Рабочая программа учебного курса родной русский язык 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnoy_russkiy_yazyk_2_klass.docx | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по родному (русскому) языку 2-4 классы
1. Рабочая программа по родному (русскому) составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897;
- примерной программы по родному (русскому) языку, соответствующей ФГОС;
- авторской программой «Русский родной язык 1-4 классы». под ред. О. М. Александровой.–М. : Просвещение, 2020 г., УМК «Школа России».
2.Учебники: Александрова О.М. и др. Русский родной язык. 1-4 классы М.: Просвещение, 2020 г.
3. Цели и задачи.
- Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
4.Место предмета родному (русскому) языку в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МКОУ Козловская СОШ на изучение родного (русского) языка на уровне начального общего образования отводится 102 часа во 2-4 классах (во 2 классе 1 час в неделю, всего 34 часа; в 3 классе 1 час в неделю, всего 34 часа; в 4 классе 1 час в неделю, всего 34 часа).
5.Периодичность и формы контроля и промежуточной аттестации.
Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Контроль осуществляется в соответствии с положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ Козловская СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
∙ проговаривать последовательность действий на уроке;
∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
∙ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:
∙ воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
∙ осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
∙ понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
∙ выразительно читать и пересказывать текст;
∙ делить текст на части, озаглавливать части;
∙ подробно и выборочно пересказывать текст;
∙ правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
∙ делить слова на части для переноса;
∙ правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
∙ писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
∙ обращать внимание на особенности употребления слов;
∙ ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
∙ составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
∙ составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
В конце второго года изучения курса родного русского языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее ( 13 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (11 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (10 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Тематическое планирование
по учебному курсу «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Класс _2_
Учитель _Леликова Ольга Николаевна
Количество часов по учебному плану 34 в неделю 1 час.
Рабочая программа по учебному курсу «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ
- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2021-2022 уч. год
- положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ Козловская СОШ;
- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательны
учреждениях»;
Учебник Русский родной язык 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. и др., М.: «Просвещение», 2020
№ п\п | ТЕМА | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | ДАТА | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | По плану | По факту | ||||
1 | По одёжке встречают… | 1 | Знать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети, что ели в старину. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование установки на здоровый образ жизни. | Объяснять, откуда такое разнообразие слов в русском языке Строить речевое высказывание в устной форме. Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем. | ||
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | 1 | ||||||
3 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. | 1 | ||||||
4-5 | Каша-кормилица наша. | 2 | ||||||
6-7 | Любишь кататься, люби и саночки возить. | 2 | Знать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы, игры и игрушки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Планировать своё действие. Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | ||
8-9 | Делу время, потехе час. | 2 | ||||||
10-11 | В решете воду не удержишь. | 2 | Знать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь, связанные с традицией русского чаепития. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | ||
12-13 | Самовар кипит, уходить не велит. | 2 | Знать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | ||
14 | Проект «Почему это так называется?». | 1 | Знать, почему это так называется | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Прогнозирование результата. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||
15-16 | Помогает ли ударение различать слова? | 2 | Знать для чего нужны ударение, синонимы, антонимы. Знать, что такое фразеологизмы, знать способы объяснения значения слов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Планировать своё действие. Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | ||
17 | Для чего нужны синонимы? | 1 | ||||||
18 | Для чего нужны антонимы? | 1 | ||||||
19-20 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | 2 | ||||||
21-22 | Как можно объяснить значение слова? | 2 | ||||||
23-24 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 2 | Знать основные приёмы чтения стихов и сказок. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение проговаривать последовательность действий на уроке. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||
25-26 | Учимся вести диалог. | 2 | Знать приёмы общения, средства связи: лексический повтор, местоименный повтор. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||
27-28 | Составляем развёрнутое толкование значения слова. | 2 | ||||||
29-30 | Устанавливаем связь предложений в тексте.
| 2 | ||||||
31-33 | Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. | 3 | Знать виды текстов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||
34 | Повторение пройденного. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса родной (русский язык) 4 класс
Данная программа разработана в рамках ФГОС для изучения родного русского языка. Нацелена на формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной це...
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.
Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...
Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса
Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс
Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс...
Рабочая программа учебного курса родной русский язык 3 класс
Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; ...
Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» 1-4 классы
Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» 1-4 классы...