рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России"3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой начального общего образования по русскому языку, и программы общеобразовательных учреждений авторов В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого (2012), являющейся составной частью системы учебников «Школа России»»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Евдаковская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор школы
учителей начальных классов _______ Е. В. Брезгунова
Протокол № 1 от 26.08.2016г. 26.08.2016г.
Рабочая программа
по русскому языку
3 класс
Программу разработала:
Ходыкина Э.В.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой начального общего образования по русскому языку, и программы общеобразовательных учреждений авторов В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого (2012), являющейся составной частью системы учебников «Школа России»»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и речь (2 ч) |
Наша речь и наш язык. |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) |
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания. |
Слово в языке и речи (19 ч) |
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). |
Состав слова (16 ч) |
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. |
Правописание частей слова (29) |
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). |
Имя существительное (30 ч) |
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных. |
Имя прилагательное (19 ч) |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. |
Местоимене (5 ч) |
Лицо, число, род личных местоимений. |
Глагол (21 ч) |
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. |
Повторение (14 ч) |
Тематическое планирование уроков русского языка
Дата план. | Дата факт. | № урока | Тема урока | Кол- во час |
1-2. | Язык и речь Устная и письменная речь. | (2 ч) 2 | ||
3. | Текст. Предложение. Словосочетание Текст как единица языка и речи | (14 ч) 1 | ||
4. | Текст. Типы текстов | 1 | ||
5. | Предложение. Признаки предложения | 1 | ||
6. | Контрольное списывание. | 1 | ||
7. | Виды предложений по цели высказывания и интонации | 1 | ||
8. | Обращение (общее понятие) | 1 | ||
9 | Обучающее изложение | 1 | ||
10-11 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении | 2 | ||
12 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | ||
13-14 | Простое и сложное предложения Работа с деформированным текстом Р/Р | 2 | ||
15 | Слово в языке и речи Словосочетание | (19 ч) 1 | ||
16 | Словосочетание | 1 | ||
17 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | ||
18 | Работа над ошибками. Однозначные и многозначные слова | 1 | ||
19 | Синонимы и антонимы | 1 | ||
20 | Омонимы | 1 | ||
21 | Слово и словосочетание | 1 | ||
22 | Фразеологизмы | 1 | ||
23 | Изложение «Ёлочка» (упр. 88) Р/Р | 1 | ||
24 | Части речи | 1 | ||
25 | Имя существительное | 1 | ||
26 | Имя прилагательное | 1 | ||
27 | Глагол | 1 | ||
28 | Имя числительное | 1 | ||
29 | Контрольное списывание | 1 | ||
30 | Однокоренные слова | 1 | ||
31 | Гласные звуки и буквы | 1 | ||
32 | Согласные звуки и буквы | 1 | ||
33 | Парные согласные | 1 | ||
34 | Разделительный Ь | 1 | ||
35 | Изложение по составленному плану (упр. 132) Р/Р | 1 | ||
36 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | ||
37 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | ||
38 | Состав слова Работа над ошибками. Корень слова | (16 ч) 1 | ||
39 | Корень слова | 1 | ||
40 | Сложные слова | 1 | ||
41 | Формы слова. Окончание
| 1 | ||
42 | Контрольный диктант за I четверть | 1 | ||
43 | Работа над ошибками. Окончание слова | 1 | ||
1 | ||||
2 четверть | 44 | Что такое окончание. | ||
45 | Как найти окончание в слове | 1 | ||
46 | Что такое приставка | 1 | ||
47 | Как найти в слове приставку | 1 | ||
48 | Значение приставок | 1 | ||
49 | Что такое суффиксы | 1 | ||
50 | Как найти в слове суффикс | 1 | ||
51 | Значение суффикса | 1 | ||
52 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | ||
53 | Основа слова | 1 | ||
54 | Разбор слова по составу | 1 | ||
55 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | ||
56 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова | 1 | ||
57 | Обучающее изложение | 1 | ||
58 | Проект «Семья слов» | 1 | ||
59 | Правописание частей слова | (29часов) | ||
60- 61- 62 | Правописание безударных гласных в корне слова | 3 | ||
63 | Работа с деформированным текстом (упр. 207) Р/Р | 1 | ||
64 | Правописание слов с двумя безударными гласными | 1 | ||
65 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» | 1 | ||
66 | Работа над ошибками. Правописание глухих и звонких согласных в корне слов | 1 | ||
67 | Правописание глухих и звонких согласных на конце слов | 1 | ||
68-69 | Правописание слов с парными согласными в корне | 2 | ||
70 | Обучающее изложение Р/Р | 1 | ||
71- 72- 73 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова | 3 | ||
74-75 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | ||
76 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | ||
77 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 | ||
78 | Работа над ошибками Обобщение. | 1 | ||
3четверть | 79- 80 | Правописание слов. | ||
2 | ||||
81 | Правописание приставок и суффиксов | 1 | ||
82 | Суффиксы –ек, -ик | 1 | ||
83 | Суффиксы –ок, -ёк | 1 | ||
84 | Суффиксы –оньк, -еньк | 1 | ||
85 | Правописание приставок | 1 | ||
86 | Приставки и предлоги | 1 | ||
87 | Правописание слов с Ъ | 1 | ||
88 | Изложение по тексту «Скворец-музыкант» (упр. 278) Р/Р | 1 | ||
89-90 | Правописание слов с Ь и Ъ | 2 | ||
91 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов» | 1 | ||
92 | Работа над ошибками. Части речи (повторение) | 1 1 | ||
93 | Проект «Составляем орфографический словарик» | |||
94 | Имя существительное Имя существительное как часть речи | (30 ч) 1 | ||
95 | Начальная форма имени существительного | 1 | ||
96- 97 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 | ||
98 | Изложение по тексту «Горностай» (упр. 19) Р/Р | 1 | ||
99 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | ||
100 | Проект «Тайна имени» | 1 | ||
101 | Число имён существительных | 1 | ||
102 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа | 1 | ||
103- 104 | Род имён существительных | 2 | ||
105- 106 | Ь на конце имён существительных после шипящих | 2 | ||
107 | Обучающее изложение | 1 | ||
108 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||
109- | Работа над ошибками. Склонение имен существительных | 1 | ||
110 | Падеж имен существительных | 1 | ||
111 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | |||
1 | ||||
112 | Именительный падеж | 1 | ||
113 | Родительный падеж | 1 | ||
114 | Дательный падеж | 1 | ||
115 | Винительный падеж | 1 | ||
116 | Творительный падеж | 1 | ||
117 | Предложный падеж | 1 | ||
118 | Изложение по самостоятельно составленному плану Р/Р | 1 | ||
119 | Косвенные падежи | 1 | ||
120 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» | 1 | ||
1 | ||||
121 | Проект «Зимняя страничка» | |||
122 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи | 1 | ||
123 | Имя прилагательное Сложные имена прилагательные | (19 ч) 1 | ||
124 | Роль имен прилагательных в тексте | 1 | ||
125 | Текст-описание | 1 | ||
126 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | ||
127 | Род имен прилагательных | 1 | ||
128- 129 | Изменение имен прилагательных по родам | 2 | ||
130 | Обобщение знаний | 1 | ||
131- 132 | Число имен прилагательных | 2 | ||
133- 134 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | ||
135 | Обобщение об имени прилагательном | 1 | ||
136 | Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиком» | 1 | ||
137 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
138 | Работа над ошибками Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | ||
139 | Местоимения Личные местоимения | 5 часов 1 | ||
140 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | ||
141 | Изменение местоимений 3 лица по родам | 1 | ||
142 | Роль местоимений в предложении | 1 | ||
143 | Контрольное списывание по теме «Местоимение» | 1 | ||
144- 145- 146 | Глагол как часть речи Значение и употребление глаголов в речи | 14часов 3 | ||
147- 148 | Неопределённая форма глагола | 2 | ||
149- 150 | Изменение глаголов по числам | 2 | ||
151 | Обучающее изложение «Лось» (упр. 204) Р/Р | 1 | ||
152- 153- 154 | Времена глаголов Изменение глаголов по временам | 3 | ||
155- 156 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 2 | ||
157- 158 | НЕ с глаголами | 2 | ||
159 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | ||
160 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||
161-162 | Повторение Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 11часов 2 | ||
163 | Обучающее изложение | 1 | ||
164 | Итоговый контрольный диктант | 1 | ||
165- 170 | Работа над ошибками Повторение пройденного материала за год | 5 |
Контрольно- измерительные материалы по русскому языку 3 класс
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
(входной)
Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
(за 2 четверть)
Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4
Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5
(за 3 четверть)
Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6
(за год)
Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.
ДИКТАНТЫ
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
ДИКТАНТ № 1
(входной)
Цель: проверка остаточных знаний по программе второго класса и навыков каллиграфического написания букв.
Осенью
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание:
- Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
- Слова русский, листья разделить для переноса.
ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание:
- В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
- Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
ДИКТАНТ № 3
по теме «Однокоренные слова»
Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, разбирать слова по составу.
Любители мастерить
Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад. (55 слов)
Слова для справок: лисичка-сестричка.
Грамматические задания:
- Выписать два слова, в которых есть суффиксы, и разобрать их по составу.
- Третье предложение разобрать по членам предложения.
- Выполнить слого-звуковой анализ слова семена.
ДИКТАНТ № 4
(за 2 четверть)
Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.
На улицах города
Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)
(По Н. Калинину)
Грамматические задания:
- Разобрать слова по составу.
1 вариант: подметает, с железным.
2 вариант: подходит, около снежной.
- Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.
- Придумать слова к схемам:
ДИКТАНТ № 5
по теме «Правописание корней»
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твёрдого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.
Подъём в гору
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.
Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.
Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.
Грамматические задания:
- Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения.
- Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ № 6
по теме «Имя существительное»
Цель: формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
Словарная работа: (запись на доске)
Овеяно, легенда, победа, на передовой, генералы, офицеры, солдаты, сражение, Великая Отечественная война, руководство, Маршал Жуков Георгий Константинович, Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение, битва за Берлин, акт о безоговорочной капитуляции Германии, Парад Победы, торжеством, Спасские ворота.
Маршал Победы
Имя Георгия Константиновича Жукова овеяно легендой.
Его сила духа, вера в победу передавались всему фронту.
На передовой в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты.
Все великие сражения Великой Отечественной войны были проведены под руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и битва за Берлин.
Жуков принял акт о безоговорочной капитуляции Германии. Бурная радость перемежалась со слезами.
Ему была оказана честь принимать Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.
Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Грянули торжественные звуки дорогой для каждой русской души музыки Глинки «Славься».
Георгий Константинович Жуков был всегда солдатом Отчизны.
3 КЛАСС. Изложение.
Барсук.
Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку или мышку не пропустит. Но он ест и насекомых. Барсук отыскивает их в земле и вытаскивает сильными лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.
Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто , нет костей, остатков еды. Даже на охоту барсук не идет, пока не наведет туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.
Изложение.
Елка.
Наступил Новый год. Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней игрушек! И рыбки, и грибки, и звездочки, и снежинки. Светятся желтым, красным, зеленым цветом шары. Бусы переплели зеленые ветки. Каждая бусинка сияет и сверкает. А какая звезда горит на верхушке! Как красный огонек с пятью лучиками.
А над елкой под самым потолком - настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подает сигналы.
Ребята пели, плясали, читали стихи. Дед Мороз загадывал загадки и дарил подарки. На празднике было очень весело.
Изложение.
Легенда о жаворонке.
Бродил по России волшебник. Устал. Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пота.
Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить : ломоть хлеба, пара луковиц да кувшин родниковой воды.
Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье-бытье. Пожаловался пахарь – надоело слушать, как камни о плуг грохочут.
Бросил тогда волшебник в небо маленький камень. Ста камень птичкой. Защебетал в поднебесье серый жаворонок. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.
.Изложение.
Осенью в лесу.
Среди редких берез прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся к друг дружке опята на тоненьких ножках.
Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжелыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рев лесного богатыря.
Страшно робкому зайчишке. Все кругом желтое, а у него шубка уже побелела. Ждет бедняжка, когда выпадет снег. Тогда зароется в сугроб – никто его не увидит.
Изложение.
Снег идет.
Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, огородные грядки, деревья.
Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой – острые, как стрелки.
После обеда Таня не узнала свою деревню, стала она вся белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые. Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.
.Изложение.
В берлоге.
Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жилье.
Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
ИЗЛОЖЕНИЕ.
Ежик.
Однажды дети пошли в лес летом гулять. Они нашли ежика. Ежик был очень колючий. Ребята взяли его и принесли домой.
Саша и Маша пришли в гости к Вите. Они решили предложить ежику молока. Он испугался и убежал под ним. Маша и Саша ушли к себе домой. Витя читал книгу. Ежик осмелился , вылез из-под дивана и попил молока. Витя назвал его Колючка. Колючка прожил у Вити целое лето.
Наступило первое сентября. Витя и его друзья взяли Колючку и понесли в школьный живой уголок. Ребята ухаживали за ежиком: кормили его, чистили клетку. Колючке понравилось жить в школе.
Изложение.
Клесты.
На занесенных снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в теплом гнезде не страшен.
Изложение.
Листопад.
Осенью падают желтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья ее испаряют. Если воды мало, листья опадают.
Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?
Воды то много да взять ее дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад.
3 класс. ( 4 четверть) Тема: « Глагол.»
Изложение.
Новый муравейник.
Муравей жил в старом пне. Пень развалился. Наступил конец лета. Муравей задумал строить новый дом.
Все утро он бегал по тропинкам. Вот он спустился в ямку и выполз с большой крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили муравейник.
Муравей выбрал место для жилья около березы. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на березу. С каждым встречным муравьем он останавливался. Теперь все муравьи побежали к ямке за крупинками. К зиме будет новый муравейник.
. ИЗЛОЖЕНИЕ.(СЕНТЯБРЬ)
Прощальная песенка.
Наступила осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на дереве скворечник.
Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонечко запел. Скоро песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.
Птицы прощались с домиком. Скворцы еще прилетят сюда. Они полетят в дальний путь.
3 класс. (4 четверть)Тема « Склонение имен прилагательных.»
Изложение.
Купание медвежат.
Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки. День был знойный. Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами. Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.
Мать окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца. Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.
Прохладное купание освежило медвежат.
Изложение.
Что надо дарить.
Попросил мышонок у Ойки подарок. Лопатку Ойке жалко, в кубики сама играет, машина нужна. Подала мышонку камень. Обиделся мышонок, пожаловался зверюшкам.
Наступил Ойкин день рождения. Пришли гости. Бельчонок принес ореховую скорлупку, зайчонок – мухомор, медвежонок – гнилую шишку, а подружка Машенька – щепку. Принесли то, что самим не нужно.
Стыдно стало Ойке. Заплакала она. Стало всем ее жалко. Принес бельчонок орехов, зайчонок – морковки, медвежонок – меду, Маша – куклу.
- Буду дарить то, что самой нужно! – сказала Ойка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Русский язык (обучение грамоте). 1 класс. ФГОС "Школа России".
Рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся на уроке) по русскому языку (период обучения грамоте) к учебнику "Азбука" 1 клас...
Рабочая программа Русский язык УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспектива"....
Рабочая программа.Русский язык 1 (2)- А класс (для обучающихся с ОВЗ)
Рабочая программа. Русский язык 1(2)-А класс (для обучающихся с ОВЗ)...
Русский язык УМК «Школа России» Класс: 2 класс
Тема урока: Части речи...
Рабочая программа "Русский язык" УМК "Школа России"
Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы НОО образовательного учреждения, Прим...
Рабочая программа Русский язык 4кл "Школа России"
В рабочей программе "Русский язык"4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....
3 класс Рабочая программа. Русский язык УМК "Школа России"
Рабочая программа...