Урок русского языка в 1 классе по теме "Перенос слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
- Познакомить учащихся с правилом переноса слова по слогам; способствовать отработке
умения делить слова на слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozhegova_m.a.russkiy_yazyk_1_klass_.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24
г. Братск
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Перенос слов»
1 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
высшей категории
Ожегова Маргарита Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 1 класс
Учитель: Ожегова Маргарита Александровна.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема урока: Перенос слов.
Цели учебного занятия |
умения делить слова на слоги. Формировать УУД: - Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Задачи урока | 1) Образовательные: - создать условия для обучения учащихся правилам переноса слов, организуя самостоятельное наблюдение детей за языковым материалом. 2) Развивающие: - развивать умение видеть разные по количеству слогов слова; - развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах орфограмму, графически обозначать ее); - развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия. 3) Воспитательные: - способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде. - способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы. |
Планируемые результаты | 1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями): - научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам; - получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов. 2) Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность): - Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; - Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. 3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации. |
Основные понятия | Слог, слово, перенос |
Межпредметные связи | Окружающий мир, информатика. |
Информационно-технологические ресурсы | УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Медиаресурсы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс, авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г. - https://www.youtube.com/watch?v=89XhZOs_NE8 (2:15) - http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/pismo-orfografiya/perenos-slov?seconds=0&chapter_id=2217 (с 1:38 до 4:50 ~ 3 мин.) |
Организация пространства: | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технология проведения урока (этапы) | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Ребята! Сегодня мы отправляемся в лес собирать весенние цветы. На нашей поляне должны появиться цветочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите!
| Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. На доске - изображение лесной поляны, на которой появляются «нужные» цветочки. Конкретизирует и подводит итог в определении целей. | Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу. Дети выбирают цветочки:
(доказывают, почему выбрали эти цели) | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Личностные УУД: -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин) Цели: - организовать актуализацию умений учащихся; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | - Для чего в речи нужны слова? - Вставьте слово, пропущенное в предложении. Мы рисуем подснежник. | Создаёт проблемную ситуацию. | - Слова нужны, чтобы называть предметы, действия… Один ученик записывает предложение на доске, остальные дети – у себя в тетрадях. - Слово «подснежник» не умещается на строке. - Что делать? - Можно писать сразу на другой строчке. - Можно написать мельче и уместить на этой строчке. Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в переносе слова. | Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Иногда возникает необходимость слова переносить. - Что такое перенос? Слово это произошло от слова переносить. Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести заболевание, встречу на другой день. - Как же переносить слова? - Где можно понаблюдать за переносом слов? Возможно, ответ найдём в книгах. Понаблюдаем за тем, как переносят слова в книгах нашей классной библиотечки. | Создаёт условия для организации деятельности по планированию. | Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы. | Познавательные УУД (общеучебные): - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (6 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Каждый ряд получает ксерокопию страницы книги и инструкцию по поиску. Через некоторое время итоги работы обсуждаются. Какие слова нашли? Как они были перенесены? А теперь посмотрим небольшой сюжет, в котором возникла такая же проблема, как у нас – слово на доске не умещалось, и нужно было его перенести. https://www.youtube.com/watch?v=89XhZOs_NE8 (2:15 мин.) - Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока? - Как можно выполнить перенос слова подснежник? - Допишите предложение до конца, выполнив перенос слова подснежник. | Создаёт условия для организации работы в группе. Фронтальная работа. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты. | Собирают информацию (дети получают ксерокопии страниц книг, находят слова, которые были перенесены с одной строки на другую), анализируют, делают вывод: «Слова перенесены по слогам». Смотрят видеоролик. Дети дают два варианта переноса слова: под-снежник: подснеж-ник Затем дописывают предложение, переносят слово, используя один из вариантов. | Познавательные УУД: - выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; - формулирование ответов на вопросы; - обучение работе с разными видами информации. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
V. Реализация построенного проекта (7 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | А теперь посмотрим ещё один небольшой видеоролик и познакомимся с правилами переноса слов. http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/pismo-orfografiya/perenos-slov?seconds=0&chapter_id=2217 (с 1:38 до 4:50 ~ 3 мин.) - Предлагаю поиграть, потренироваться в переносе слов, используя правила. Разобьёмся на команды по цвету. Составим слова. Слова для игры: КРОКУС КРО-КУС МЕДУНИЦА МЕ-ДУ-НИ-ЦА НАРЦИСС НАР-ЦИСС КАЛУЖНИЦА КА-ЛУЖ-НИ-ЦА ФИАЛКА ФИ-АЛ-КА (найти фото к каждому цветку) | Организует просмотр видеоролика, комментирует правила переноса. Организует игру в больших группах - упражнение творческого характера | Учащиеся смотрят отрывок видеоурока и знакомятся с правилами переноса слов, проговаривая правила хором. Учащиеся переносят полученные знания в ситуацию. | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - умение работать по коллективно составленному плану. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Предлагаю поработать в парах. (в учебнике с. 38 упр. 4) - Запишите слова, разделив их чёрточкой для переноса. Посовещайтесь с соседом по парте. | Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся. | Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. | Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз (1 мин) | А теперь немного отдохнём. . | Физминутка | Дети повторяют упражнения за учителем | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполним самостоятельно в тетрадях упр. 5, с.38. - Прочитайте. Это текст? - О чём говорится в тексте? - Подберите заголовок к тексту. - Запишите последнее предложение в тетрадь, используя правила переноса слов. - Кто при записи предложения переносил слова с одной строки на другую? - Какие слова вы переносили? -Как вы это сделали? -Давайте сравним ваши варианты с образцом на доске: - А теперь предлагаю выполнить задания из электронного приложения к нашему учебнику «Русский язык»: 1. «Игра «Собираем слова» Распределите слова на две группы: в одну корзину слова, которые можно разделить для переноса, а в другую, которые нельзя перенести с одной строки на другую. 2. Игра «Перенос слов» Раздели слова горизонтальными чёрточками для переноса. | Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Учитель организует самопроверку работ учащихся по эталону, образцу, представленному на доске, выявляет места и причины затруднений, организует работу над ошибками. Проводится работа по электронному приложению к учебнику. Учитель демонстрирует игру на экране, объясняет задание, помогает детям в выполнении задания на интерактивной доске. | Дети самостоятельно выполняют упражнение после инструкции учителя. Происходит самопроверка работ учащихся по образцу на доске, выявляются и исправляются ошибки. Дети выполняют задания на интерактивной доске, раскладывая слова в разные корзины. Здесь же происходит проверка – при неправильном выполнении задания звучит сигнал-предупреждение. На интерактивной доске дети расставляют в словах знак переноса. При ошибочном выполнении чёрточка не ставится – дети имеют возможность сделать повторную попытку. Работа ведётся по вариантам (девочки- мальчики) Мальчики выписывают слова, которые можно перенести. Девочки – слова, которые перенести нельзя | Регулятивные УУД: - овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: - овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Вы хорошо поработали! - О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке. Выберите понравившийся вам лепесток цветка. Давайте вместе соберём один общий цветок на нашей лесной полянке - Спасибо за урок! | Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают самооценку своей деятельности на уроке. | Познавательные УУД :- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...
Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)
Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....
Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.
Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...
Презентация урока русского языка. 3 класс. Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.
Презентация урока (закрепление) русского языка в 3 классе с детьми с ОВЗ( с интеллектуальными нарушениями) .Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов....