конспект урока русского языка
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
предмет "Русский язык"/ УМК "Гармония" / тема урока "Наречие" / 4 класс/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5c476c9d80fdf.doc | 639.5 КБ |
b1548184681.ppt | 392 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
4класс УМК «Гармония» 2-ой урок по теме.
Тема урока: « Наречие. Связь глагола с наречием в словосочетании»
Цели урока:
- продолжить изучение новой части речи - наречием;
- познакомить с новым типом связи в словосочетании- примыканием ;
- формировать орфографическую зоркость у учащихся через развитие фонематического восприятия, знание и умение применять изученные правила;
- формировать у детей общие представления о правилах написания наречий;
- развивать операции мышления анализ и синтез, словесно- логическое мышление, воображение, творческие способности;
- активизировать словарный запас учащихся уч-ся;
- формировать навыки учебного сотрудничества.
Оборудование:
- учебник «К тайнам нашего языка. Учебник по русскому языку для 4 класса» ( автор М.С. Соловейчик и др.);
- печатная тетрадь «К тайнам нашего языка. Тетрадь- задачник к учебнику русского языка для 4 класса» ( автор М.С. Соловейчик и др.);
- мультимедийный аппарат для показа слайд-шоу, сопровождающего урок; экран, системный блок, клавиатура;
Форма урока : деловая игра «Урок Мудрой Совы»
Структура урока:
- Организационный этап -2-3 мин.
- Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся– 4-5 мин.
- Этап актуализации знаний- 10-12 минут
- Физминутка ( зрительная гимнастика) 1 минута
- Этап первичного усвоения новых знаний и первичного понимания - 10-13 мин.
- Физминутка ( зрительная гимнастика) 1 минута
- Этап первичного закрепления – 7-9 мин.
- Этап объяснения домашнего задания - 2мин.
- Этап подведения итогов/ Рефлексия/ - 3-4 мин
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Дидактический комментарий | Обоснование |
Организа-ционный этап | Обращение к уч-ся: Здравствуйте , ребята! ( на слайде сначала только число и название урока, следующие фрагменты появляются по щелчку) Какое сегодня число и месяц? /после щелчка появляется изображение Мудрой Совы/ Нас ждёт урок Мудрой Совы. -Когда на уроке появляется Мудрая Сова? | Действия уч-ся: Рассматривают слайд и настраиваются на урок. Ответы детей: Сегодня 20 октября. Ответы детей: Когда надо узнать что-то новое | 2-3 мин | применение информационных технологий: мультимедийное сопровождение помогает осуще-ствить деятель-ностный подход к уроку принцип наглядности обучения фронтальная работа использование нетрадиционной формы работы: деловая игра – урок Мудрой Совы | взаимное привет-ствие, настрой на учебную деятель-ность, привлече-ние внимания учащихся активизация внимания детей, положительный эмоциональный настрой |
Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ( после щелка появляется задание- отгадать тему) Тогда узнайте тему нашего урока Запомните, какой букве соответствует какая фигура. /сначала появляется только строчка с фигурами/ Расшифруйте тему урока. Мудрая Сова нашла в словаре , откуда появилось в нашем языке слово «Наречие». Какие цель и задачи вы поставите перед собой, посмотрев на опорные слова? Для этого надо: А вы сможете объяснить, как появилось это слово, с какими словами связано? Напомните, в каком словаре Мудрая Сова могла найти объяснение происхождения слова /после щелчка появляется толкование слова/ Из какого языка заимствовано слово «Наречие»? Чем объясняется название этой части речи? | Действия детей: уч-ся рассматривают след. слайд Действия детей: уч-ся запоминают Действия детей: уч-ся рассматривают след. слайд Ответ детей : Наречие ( получение фишки за верный ответ) Ответы детей: Наша цель- изучение новой части речи Для этого надо: -узнать что-то интересное о новой части речи -вспомнить, что уже знаем о наречии -определить вид связи в словосочетании, где есть наречие -работать вместе, в парах, выполняя задания ,помогать друг другу -развивать память, речь, орфографическую зоркость -уметь применять свои знания на уроках русского языка ( получение фишки за верный ответ) Ответы детей: Уч-ся высказывают свои предположения В этимологическом ( получение фишки за верный ответ) Действия детей: 1 уч-ся читает текст на слайде Ответы детей: Уч-ся ищут ответы на вопросы в тексте ( получение фишки за верный ответ) | 4-5 мин | игровой приём Г.А. Бакулиной фронтальная работа принцип сознательности и активности фронтальная работа принцип сознательности и активности | создание положительной внешней и внутренней мотивации к уроку Формирование познавательных и регулятивных УУД привлечение уч-ся к определению темы урока Привлечение детей к постановке целей урока Формирование личностных и регулятивных УУД Мотивационный компонент |
Этап актуализа-ции знаний | Обращение к уч-ся: Сначала проведём небольшую разминку Начинаем «Аукцион знаний». | Ответы детей: -Самые звонкие согласные[ н р`] - буквы «эн» «эр» Действия детей : прописывают буквы и слово Действия детей: уч-ся рассматривают след. слайд Ответы детей: - к самостоятельным - от глагола - где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? - признак действия -нет, это неизменяемая часть речи ( получение фишки за верный ответ) Согласование В роде, числе и падеже Управление Формой падежа ( получение фишки за верный ответ) | 6-7 мин | фронтальная работа соревновательный игровой приём принцип прочности обучения | активизация внимания детей актуализация знаний |
Обращение к уч-ся: Откройте словари на с. 138 , найдите во 2 столбике все наречия. Назовите их. /слова появляются на слайде/ _На какие вопросы отвечают эти наречия? Назовите орфограммы, которые выделила в этих словах Мудрая Сова Прочитаем слова офографически Запишите эти слова в два столбика . Выделите орфограммы | Действия уч-ся : Дети находят в словаре и называют наречия Ответ детей: Вниз вперёд впереди вправо Ответ детей: Куда? вниз Куда? вперёд Где? Впереди Куда? вправо Ответ детей: Уч-ся перечисляют орфограммы ( получение фишки за верный ответ) Действия уч-ся : Дети читают слова хором Дети записывают слова | 4-5 мин | смена видов деятельности работа в группах орфографическая работа Фронтальная работа Сам. работа | формирование орфографической зоркости формирование познавательных и регулятивных УУД | |
Физминутка | *** зрительная гимнастика | Действия уч-ся: дети выполняют гимнастику | 1 мин | релаксация во время глазной гимнастики | |
Этап первичного усвоения новых знаний и первичного понимания | Задание 1 Обращение к уч-ся: А теперь необходимо выполнить работу в группах и ответить на главный вопрос Мудрой Совы. Задание 2 Обращение к уч-ся: Прочитайте словосочетания, составленные компьютером. Есть ли ошибка? /сначала все словосочетания составлены со словом «посмотрел»/ Как мы назовём связь наречия и глагола? Составьте и запишите с исправленным словосочетанием предложение Задание 3 | Действия уч-ся: дети получают задания на листках для работы в группах, обсуждают порядок работы и начинают сам. работу Ответы детей на главный вопрос: Группы высказывают своё мнение Действия уч-ся: Уч-ся разгадывают анаграмму и узнают, кто правильно назвал связь глагола с наречием (а кто не нашёл правильного ответа) ( получение фишки за верный ответ) Действия уч-ся: Дети читают словосочетания и находят смысловую ошибку, исправляют её ( получение фишки за верный ответ) Ответ детей: примыкание Действия уч-ся: Дети придумывают и записывают предложение с комментированием Дети читают вывод на с. 63 | 5-6 мин 4-5 мин 1-2 мин | принцип деятельностного подхода приёмы учебного сотрудничества: работа в группах Фронтальная работа Работа с учебником, закрепление введённых терминов Комментированное письмо Закрепление введённого понятия | дети, опираясь на имеющиеся знания, выполняют задания в группах формирование познавательных и коммуникатив-ных УУД Формирование языкового чутья Формирование регулятивных УУД |
Физминутка | *** дыхательная гимнастика | Действия уч-ся: дети выполняют гимнастику | 1 мин | релаксация во время дыхательной гимнастики | |
Этап первичного закрепления | Обращение к уч-ся: Работая, в парах, подумайте над вопросами На следующем слайде сначала появляется только задание/ Продолжая, работать в парах, найдите в №140 с. 63 словосочетания с наречиями. Отметьте их простым карандашом. Давайте проверим. /появляются по щелчку словосочетания/ Докажите , что слово «домой» из существительных перешло в наречия Запишите в столбик все словосочетания с наречиями | Действия уч-ся: дети совещаются Дети, работая в парах, находят словосочетания с наречиями Проверка ( получение фишки за верный ответ) Ответ уч-ся: можно задать вопрос куда? и нельзя задать падежный вопрос ( получение фишки за верный ответ) Действия уч-ся: Дети записывают словосочетания в тетрадях | 7-9 мин | Работа в парах Сам. работа уч-ся | Умение сотрудничать, выполнять задания совместно Формирование регулятивных, познавательных и коммуникатив-ных УУД Самоконтроль |
Этап объяснения д/з | Обращение к уч-ся: Дома надо выполнить №141 с.64 Прочитайте задания. Что необходимо сделать в этом упражнении | Действия уч-ся: дети получают и обдумывают д/з | 2 мин | Самоконтроль | |
Этап подведения итогов. Рефлексия | Обращение к уч-ся: Проверим ваши знания, если утверждение верное- поднимите правую руку, если неверное- левую Подведём итоги: -Изучали мы на уроке новую часть речи? - Какие задания вам помогли изучить наречие? - Что было особенно сложным на уроке? - Кто или что помогло вам справиться со сложностями? -Подсчитайте полученные на уроке фишки. -Кто сколько фишек получил? Вручение значков Мудрой Совы и выставление отметок за урок - На следующем уроке вы хотите продолжить изучение наречия? | Действия уч-ся: Определяют верность утверждений ,поднимая правую или левую руку Ответы уч-ся Действия уч-ся: подсчитывают фишки Ответ уч-ся положительный | 3-4 мин | рефлексия беседа по итогам урока | вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы создать определённый настрой на следующий урок |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока - Н -Р -Ч - А - Е -И
СЛОВО: НАРЕЧИЕ
Происхождение слова «наречие» НАРЕЧИЕ (часть речи). Заимствовано из старославянского языка . Наречие буквально означает "наглаголие". Название части речи объясняется тем, что слова этой части речи в большинстве случаев дополняют смысл глагол. Статья из «Школьного этимологического словаря»
ЧИСТОПИСАНИЕ * Вспомните слово –название темы урока. *Назовите звонкие согласные в этом слове. *Назовите буквы, которыми мы обозначаем данные звуки? *Напишите данные буквы . * Напишите слов НАРЕЧИЕ 3 раза
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРЕЧИИ? К самостоятельным или служебным частям речи относятся наречия? От какой части речи они чаще всего зависят в словосочетаниях? На какие вопросы наречия отвечают? Что наречия обозначают? Могут ли наречия изменяться по числам, родам, лицам, падежам?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА ВН И З ВПЕ Р Е ДИ ВП РАВ О ВПЕ РЁД
Вопросы Мудрой Совы Как называется связь существительного и прилагательного в словосочетании? В каких формах согласуется прилагательного существительным? Как называется связь глагола с существительным? Какой формой существительных управляет глагол? Как называется связь глагола и наречия в словосочетании?
Связь глагола и наречия X X посмотрел вниз посмотрел вперёд X X Посмотрел впереди Увидел посмотрел вправо
Разгадай ребус и узнаешь, как называется связь глагола с наречием П И Ы А И Р М К Н Е ПРИМЫКАНИЕ
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Узнай в учебнике на с. 63, почему наречия примыкают к глаголам ПОДУМАЙ: 1) Могут ли имена существитель-ные тоже отвечать на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? 2) Как их отличить от наречий?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Выполните , работая , № 140 с. 63 Давайте проверим X быстр о б е жал X ех а л прям о X ш а гал впереди X свернул на прав о
Все ли словосочетания мы назвали? X ш ё л домой
ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ Укажите строчку слов, где наречия написаны верно А) внис вперёд впериди вправо Б) вниз вперёд впереди вправо
ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 2) Как называется связь глагола с наречием? А) согласование Б) примыкание В) управление
ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 3) Наречия подчиняются глаголам: А) по форме и по смыслу Б) только по смыслу, так как у наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа
ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 4) Как в словосочетании отличить существительное от наречия, если слова отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? А) если можно подставить падежный вопрос, то это существительное , нельзя- наречие Б) на эти вопросы отвечают только наречия и никогда существительные
СПАСИБО ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ! Оцените свою работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект русского языка
Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"...
Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »
Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...
Конспект русского языка во 2 классе
Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....
Разработка урока (план-конспект) русского языка во 2 классе по теме "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" УМК "Гармония"
Урок в форме командных соревнований способствует активизации познавательного общения младших школьников, реализации самостоятельных познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных ...
Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "
конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...
Конспект русского языка "Родительный падеж"
Конспект урока по русскому языкуТема: «Сложные имена прилагательные»Цели: познакомить с сложными именами прилагательными и их ролью в тексте.Планируемые результаты:...
Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В
Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В...