Урок русского языка с мониторингом УУД "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока разработан к УМК В.П. Канакиной , В.Г. Горецкого ("Школа России") 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_uroka_i_analiz_uud.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Кныш Наталья Александровна
Учитель начальных классов
СОШ № 18 г. Нерюнгри РС(Я)
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема урока: Неопределённая форма глагола.
Цель: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола.
Задачи: Образовательные:
- Закрепить знания о глаголе, как части речи;
- Повторить правописание изученных орфограмм;
- Развивать умение распознавать глаголы неопределённой формы;
Развивающие:
- Развивать умение самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, формулирования выводов на её основе;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности;
Воспитательные:
- Прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку;
- Воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Прочитайте пословицы.
Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь.
- С книгой поведешься, ума наберешься.
- Учить - ум точить.
- Сделали дело – гуляем смело!
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Одному всей премудрости не пройти.
-Прочитайте свои девизы. Какая общая мысль заключена в ваших девизах?
2. Тема и постановка учебной задачи.
- Отгадайте загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет и поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам ….(Глагол).
- О какой части речи шла речь?
- Какую часть речи продолжаем изучать?
3. Чистописание.
(об)летел (без) билета (об)вязать ( без)домная
Что интересного заметили?
-Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова
- На какие группы можно разделить, записанные слова?
-В каком слове нельзя проверить безударную гласную в корне? Почему?
- Разберите по составу, записанные слова. Какое слово вызвало затруднение? Почему?
-Какая это морфемаа? (окончание или что-то другое?)
4. Актуализация знаний о глаголе, как части речи
- Что вы уже можете рассказать о глаголе? (По ходу рассказа обучающихся учитель на доске записывает схему).
5. Создание проблемной ситуации.
- - Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени. Что же у вас получилось? У всех глаголов смогли определить время? В чем возникло затруднение?
Что сегодня вы будете исследовать?
А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число? (неопределенная форма, начальная форма).
- Работа в группах: прочитать сказку, определить, что же такое инфинитив.
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в черной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
–У меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили отдельное правило.
- Какие важные грамматические признаки инфинитива вы обнаружили ?
Неопределенная форма, нет времени, нет числа, есть вид и суффиксы ть,ти. Два вопроса.
- Итак, глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:
Неопределённая форма глагола
Начальная форма глагола
Инфинитив
- Что такое инфинитив?
- По каким признакам можно узнать неопределённую форму глагола?
- Сравнение своих выводов с правилом учебника стр. 58. Работа с правилом
Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – поднимаете руки вверх.
Свистеть, чертит, гнать, пересказывает, стеречь, колдует, бьёт, научить, поёт, сверкает, блистать, желаю, хотеть, танцует.
- Блиц-опрос. Работа со словарем.
- Замените словосочетания одним глаголом.( В словарях найти значение фразеологизма)
Зарубить на носу (запомнить) Первоначально оборот означал шутливую угрозу. Носом также называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т. п.
Клевать носом (дремать)
Пропустить мимо ушей (прослушать)
Вставлять палки в колеса ( мешать) Оборот восходит к обычаю использовать специальные палки для замедления хода телеги, повозки и других средств передви-жения.
Делать из мухи слона (преувеличивать)
Водить за нос (обманывать)
Бить баклуши (бездельничать) Фразеологизм восходит к названию игры, основная цель которой – сбить небольшие деревянные палочки, или баклуши. С точки зрения занятых людей, сбивать баклуши – пустая трата времени. Отсюда и значение фразеологизма – «делать несерьезное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».
Ответы детей записываются на доске.
-Чем похожи ответы-глаголы? (На что они оканчиваются?) ть ти чь.
-А что это значит?
IV. Работа по учебнику.
1) Анализ упражнения № 150. Найди в тексте и назови глаголы, стоящие в неопределенной форме (устно). На какие вопросы отвечают слова?
Взаимопроверка.
2) Выполнение упражнения №151
- Выпишите из текста глаголы неопределённой формы в два столбика, в зависимости от вопроса, на который они отвечают.
Самопроверка.(сравни с эталоном)
VI. Рефлексия. Итог урока.
- Какие открытия вы сделали на уроке?
- Ребята, перед вами вопросы, оцените себя, ответив на вопросы и поставив на полях ваших тетрадей знаки «+» или «-»
Знаю ли я , что такое глагол?
Знаю ли я, что глагол обозначает?
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
Знаю ли я, как изменяется глагол?
Смогу ли я определить время глагола?
Смогу ли я найти глагол в неопределенной форме?
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Дети объясняют, где поставили минус и почему ?)
Спасибо за работу!
VII. Домашнее задание
Выполнить упражнение № 150 стр. 73,выучить правило.
По результатам анализа урока был составлен мониторинг применения УУД.
Этапы урока | Формируемые универсальные | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Эмоциональный настрой |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. | Познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать выводы в результате совместной работы класса. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и понимать друг друга. Регулятивные : - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану.
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. | Работа с алгоритмом «Основные признаки глагола» Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации |
3. Выявление места и причины затруднения. | Познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - анализ объектов с целью выделения их признаков; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - делать выводы в результате совместной работы класса Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и понимать друг друга. Регулятивные: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану. - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.. | Проблемный диалог, технология проблемного обучения |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) | Познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - анализ объектов с целью выделения их признаков; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - делать выводы в результате совместной работы класса. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и понимать друг друга. Регулятивные: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану. - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. | Карта урока, презентация, Проектная деятельность, задания типа: «Где возникло затруднение? Какое? Почему? Что это?» |
5. Реализация построенного проекта. | Познавательные: - отличать новое от уже известного; - анализ объектов с целью выделения их признаков; - анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и понимать друг друга. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. | Проектная деятельность. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Познавательные: - отличать новое от уже известного; - анализ объектов с целью выделения их признаков; - анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и понимать друг друга. Регулятивные:- учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. | Групповая, парная работа |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Познавательные: - отличать новое от уже известного; - анализ объектов с целью выделения их признаков; - анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам Регулятивные: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; - сличение способа действий и его результата с заданным эталоном. Личностные: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. | Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Познавательные: - отличать новое от уже известного; - анализ объектов с целью выделения их признаков; - анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и понимать друг друга - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. | Групповая, парная работа |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и понимать друг друга. Познавательные: - отличать новое от уже известного; - анализ объектов с целью выделения их признаков; - анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала. - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. | Самооценка ( Использование оценочных вопросов). Самоанализ. (Что получилось? Или не получилось? Почему? ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"
В данной презентации содержится материал к двум последовательным урокам русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Гармония....
Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"
Урок русского языка для 4 класса по системе Занкова с использованием интерактивной доски....
Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...
Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...
Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола".
Развернутый конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе
На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Неопределённая форма глагола"
Презентация к уроку...