конспект урока русского языка
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Наталья Александровна Сергеева

предмет "Русский язык"/ УМК "Гармония" / тема урока "Наречие" / 4 класс/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5c476c9d80fdf.doc639.5 КБ
Office presentation icon b1548184681.ppt392 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка.

4класс УМК «Гармония»                      2-ой урок по теме.

Тема урока:     « Наречие. Связь глагола с наречием в словосочетании»

Цели урока:

  1. продолжить изучение новой части речи - наречием;
  2. познакомить с новым типом связи в словосочетании- примыканием ;
  3. формировать орфографическую зоркость  у учащихся  через развитие фонематического восприятия, знание и умение применять изученные правила;
  4. формировать  у детей общие представления о правилах написания наречий;
  5.  развивать операции мышления анализ и синтез,  словесно- логическое мышление, воображение, творческие способности;
  6. активизировать словарный запас учащихся уч-ся;
  7.  формировать навыки учебного сотрудничества.

Оборудование:

  1. учебник  «К тайнам нашего языка. Учебник по русскому языку для 4 класса»  ( автор М.С. Соловейчик и др.);
  2. печатная тетрадь «К тайнам нашего языка. Тетрадь- задачник к учебнику  русского языка для 4 класса»  ( автор М.С. Соловейчик и др.);
  3. мультимедийный аппарат для показа слайд-шоу, сопровождающего урок; экран, системный блок, клавиатура;

Форма урока : деловая игра «Урок Мудрой Совы»

Структура урока:

  1. Организационный этап   -2-3 мин.
  2. Этап постановки цели и  задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся– 4-5 мин.
  3. Этап актуализации  знаний-          10-12 минут
  4. Физминутка ( зрительная гимнастика) 1 минута
  5. Этап первичного усвоения новых знаний и первичного понимания -  10-13 мин.
  6. Физминутка ( зрительная гимнастика) 1 минута
  7. Этап  первичного закрепления    – 7-9 мин.
  8. Этап объяснения домашнего задания - 2мин.
  9. Этап подведения итогов/ Рефлексия/ - 3-4 мин

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Дидактический комментарий

Обоснование

Организа-ционный этап

Обращение к уч-ся:

Здравствуйте , ребята!

 ( на слайде сначала только число и название урока, следующие фрагменты появляются по щелчку)

Какое сегодня число и месяц?

/после щелчка появляется изображение  Мудрой Совы/

Нас ждёт урок Мудрой Совы.

-Когда на уроке появляется Мудрая Сова?

Действия уч-ся:

Рассматривают слайд и настраиваются на урок.

Ответы детей:

Сегодня 20 октября.

Ответы детей:

Когда надо узнать что-то новое

2-3 мин

применение информационных технологий:

мультимедийное сопровождение помогает  осуще-ствить деятель-ностный подход к уроку

принцип наглядности обучения

фронтальная работа

использование нетрадиционной формы работы: деловая игра – урок Мудрой Совы

взаимное привет-ствие, настрой на учебную деятель-ность, привлече-ние внимания учащихся

активизация внимания детей,

положительный эмоциональный настрой

Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

( после щелка появляется задание-  отгадать тему)

Тогда узнайте  тему нашего урока

Запомните, какой букве соответствует какая фигура.

/сначала появляется только строчка с фигурами/

Расшифруйте тему урока.

Мудрая Сова нашла в словаре  , откуда появилось в нашем языке слово «Наречие».

Какие цель и задачи  вы поставите перед собой, посмотрев на опорные слова?

Для этого надо:

А вы сможете объяснить, как появилось это слово, с какими словами связано?

Напомните, в каком словаре Мудрая Сова могла найти объяснение происхождения слова

/после щелчка появляется толкование слова/

Из какого языка заимствовано слово «Наречие»?

Чем объясняется название этой части речи?

Действия  детей:

уч-ся рассматривают след.  слайд

Действия  детей:

уч-ся запоминают

Действия  детей:

уч-ся рассматривают след.  слайд

Ответ детей :

Наречие  ( получение фишки за верный ответ)

Ответы детей:

Наша цель- изучение новой части речи

Для этого надо:

-узнать что-то интересное о новой части речи

-вспомнить, что уже знаем о наречии

-определить вид связи в словосочетании, где есть наречие

-работать вместе, в парах, выполняя задания ,помогать друг другу

-развивать память, речь, орфографическую зоркость

-уметь применять свои знания на уроках русского языка

( получение фишки за верный ответ)

Ответы детей:

Уч-ся высказывают свои предположения

В этимологическом

( получение фишки за верный ответ)

Действия  детей:

1 уч-ся читает текст на слайде

Ответы детей:

Уч-ся  ищут ответы на вопросы в тексте

( получение фишки за верный ответ)

4-5 мин

игровой приём Г.А. Бакулиной

фронтальная работа

 принцип сознательности и активности

фронтальная работа

 принцип сознательности и активности

создание положительной  внешней и внутренней мотивации к уроку

Формирование познавательных и регулятивных УУД

привлечение уч-ся к определению темы урока

Привлечение детей к постановке целей урока

Формирование личностных и регулятивных УУД

Мотивационный компонент

Этап актуализа-ции  знаний

Обращение к уч-ся:

Сначала проведём небольшую разминку

Начинаем «Аукцион знаний».

Ответы детей:

-Самые звонкие согласные[ н р`]

 - буквы «эн» «эр»

Действия детей : прописывают буквы и слово

Действия  детей:

уч-ся рассматривают след.  слайд

Ответы детей:

- к самостоятельным

- от глагола

- где? куда? когда? откуда? почему? зачем?  как?

- признак действия

-нет, это неизменяемая часть речи

( получение фишки за верный ответ)

Согласование

В роде, числе и падеже

Управление

Формой падежа

( получение фишки за верный ответ)

6-7 мин

фронтальная работа

соревновательный игровой приём

принцип прочности обучения

активизация внимания детей

актуализация знаний

Обращение к уч-ся:

Откройте словари на с. 138 , найдите во 2 столбике все наречия. Назовите их.

/слова появляются на слайде/

_На какие вопросы отвечают эти наречия?

Назовите орфограммы, которые выделила в этих словах  Мудрая Сова

Прочитаем слова офографически

Запишите эти слова в два столбика . Выделите орфограммы

Действия уч-ся :

Дети находят в словаре и называют наречия

Ответ детей:

Вниз вперёд

впереди вправо

Ответ детей:

Куда? вниз

Куда? вперёд

Где? Впереди

Куда? вправо

Ответ детей:

Уч-ся перечисляют орфограммы

( получение фишки за верный ответ)

Действия уч-ся :

Дети читают слова хором

Дети записывают слова

4-5 мин

смена видов деятельности работа в группах

орфографическая работа

Фронтальная работа

Сам. работа

формирование  орфографической зоркости

формирование познавательных и регулятивных УУД

Физминутка

*** зрительная гимнастика

Действия уч-ся:

дети выполняют гимнастику

1 мин

релаксация во время глазной гимнастики

Этап первичного усвоения новых знаний и первичного понимания

                   Задание 1

Обращение к уч-ся:

А теперь необходимо выполнить работу в группах и ответить на главный вопрос Мудрой Совы.

                       Задание 2

Обращение к уч-ся:

Прочитайте словосочетания, составленные компьютером.

Есть ли  ошибка?

/сначала все словосочетания составлены со словом  «посмотрел»/

Как мы назовём связь  наречия и глагола?

Составьте и запишите с исправленным словосочетанием предложение

Задание 3

Действия уч-ся:

дети получают задания на листках для работы в группах, обсуждают порядок работы и начинают сам. работу

Ответы детей на главный вопрос:

Группы высказывают своё мнение

Действия уч-ся:

Уч-ся разгадывают анаграмму и узнают, кто правильно назвал  связь глагола с наречием (а кто не нашёл правильного ответа)

( получение фишки за верный ответ)

Действия уч-ся:

Дети читают словосочетания и находят смысловую ошибку, исправляют её

( получение фишки за верный ответ)

Ответ детей:

примыкание

Действия уч-ся:

Дети придумывают и записывают предложение с комментированием

Дети читают вывод на с. 63

5-6 мин

4-5 мин

1-2 мин

принцип деятельностного подхода

приёмы учебного сотрудничества: работа в группах

Фронтальная работа

Работа с учебником, закрепление введённых терминов

Комментированное письмо

Закрепление введённого понятия

дети, опираясь на имеющиеся знания, выполняют задания в группах

формирование познавательных и коммуникатив-ных УУД

Формирование языкового чутья

Формирование регулятивных УУД

Физминутка

*** дыхательная гимнастика

Действия уч-ся:

дети выполняют гимнастику

1 мин

релаксация во время дыхательной  гимнастики

Этап первичного закрепления

Обращение к уч-ся:

Работая, в парах, подумайте над вопросами

На следующем слайде сначала появляется только задание/

Продолжая, работать в парах, найдите в №140 с. 63 словосочетания  с наречиями. Отметьте их простым карандашом.

Давайте проверим.

/появляются по щелчку словосочетания/

Докажите , что слово «домой» из существительных перешло в наречия

Запишите в столбик все словосочетания с наречиями 

Действия уч-ся:

дети совещаются

Дети, работая в парах, находят словосочетания с наречиями

Проверка

( получение фишки за верный ответ)

Ответ уч-ся: можно задать вопрос куда? и нельзя задать падежный вопрос

( получение фишки за верный ответ)

Действия уч-ся:

Дети записывают словосочетания в тетрадях

7-9 мин

Работа в парах

Сам. работа уч-ся

Умение сотрудничать, выполнять задания совместно

Формирование регулятивных, познавательных и коммуникатив-ных УУД

Самоконтроль

Этап объяснения     д/з

Обращение к уч-ся:

Дома надо выполнить №141 с.64

Прочитайте  задания. Что необходимо сделать в этом упражнении

Действия уч-ся:

дети получают и обдумывают д/з

2

мин

Самоконтроль

Этап подведения итогов. Рефлексия

Обращение к уч-ся:

Проверим ваши знания, если утверждение верное- поднимите правую руку, если неверное-  левую

Подведём  итоги:

-Изучали мы на уроке  новую часть речи?

- Какие задания вам помогли изучить наречие?

- Что было особенно сложным на уроке?

- Кто или что помогло вам

справиться со сложностями?

-Подсчитайте полученные на   уроке фишки.

-Кто сколько фишек получил?

Вручение значков Мудрой Совы и выставление отметок за урок

- На следующем уроке вы хотите  продолжить изучение наречия?

Действия уч-ся:

Определяют верность утверждений ,поднимая правую или левую руку

Ответы уч-ся

Действия уч-ся: подсчитывают фишки

Ответ уч-ся положительный

3-4 мин

рефлексия

беседа  по итогам урока

вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы

создать определённый настрой на следующий урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Двадцатое октября. Классная работа.

Слайд 2

Тема урока - Н -Р -Ч - А - Е -И

Слайд 3

СЛОВО: НАРЕЧИЕ

Слайд 4

Происхождение слова «наречие» НАРЕЧИЕ (часть речи). Заимствовано из старославянского языка . Наречие буквально означает "наглаголие". Название части речи объясняется тем, что слова этой части речи в большинстве случаев дополняют смысл глагол. Статья из «Школьного этимологического словаря»

Слайд 5

ЧИСТОПИСАНИЕ * Вспомните слово –название темы урока. *Назовите звонкие согласные в этом слове. *Назовите буквы, которыми мы обозначаем данные звуки? *Напишите данные буквы . * Напишите слов НАРЕЧИЕ 3 раза

Слайд 6

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРЕЧИИ? К самостоятельным или служебным частям речи относятся наречия? От какой части речи они чаще всего зависят в словосочетаниях? На какие вопросы наречия отвечают? Что наречия обозначают? Могут ли наречия изменяться по числам, родам, лицам, падежам?

Слайд 7

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ВН И З ВПЕ Р Е ДИ ВП РАВ О ВПЕ РЁД

Слайд 8

Вопросы Мудрой Совы Как называется связь существительного и прилагательного в словосочетании? В каких формах согласуется прилагательного существительным? Как называется связь глагола с существительным? Какой формой существительных управляет глагол? Как называется связь глагола и наречия в словосочетании?

Слайд 9

Связь глагола и наречия X X посмотрел вниз посмотрел вперёд X X Посмотрел впереди Увидел посмотрел вправо

Слайд 10

Разгадай ребус и узнаешь, как называется связь глагола с наречием П И Ы А И Р М К Н Е ПРИМЫКАНИЕ

Слайд 11

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Узнай в учебнике на с. 63, почему наречия примыкают к глаголам ПОДУМАЙ: 1) Могут ли имена существитель-ные тоже отвечать на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? 2) Как их отличить от наречий?

Слайд 12

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Выполните , работая , № 140 с. 63 Давайте проверим X быстр о б е жал X ех а л прям о X ш а гал впереди X свернул на прав о

Слайд 13

Все ли словосочетания мы назвали? X ш ё л домой

Слайд 14

ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ Укажите строчку слов, где наречия написаны верно А) внис вперёд впериди вправо Б) вниз вперёд впереди вправо

Слайд 15

ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 2) Как называется связь глагола с наречием? А) согласование Б) примыкание В) управление

Слайд 16

ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 3) Наречия подчиняются глаголам: А) по форме и по смыслу Б) только по смыслу, так как у наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа

Слайд 17

ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 4) Как в словосочетании отличить существительное от наречия, если слова отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? А) если можно подставить падежный вопрос, то это существительное , нельзя- наречие Б) на эти вопросы отвечают только наречия и никогда существительные

Слайд 18

СПАСИБО ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ! Оцените свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект русского языка

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"...

Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »

Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме:  «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...

Конспект русского языка во 2 классе

Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....

Разработка урока (план-конспект) русского языка во 2 классе по теме "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" УМК "Гармония"

Урок в форме командных соревнований способствует активизации познавательного общения младших школьников, реализации самостоятельных  познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных ...

Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "

конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...

Конспект русского языка "Родительный падеж"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Сложные имена прилагательные»Цели: познакомить с сложными именами прилагательными и их ролью в тексте.Планируемые результаты:...

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык.  Класс: 2 В...