Тема урока: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Урок по русскому языку (УМК 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisan_neproizn_sogl.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

       

Учитель: Соловьева И.К.

Предмет: русский язык (УМК « Школа 2100»)

Класс: 3                                          

 Тема урока: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

(Тип урока: урок обобщения и систематизации умений и навыков)

Цель:

1. Углубление знаний о непроизносимых согласных в слове и предупреждение ошибок в написании таких слов

2. Развитие умений различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять  выбор написания.

3. Развитие связной речи

4. Воспитание у детей наблюдательности, любви к природе.

Этапы урока

                                                                        Ход урока

Формирование УУД

1 Актуализация знаний

II. Формулирование  проблемы, планирование деятельности

III. Развитие умений – применение знаний

IV.  Итог урока

V. Домашнее задание

  1. Организационный момент
  2.  Словарная работа

а)  - Комментируем слова: обед, шоссе, лестница, искусство, тетрадь, чувство

- Чем похожи эти орфограммы? (орфограммы – согласные)

- На какие группы можно разделить слова по орфограммам?

( на парные согласные, удвоенные и непроизносимые)

- Прочитайте слова первой группы. ( обед, тетрадь)

- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слова? (оглушается)

- Какие слова отнесем ко второй группе? (шоссе, искусство)

- Что происходит с удвоенными согласными при произношении? (сливаются в один звук)

- Назовите слова третьей группы (лестница, чувство) Что мы знаем о непроизносимых согласных?

б)   - Запишите еще несколько слов:

Отгадайте загадку.

Большой подсолнух в небе,

Цветет  он много лет,

Цветет  зимой и летом,

 А семечек  все  нет.   (Солнце)

День и ночь стучит оно,

Будто бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратиться этот стук.  (Сердце)

Мишка был большой проказник.

У него сегодня ……(праздник)

в)  Используемая технология: работа в парах.

 

Подберите по два однокоренных слова к  этим словам.

(праздничный, праздновать, празднование

Солнечный, солнышко,

Сердечный, сердечко, сердечник, сердцебиение)

- Чтобы правильно записать слова с непроизносимым согласным звуком, что нужно знать и помнить?  (на доске вывешивается инструкция)

1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков.

Лесной  [ сн ], гигантский    [  нск]

  1.          Проверяю, есть в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный.

Лесной – леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет.  Пишем лесной

Гигантский – гиганты. Появился звук   [т]. Надо писать гигантский

  1.       Пишу слово.
  2.       Проверяю написание: обозначаю орфограмму.

Гигантский - гиганты

- Посмотрите на свои однокоренные слова. Можно ли проверить слово праздник? (нет) Его надо запомнить.

 Можно ли проверить слово солнце? (да, солнышко)

Можно ли проверить слово сердце? (да, много проверочных слов)

Г) -- Запишем  предложение:  Это был чудесный праздник весны. 

( запись  предложения   на доске с комментированием)

- Обратите внимание на слово чудесный.

- Всегда ли в словах, где есть сочетание нескольких согласных, есть непроизносимая согласная?

Д)    - Какое шутливое стихотворение  вы выучили дома? Расскажите его друг другу.

Используемая технология – работа в парах

И ужасно, и опасно

Букву т писать напрасно.

Вот чудесно! Вот прекрасно!

Почему это чудесно?

Потому что интересно!

- назовите слова, где нет непроизносимого согласного. (Ужасно, опасно, напрасно, чудесно, прекрасно, интересно)

-Мы проделали огромную работу со словами из словаря. Оцените себя. Как вы справились  со всеми заданиями. Нарисуйте на полях кружочки.  

  

- Как вы думаете, Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (отрабатывать правописание слов с непроизносимыми согласными и слов, где нет непроизносимого согласного)

III.   Работа с электронной  доской.

 – Немного отдохнем… выполним задание.

IV.    Работа в группах

Используемая технология- работа в группах

(группы получают задание: вместо выделенных слов подставить подходящие по смыслу слова.)

Задание для 1 группы

       Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

ненастные

поздней

яростный

радостное

чудесная

Задание для 2 группы

       В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

ужасная

красные

безобразной

прекрасное

звездное

Задание для 3 группы

       Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

небесный

здравствуй

напрасно

солнце

вестники

Проверка на доске СМАРТ.

- Каждая группа зачитывает свой текст.

- Запишите только слова, которые вы вставляли в свой текст. Пополняем  словарный запас.

  1. Закрепление.

-Еще раз вспомним инструкцию, как нужно действовать, если в словах есть сочетание нескольких согласных.

Используемая технология: работа в парах сменного состава.

(Каждый ученик получает  слово с пропущенной орфограммой, записывает его вместе с проверочным словом, графически показывает орфограмму. Затем меняется карточкой с соседом, записывает его слово, дальше ищет себе другую пару    …)

1. Грус-ный

2. прелес-ный

3. прекрас –ный

4. чудес-ный

5. окрес-ный

6. ужас-ный

7.  извес-ный

8. вкус-ный

9. радос-ная

10.  опас-но

- Проверка. Прочитайте слова, в которых нет непроизносимой согласной с проверочными словами (прекрасный, чудесный, ужасный, вкусный, опасно)

- Прочитайте слова, где есть непроизносимый согласный с проверочными словами (грустный, прелестный, окрестный, известный, радостная)

- Оцените свою работу. Нарисуйте кружок соответствующего цвета: справился и нет ошибок - зеленый,

были проблемы – желтый, не справился – красный)

  

  1. Рефлексия.

-  Сегодня на уроке еще раз убедились, что русский язык великий и могучий. Надо много знать чтобы стать грамотным человеком.

-Чем занимались на уроке?

Заполните таблицу самооценки.

Своей работой я….

доволен, так как…

не совсем доволен из-за того что….

не доволен, потому что….

  1. Домашнее задание.

Стр. 90, упр. 6

Познавательные УУД:

  1. Развиваем умение извлекать информацию
  2. Обобщать и классифицировать по признакам

Предметные результаты:

  1. Умение видеть в словах изученные орфограммы

Коммуникативные УУД:

  1. Развиваем умение слушать и понимать  других
  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  3. Умение работать в паре

Предметные результаты:

  1. Умение видеть в словах изученные орфограммы
  2. Осознавать важность орфографически-грамотного письма
  3. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами

Коммуникативные УУД:

  1. Развиваем умение слушать и понимать  других

2.Умение работать в паре

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать тему урока

Предметные результаты:

  1. Умение видеть в словах изученные орфограммы
  2. Осознавать важность орфографически-грамотного письма

Личностные результаты:

эмоциональность

Коммуникативные УУД:

1.Развиваем умение слушать и понимать  других

2.Умение работать в группе

3 .Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные результаты:

1.Развиваем чувство прекрасного - умение чувствовать  красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

2. Интерес к изучению языка

Регулятивные УУД:

1.Осознавать уровень и качество выполнения

Коммуникативные УУД:

1.Развиваем умение слушать и понимать  других

2.Умение работать в паре

3.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные УУД:

1.Осознавать уровень и качество выполнения

Личностные результаты:

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание проверяемых букв согласных в корне слова" (УМК "Школа 2100")

В данной теме урок № 2. Урок нацелен на развитие умений находить разные виды орфограмм - букв согласных в корне, графически обозначать их. Развивать навык объяснять выбор букв с опорой на изученное пр...

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

Урок по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание проверяемых букв согласных в  корне  слова". Цель: – развитие умений находить разные виды орфограмм-букв с...

Презентация "Правописание проверяемых букв согласных в корне слова".

Данная презентация к уроку по теме "Правописание проверяемых букв согласных в  корне  слова". для 3 класса по ОС "Школа 2100"...

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме  "Правописание проверяемых букв согласных в  корне  слова"  ( 3 класс, ОС «Школа 2100»)....

Урок русского языка «Обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова»

Тема урока:  обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова...

«Русский язык» в 3 классе на тему: «Обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова»

laquo;Русский язык» в 3 классе на тему: «Обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова»...