы в слове"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чубарева Татьяна Сергеевна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

«Учимся находить и проверять орфограммы в слове», 2 класс

Цель: совершенствовать знания учеников о пройденных  орфограммах, формировать орфографическую зоркость, отрабатывать каллиграфические навыки.

УУД: 1. Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме, учебное сотрудничество с учителем, ориентация на образец лучшего ученика, умение видеть свои недостатки и достоинства, умение работать  в паре; умение ставить учебные цели.

2.Метапредметные: познавательные - самостоятельно определить тему урока, выделить и сформулировать поставленную цель, проводить анализ и синтез, сравнение и обобщение, проводить рефлексию результатов деятельности;

Регулятивные - умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи на основе известного материала, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;
коммуникативные – слушать и вступать в диалог с учителем и с товарищем, участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

3. Предметные:  умение видеть орфограмму  и уметь её проверять; умение правильно подбирать родственные слова; закрепление написания словарных слов.

Оборудование: пpоектоp, экpан, памятки «Проверка безударной гласной в корне», «Проверка парной согласной в корне», «Алгоpитм провеpки безударной гласной в корне».

Тип урока: закрепление.

Этап

урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Педагогические

приемы

Система

ожидаемых

умений

Организация

класса. (3 мин.)

Подготовить учащихся к работе на уроке. Создание эмоционального настроя.

Приветствие учащихся, организация внимания.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте отгадаем загадку и узнаем, на каком транспорте мы отправимся в путь.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались,  в путь далек,

Лишь оставили дымок.(поезд)

(Слайд 2)

Проверка готовности к уроку.

Умения

самоорганизации.

Актуализация знаний. (3 мин.)

Актуализировать имеющиеся знания, совершенствование каллиграфического навыка.

Итак, мы отправляемся в путь и первая наша остановка на станции «Чистописание»

(слайд 3)

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите число, классная работа.

Пpочитайте слова данные на слайде. Выпишите согласные буквы из слов пеpвого столбика. Из слов втоpого столбика выпишите гласные буквы. (Слайд 4.)

Образуйте паpы согласный-гласный и запишите в тетpадь.

Проговариваем все вместе.

Прочитывают слова.

Выписывают согласные (д, б, ж, в, з).

Выписывают гласные (я, е, и, о, а).

Записывают слоги (дя, бе, жи, во, за).

Индивидуальная

работа.

Совершенствование навыков каллиграфического письма.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин)

Вызов устойчивого интереса к теме урока, мотивация учащихся к учебной деятельность; побуждение учащихся к работе.

Что объединяет записанные буквы?

Что такое оpфогpамма?

С какими орфограммами мы уже знакомы?

Определите тему уpока.

Чему будем учиться на уроке?

Записанные буквы могут быть орфограммами.

Орфограмма – это опасное место в слове.

Безударная гласная в корне, парная согласная в корне, непроизносимая согласная, правописание суффиксов…

Будем учиться находить и проверять орфограммы в слове.

Фронтальная

работа.

Создание

проблемной

ситуации.

Умение

анализировать.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

(7 мин)

Актуализировать имеющиеся знания по изученным орфограммам: безударная гласная и парная согласная в корне.

Итак, мы продолжаем наше путешествие и отправляемся на следующую станцию.

Название данной станции нам подскажут следующие слова: народ, картина, трава, земля, весна. Что у них общего? (Слайд 5.)

 На какие группы можно их разделить.

Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной. Что надо делать, чтобы правильно их писать? Что необходимо делать со словами с проверяемой безударной гласной в корне?

Восстановите алгоритм проверки проверяемой безударной гласной. Поменяйтесь листами с алгоритмами и проверьте.

Запишите слова, подбирая проверочные слова.

Мы отправляемся на следующую станцию.

 Следующую орфограмму вам подскажут буквы.

б

в

д

к

ш

Самостоятельно дополните пары.

Приведите примеры с данной орфограммой

Безударная гласная в корне.

Слова с проверяемой безударной и непроверяемой безударной гласной.

Картина, народ.

Запомнить!

Проверить.

Восстанавливают алгоритм проверки проверяемой безударной гласной.

Взаимопроверка.

(Слайд 6.)

Запись слов.

Трава - травка, земля - земли, весна – весны.

Самопроверка.

Дополняют таблицу.

Самопроверка.

(Слайд 7.)

Приводят примеры  слов с парной согласной в корне.

Закрепление в знакомой ситуации

(25 мин)

Отрабатывать умение находить орфограммы безударная гласная; парная согласная в корне и подбирать проверочные слова.

Работу над упражнением 1 с.7 в рабочих тетрадях выполните в парах.

Организация проверки: каждая пара называет по одному слову и объясняет написание, называя проверочное слово.

Выполняют упражнение в парах.

Работа

в парах.

Целостное осмысление, обобщение имеющихся знаний.

Над какими орфограммами мы работали в этом упражнении? Что общего у этих орфограмм? (Слайд 8.)

-Давайте,  выполним зарядку для пальчиков.

Сравнивают орфограммы. Называют сходства и различия.

Фронтальная

работа

Умение анализировать, сравнивать,

сопоставлять.

Актуализировать имеющиеся знания о суффиксе.

Мы продолжаем путешествие и следующую орфограмму вам подскажут слова из упражнения 2. Что это за орфограмма?

Что такое суффикс? Какие правила правописания суффиксов мы изучили?

Определяют орфограмму – правописание суффиксов.

Называют определение суффикса и изученные правила правописания суффиксов. (Слайд 9.)

Закрепить знания в правописании изученных суффиксов, умение анализировать состав слова.

Выполните самостоятельно упражнение 2.

Самостоятельное выполнение упражнения. Коллективная проверка с объяснением.

Самостоятельная

работа.

Рефлексия.

Как вы объясните правописание изученных суффиксов другим ученикам?

Делают вывод о том, что правописание суффиксов -ость, -чив-, -лив- необходимо запомнить. Чтобы правильно написать слова с суффиксами -ик-, -ек- , -онок-, -ёнок-, -ок-, -ёк-, нужно знать правила правописания.

Умение делать выводы.

Физминутка

( 2 мин )

Актуализировать знания о правописании разделительных Ъ и Ь.

Продолжаем путешествие. Восстановить перепутанные логические цепочки.

Разделительный Ъ пишется

пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, я, ю, и внутри корня или между корнем и окончанием.

Разделительный Ь пишется

после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед буквами е, ё, ю, я.

Самостоятельно восстанавливают правила.

Самопроверка по слайду. (Слайд 10.)

Самостоятельная

работа.

Самопроверка.

Закрепить знания и умения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Выполните упражнение  4 в парах, используя восстановленные правила.

Проверьте свои работы. (Слайд 11.)

Работа в парах.

Самопроверка.

Обобщение знаний по данным орфограммам.

В чем отличие этих орфограмм?

Какие слова из упражнения не подходят под правила, восстановленные вами. Почему?

Находят отличия правописания разделительных Ъ и Ь.

Называют слова – моль, тюлень. Объясняют ответ.

Фронтальная

работа

Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин)

Целостное осмысление, обобщение имеющихся знаний.

Вы хорошо поработали. Вернёмся к задачам урока. Напомните  их.

Над какими орфограммами мы работали? А какие орфограммы мы еще знаем? (слайд 12)

Все ли мы знаем и умеем делать? Над чем нам еще нужно работать?

К концу урока у нас появился маршрут нашего путешествия по орфограммам. Почему на некоторых станциях стоят вопросы?

Наш помощник паровозик, предлагает каждому оценить свою работу. Поднимите кружок такого цвета, который сейчас характеризует ваше настроение.

Д/З. Рабочая тетрадь №2. С.8 упр.3

Вспоминают задачи урока.

Анализируют и оценивают работу класса и свою.

Фронтальная

работа.

Алгоритм проверки безударной гласной в корне

  1.                      Выделить корень
  2.                      Подобрать проверочное слово
  3.                     Определить орфограмму
  4.                     Прочитать слово
  5.                      Поставить ударение

Алгоритм проверки безударной гласной в корне

  1.                               Выделить корень
  2.                               Подобрать проверочное слово
  3.                               Определить орфограмму
  4.                               Прочитать слово
  5.                              Поставить ударение

Алгоритм проверки безударной гласной в корне

  1.                     Выделить корень
  2.                     Подобрать проверочное слово
  3.                     Определить орфограмму
  4.                     Прочитать слово
  5.                     Поставить ударение

Алгоритм проверки безударной гласной в корне

  1.                             Выделить корень
  2.                             Подобрать проверочное слово
  3.                            Определить орфограмму
  4.                            Прочитать слово
  5.                            Поставить ударение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чубарева Татьяна Сергеевна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3» Урок русского языка на тему: «Учимся находить и проверять орфограммы в слове», 2 класс 15.02.2016

Слайд 2

Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок.

Слайд 3

«Станция чистописания» Я тетрадь свою открою, Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

Слайд 4

дуб ёж воз ястреб мир вода я е и о а д б ж в з дя бе жи во за

Слайд 5

Народ, картина, трава, земля, весна . Народ, картина. Трава - травка, земля - земли, весна – вёсна. Безударная гласная в корне

Слайд 6

Алгоритм проверки безударной гласной в корне Прочитать слово Поставить ударение Выделить корень Определить орфограмму Подобрать проверочное слово

Слайд 7

Парные согласные б в д к ш п г т ж ф с з

Слайд 8

В корне. Способы Проверки. безударные гласные парные согласные

Слайд 9

Правописание суффиксов Суффиксы – чив- , -лив- всегда пишутся с буквой И Суффиксы –ов- , -ость- всегда пишутся с буквой О Под ударением пишется –ив- , без ударения - -ев- Например: игр ив ый, вол ев ой Суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и [ ч ’] , -ёнок- после мягких согласных, кроме [ ч ’] -ик- ключ ик и-ключ ик -ек- сыноч к и - сыноч ек

Слайд 10

Разделительный Ъ пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, я, ю, и внутри корня или между корнем и окончанием. Разделительный Ь пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед буквами е, ё, ю, я.

Слайд 11

Вышло вот какое дело: Мол ь Тюлен ь ю шубу с ъ ела. На дворе трещит мороз, А тюлен ь и гол и бос.

Слайд 12

Приставки Приставки от-, об-, по-, под-, про-, до-, о- пишутся с буквой О . Приставки за-, на-, над- пишутся с буквой а .

Слайд 13

и Ь знаки ? ? ? Безударная гласная Парные согласные Правописание суффиксов Разделительные Ъ и Ь знаки Гласные и согласные в приставках Жи – ши, чу – щу, ча - ща

Слайд 14

Мне было не интересно, я ничего не понял Мне было интересно, но я не всё понял Мне было интересно, я всё понял

Слайд 15

Домашнее задание . Рабочая тетрадь №2 с.8 упр.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Учимся находить и проверять орфограммы в слове"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" поможет учителю в интересной форме провести путешествие по стране"Орфография", закрепить изученные орфограммы, используя дифференц...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Учимся находить и проверять орфограммы в слове". ( Начальная школа XXI века, ФГОС).

Осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»

Цель  урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....

Тренажёр по русскому языку на тему "Учимся находить ударный слог в словах"

Тренажёр предназначен для учащихся первого класса, анимирован, красочно оформлен, содержит теоретический и практический материал. Используя этот тренажёр дети быстрее могут научиться ставить в словах ...

"Учимся находить и проверять орфограммы в слове"

Цели урока:cовершенствование знаний учеников о пройденных орфограммах;формирование орфографической зоркости;отрабатывание каллиграфических навыков;развиватие речи, память, мышления, фонематического сл...

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Повторение. Отработка умения находить и проверять орфограммы в корне слова»

На уроке отрабатывается умение определять  изученные орфограммы, знать способы проверки, применять полученные знания при выполнении письменных работ...