Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41 г. УЛАН-УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_________________________ Протокол № ___от «___» _______ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________/Севрюкова М.А. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» ______________________________________ Приказ №______от«___» _______ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
2021 – 2022 учебный год
Учитель: | Ермолина Ольга Валерьевна | ||
Класс | 4 «В» | ||
Всего часов в год | 17 ч | ||
Всего часов в неделю | 0,5 ч |
г. Улан-Удэ,
2021-2022 уч. г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные:
Регулятивные-
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты :
Обучающиеся будут понимать:
- многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
- особенности эпистолярного жанра;
- типы текстов;
- понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
- основные элементы композиции текста.
Обучающиеся будут уметь:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь основных элементов композиции текста;
- распознавать стили речи.
Воспитательные цели и задачи изучения учебного предмета родной русский язык:
- воспитание уважения к родному (русскому) языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка;
- расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа; знакомство с фактами истории родного языка;
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку:, гордости и уважения к родному языку как части русской национальной культуры;
задачи:
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;.
Содержание учебного предмета
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
В основу раздела положена система лингвистических понятий: традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова ,заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте (идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).
-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.
-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница );
-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица);
-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.), синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской пунктуации и история знаков препинания .
Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4часа)
В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование, вопросы в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.
Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в определении жанра текста и языковых средств.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой) . Редактирование заданных текстов .
Календарно-тематическое планирование
Класс | Дата | № урока | Тема урока | Цели урока | Содержание урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | |
Русский язык: прошлое и настоящее |
| ||||||||
4 | 1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения | Текущий | с.9 №5 | ||
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения. | Текущий | с.17 №8 | |||
3 | Красна сказка складом, а песня – ладом | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный) | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения. | Текущий | с.30 №14 | |||
4 | Красное словцо не ложь | Иметь представление о фразеологизмах. Расширение фразеологической записи, тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи, составление текстов с фразеологизмами | Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей | Объяснять значения устойчивых выражений | Текущий | с.39 №9 | |||
5 | Язык языку весть подаёт | Наблюдение за словами, пришедшими из других языков и словами, ушедшими в другие языки | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения | Текущий | с.51 №9 | |||
6 | Проектные задания | Повторить и систематизировать полученные знания | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | Практическая работа | |||||
Язык в действии | |||||||||
7 | Трудно ли образовывать формы глагола? | Повторить и закрепить образование форм времени; наблюдать особое употребление формы настоящего и будущего времени в тексте | Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне) | Различать время глагола, изменять глаголы по временам | Текущий | с.62 №7 | |||
8 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | Наблюдать за тем, что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне) | Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать предложение | Текущий | с.67 №6 | |||
9 | Как и когда появились знаки препинания? | Повторить правило о постановке знаков препинания в предложениях. Отработать навык расстановки знаков препинания при записи предложений | История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста | Устанавливать связь между словами в предложении и словосочетании. Объяснять выбор нужного знака препинания в предложении. Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков | Текущий | с.70 №2(2) | |||
10 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | Продолжить формирование умения составлять план сочинения по вопросам, записывать по плану сочинение | Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста | Практическая работа | |||||
Секреты речи и текста | |||||||||
11 | Задаём вопросы в диалоге | Познакомить с понятиями монолог и диалог. Продолжить формирование навыка чтения по ролям | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы | Участвовать в учебном диалоге. Определять правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия другой стороны | Текущий | с.77, №5 | |||
12 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | Обучение сжатому пересказу и умению делать вывод из прочитанного текста, находить основную мысль; продолжение работы по редактированию текста | Особенности озаглавливания текста | Учиться правилу подбора заголовка. Выделять главное в тексте. Анализировать текст, выделять основную мысль и тему текста | Текущий | с.83, №7 | |||
13 | Учимся составлять план текста | Учить цитировать текст; делить текст на смысловые части; составлять план; пересказывать историю, пользуясь планом | Составление плана текста, не разделённого на абзацы | Анализировать и кратко характеризовать текст. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике. | Текущий | с.87, №3 | |||
14 | Учимся пересказывать текст | Обучение пересказу исходного текста с изменением лица повествователя, подбор заголовка, составление плана и редактирование текста | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне) | Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать текст | Текущий | с.96, №5 | |||
15 | Учимся оценивать и редактировать тексты | Учить работать с толковым словарем и словарем происхождения слов; находить в тексте рассуждения; цитировать текст. Продолжить формирование умения расширять каждый пункт плана, чтобы он превратился в тезис | Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста | Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. | Текущий | с.99, №2 | |||
16 | Текущий | с.105, №6 | |||||||
17 | Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | Практическая работа |
Учебно-методическое обеспечение
1. Примерная программа начального общего образования по родному русскому языку О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов ,Е.И Казакова, М.И.Кузнецова
,Л.В.Петленко ,В.Ю.Романова.
2.О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая. Русский родной язык Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М.: Просвещение ,2019 год.
3.Методические пособия для учителя
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая. Русский родной язык. Методическое пособие - М.: «Просвещение», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Русский язык" для 6 класса под редакцией Т.А, Ладыженской...