Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание проверяемых букв согласных в корне слова" (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
В данной теме урок № 2. Урок нацелен на развитие умений находить разные виды орфограмм - букв согласных в корне, графически обозначать их. Развивать навык объяснять выбор букв с опорой на изученное правило. Этапы урока взаимосвязаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_na_konkurs.docx | 32.12 КБ |
mststyorskaya_sosh.pptx | 683.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина Наталья Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»
Класс: 3
Тема урока: «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»
Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа 2100»)
Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. В данной теме урок № 2.
Цель: развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова.
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для закрепления умений учащихся проверять буквы согласных звуков в корне слов по обобщённому правилу и развивать умение видеть изученные орфограммы в словах;
- отрабатывать умение правописания слов с изученными орфограммами.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся: чувства любви к родному языку и окружающему миру, уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Развивающие:
- развивать у учащихся: речь, память, мышление и мотивацию к изучению предмета.
Оборудование: кроссворд, семафоры, презентация к уроку, задания от Осени,. осенние листья, учебники
Ход урока:
- Оргмомент.
Учитель:
Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди - покруче, будут старты,
И посерьёзней, будут, а пока:
Нас ждёт урок ...русского языка.
- Словарная работа.
Отгадайте загадку:
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счёт он дням ведёт.
(Календарь.) (Календарь – способ счисления дней в году.)
- Пальчиковая гимнастика:
На руке моей 5 пальцев: 5 – держальцев, 5- хватальцев,
Чтоб держать и чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить,
Чтобы их же посчитать: 1, 2, 3, 4, 5…
Учитель:
- Запишите это слово самостоятельно, выделите корень, подчеркните «опасные места». Составьте и напишите два однокоренных слова слову «календарь» (календарный, календарик).
- Какие слова называют однокоренными? (Слова близкие по значению, с общей частью – корнем.)
- Какое время года на календаре? (осень)
- Чтение учителем стихотворения Бунина И. «Листопад», показ иллюстрации с изображением осени:
(СЛАЙДЫ 2,3,4,5 с изображением осени)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Посмотрите, на это разнообразие цвета листьев в осеннее время…(5 слайд)
Меняя окраску, листья напоминают узоры игры «Калейдоскоп». А что такое «калейдоскоп»?
Калейдоскоп - оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающиеся в разнообразные узоры, (детская игрушка).
- Ребята, а у кого в детстве была эта игрушка?
- Сегодня на уроке русского языка мы поиграем в игру, а её название нам скажет Осень. А принесла их нам красавица – Осень (входит Осень, показывает название игры: «Осенний калейдоско…», раскладывает осенние листья, на обратной стороне которых даны задания).
Только узоры нашего калейдоскопа составят задания по русскому языку.
Дети хором: Осень, осень, в гости просим!
Осень: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам сыграть в игру «Осенний калейдоскоп». Только сменой узоров будут разнообразные задания по русскому языку, написанные на листочках.
- А какие орфограммы присутствуют в слове «осенний»? (удвоенная согласная в корне слова - осенний).
- А можно ли проверить? (нет, такие слова надо запомнить).
- Какая буква пропущена в слове «калейдоскоп»?
- На какую орфограмму?
- Как проверить?
- Сегодня, это одна из орфограмм нашего урока.
- Какие ещё орфограммы согласных в корне слова вы знаете? (непроизносимая согласная в корне слова).
- А как её проверить? Давайте вспомним правило (стр. 83) (Слайд 6)
Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
5. Задания из «Осеннего калейдоскопа»:
- Какая орфограмма станет ещё одной героиней нашего урока, вы сможете ответить, выполнив задание «Осеннего калейдоскопа».
ЗАДАНИЕ № 1
Игра «Найди лишнее», это задание содержит орфограмму…
( Слова: справедливость, доброта, хвастливость - даны на СЛАЙДЕ 7)
- По какому признаку определите «лишнее» слово? (доброта – на конце слова нет мягкого знака; хвастливость – отрицательная черта характера человека).
- А по какому ещё признаку можно выбрать это слово? (непроизносимая согласная «т» в корне слова).
- Прочитайте ключевые слова темы, стр. 85 (СЛАЙД № 8)
- Кто догадался, какая будет сегодня тема урока?
Тема записана на доске: «Правописание проверяемых согласных в корне слова».
6. Сформулируйте цель нашего урока?
- Находить слова с орфограммами-буквами согласного в корне, с непроизносимыми согласными звуками, обозначать их на письме, применять общее правило правописания.
ЗАДАНИЕ № 2 «Составь предложение».
- Составьте и запишите предложение со словом (на слайде № 7), обозначающим положительную черту характера (доброта, справедливость).
- Ребята, а из какого источника информации будет следующее задание нашего калейдоскопа, вы поймёте, собрав слово…
ЗАДАНИЕ № 3 Игра «Шифровка»
У - ч-е-б-н-и-к.
Работа по учебнику: стр. 83, упр. 94
- работа с текстом упражнения;
- самостоятельное выполнение упражнения (с последующей проверкой по эталону «По - секретику»).
- Дети, выполнив задание до конца, просигнальте семафорами.
7.Физкультминутка (под музыку):
Учитель называет парный согласный,
дети «рисуют» движениями туловища его пару,
строчную согласную: «т», «з», «к», «ж», «ф
ЗАДАНИЕ № 4 Отгадывание кроссворда (класс делится на 6 групп)
КРОССВОРД:
Задания:
- Этот овощ убирают в конце осени…
- Опадание листьев у деревьев…
- Осенью оно светит реже…
- Существительное, образованное от глагола – моросить…
Ключевое слово: осень
1. | м | о | р | к | о | в | ь | ||
2. | л | и | с | т | о | п | а | д | |
е | |||||||||
3. | С | о | л | н | ц | е | |||
4. | и | з | м | о | р | о | с | ь |
8.Д/з: упр. 99, стр. 85
9.Рефлексия: Учитель: Посмотрите на листья клёна, на что они похожи? (на пальцы руки)
Зажмите пальцы в кулак и …
- Кому было интересно – разожмите мизинец;
- Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;
- Кто хорошо работал на уроке – средний;
- Кто помогал работе в группе – указательный;
- Кому урок понравился – большой;
Осень: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания «осеннего калейдоскопа». Вы хорошо знаете русский язык. До новых встреч!
Учитель: Ребята, а мы достигли цели , которую ставили в начале урока?
- Чему мы учились на уроке?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лес, точно терем расписной…
ПРАВИЛО : Когда мы проверяем написание букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в корне и непроизносимые согласные звуки в корне слова, мы действуем одинаково.
Найди «Лишнее» слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДОБРОТА ХВАСТЛИВОСТЬ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТЕМЫ: корень слов о днокоренные слова н епроизносимый согласный звук о бозначение на письме о рфограмма – буква согласного в корне о бщее правило правописания
Источники информации: Картинки на тему: «Осень» http:// www.freevector.com/site_media/thumbs/d2/6a/d26a7dd02ac27a738d8b610670750268.jpg http:// lol54.ru/uploads/posts/2013-09/1380372522_lol54.ru_11.jpg http://lol54.ru/uploads/posts/2008-11/thumbs/1227255908_938786_0062.jpg http:// w7t.ru/zooms/7d9a/s/49e4d31d0e.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"
Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...
Конспект урока русского языка в 3классе по теме: Правописание слов с безударными гласными в корне.
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне" по новым стандартам ФГОС....
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Конспект по русскому языку 3 класс на тему: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»
Тема: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»Класс: 3Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)Цель:Содержательная: сформировать знания о способах проверки безударных гласных ...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему: "Правописание частицы НЕ с глаголами"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИЦели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздел...