Рабочая программа учебного курса «Родной язык» 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», планируемых результатов начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на примере системы учебников «Школа России», программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной «Русский язык» М: Просвещение, 2011г.
Предмет «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl_rodnoy_yazyk.docx | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом от «___» __________ 20____ г.
________________________ Т.В. Дидич № _____
«___» __________ 20____ г.
Рабочая программа учебного курса
«Родной язык»
1а класс
2019-2020 учебный год
Учитель: Белобородова Светлана Новомировна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2019г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», планируемых результатов начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на примере системы учебников «Школа России», программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной «Русский язык» М: Просвещение, 2011г.
Предмет «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Главными целями изучения предмета «Родной язык» являются:
- воспитание гражданина и патриота;
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;
- формирование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В учебном процессе используются методы: работа с книгой, словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, схематизация, демонстрация, видеометод), метод контроля, практические (наблюдение, эксперимент, демонстрационный опыт, упражнения), интерактивные (дискуссия, анализ конкретных ситуаций, проблемная лекция, ролевые игры, деловые игры) и др. Применяются следующие формы: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, обобщающий урок, урок контроля и коррекции знаний, нестандартные уроки), экскурсии, викторины и др. На уроках русского языка используются средства обучения: программа, учебник, рабочая тетрадь, сборник заданий, наглядные пособия, электронные приложения к учебникам и др.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение родного языка в 1 классе отводится 16 часов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Разделы программы | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Русский язык: прошлое и настоящее | - различать предложение и слово; - делить слова на слоги - находить ударный слог в слове; - различать смысловую и интонационную законченность предложения. | - устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам; - понимать роль ударения в различении смысла слова; - отличать предложение от текста |
Язык в действии | - применять правила переноса слов; - списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове; - употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения; - грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с их произношением, предложения и тексты в 12 – 15 слов | - понимать термин «орфограмма»; - находить изученные орфограммы в слове |
Секреты речи и текста | - простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым; - выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами; - самостоятельно составлять и записывать тексты из 2 – 3 предложений по опорным словам, на определённую тему. | - создавать собственные небольшие тексты (устные) на предложенную тему (по вопросам и опорным словам. |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 8 | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнёром по общению. Формулировать тему и главную мысль текста. Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. |
3 | Язык в действии | 4 | Сравнивать слова по значению и форме (звукобуквенной и формально-грамматической). Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звукобуквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Определять особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Использовать слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство речи. Применять жесты и мимику в русской речи. |
4 | Секреты речи и текста | 4 | Применять устойчивые формулы речевого этикета в общении. Использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Понимать значение и смысл русских пословиц и поговорок. |
Итого: 16 часов |
Приложение 1
Перечень контрольных работ на 2019-2020 учебный год
- Контрольное списывание.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Основное содержание уроков | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов) | ||||||
1. | История русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита | 1 | Создатели русского алфавита, история зарождения письма (кириллица) | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнёром по общению. Формулировать тему и главную мысль текста. Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. | ||
2. | Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 1 | Первые книги на Руси (первопечатник, буквица, заставка, красная строка) | |||
3-4 | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта | 2 | Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | |||
5. | Имена в малых жанрах фольклора | 1 | Использование имен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках | |||
6. | Слово и предложение. Текст. Речь. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. | 1 | Слово, предложение, текст, речь, устная, письменная, сказка, сюжет сказки, герои сказки. | |||
7. | Слова и слоги. Звучание и значение слова. Прямое и переносное значение слов. | 1 | Слово, слоги, значение слова, прямое и переносное значение слова. | |||
8. | Слово огорчает, веселит, утешает. Выполнение слого-звукового анализа слов. | 1 | Роль слова в речи. Основная мысль теста. Слого-звуковой анализ слова. | |||
Язык в действии (4 часа) | ||||||
9. | Как нельзя произносить слова | 1 | Язык, речь, мимика, жесты, интонация, темп речи, ударение. | Сравнивать слова по значению и форме (звукобуквенной и формально-грамматической). Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звукобуквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова, ударение), с помощью моделей слова. Использовать слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство речи. Ударение, постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах, рифма. | ||
10. | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | Предупреждение ошибок в произношении слов | |||
11. | Звукопись в стихотворном художественном тексте | 1 | Обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения | Определять особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Применять жесты и мимику в русской речи. | ||
12. | Сочетаемость слов | Предупреждение ошибок в сочетаемости слов. | ||||
Секреты речи и текста (4 часа) | ||||||
13, 14 | Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. | 2 | Этикет, вежливые слова. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. | Применять устойчивые формулы речевого этикета в общении. Использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Понимать значение и смысл русских пословиц и поговорок. | ||
15 | Цели и виды вопросов | 1 | Вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание. | |||
16. | Проверяем то, что знаем. Игры в слова | 1 | Русские пословицы и поговорки, фразеологизмы, рифма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса родной (русский язык) 4 класс
Данная программа разработана в рамках ФГОС для изучения родного русского языка. Нацелена на формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной це...
Рабочая программа учебного курса «Родная литература».
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов....
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Рабочая программа учебного курса родной русский язык 2 класс
Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка....
Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс
Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс...
Рабочая программа учебного курса родной русский язык 3 класс
Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; ...
Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский язык)» 1 класс
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основой для разработки программы послужила примерная программа по...