Урок обобщения"Имя Существительное".
план-конспект урока по русскому языку

ПУШКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

Технологии:  исследовательская и проектная деятельность, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka22.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Технологическая карта урока

Учитель начальных классов Пушковой Галины Алексеевны

МКОУ Вараксинской ОШ

Смоленской области Сычёвского района Д.Вараксино 2019 год.

Ф. И. О.: Пушкова Галина Алексеевна

Школа: МКОУ Вараксинская ОШ

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3-4 (класс-комплект)

Дата: 18 января 2019 г.

Тема урока: «Имя Существительное. Обобщение»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

Предметные:

             Метапредметные:

             Личностные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»;

совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать память, логическое мышление, творческое воображение;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать интерес к изучению русского языка (патриотизм), культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Технологии:  исследовательская и проектная деятельность, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Методическое оснащение урока:

  1. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Дидактическое обеспечение: учебник русского языка;  словарь В. И. Даля; презентация; раздаточный материал(сигнальные карточки, шифр, карта урока).
  3. Программное обеспечение: Vord       Pover Point.
  1. Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, стимулирования и мотивации.
  2. Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

п/п

Этапа

Цель этапа

Форма

УД

Методы

и

приёмы

работы

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД

Время

1.Мобили-зующий этап

(Организа-

ционный)

Настроить учащихся на работу.

Ф

- Урок знаменательный нынче у нас.

К нам гости пришли долгожданные в класс.

Что гостям сказать нам надо?

-  Видеть Вас мы очень рады!

Приветствие учащихся

Организация своего рабочего места.

Личностные

1

2. Мотивация познавательной деятельности

(Постановка цели и задач урока)

Минутка чистописания

Определить цели урока

Д

И/Ф

Беседа

Слайд № 1

Р., у вас на партах лежат карточки с шифром.

Расшифруй запись, поставив буквы в соответствии с цифрами.

Слайд №2

Какова же цель нашего урока?

Да, вы совершенно правы, мы накопили много информации

 по теме «Имя существительное», а сегодня мы повторим и обобщим знания по этой части речи.

Слайд №3

Запишите тему в тетрадь.

Имя существительное.

Обобщить знания по теме.

Записывают тему урока.

Регулятивные:

развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

Личностные:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

2

3.

Актуализация знаний

Выяснить актуальность предстоящей работы по теме урока.

(Для чего?)

Ф

Работа со словарём

Демонстрация.

Слайд № 4-5

Сегодня мы с вами  не просто обобщим знания,  а попробуем составить ПАСПОРТ имени существительного.

Для начала выясним, что такое паспорт.  Лексическое значение этого слова. Кто знает?

В толковом словаре В. В. Даля я нашла следующее разъяснение этого слова.

Слайд № 6

Паспорт – официальный документ, удостоверяющий личность владельца;

регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования.

Где вы встречали слово ПАСПОРТ?

Паспорт – это документ.

Паспорт родителей, паспорт телевизора,  и т. д.

Личностные: формирование осознания смысла своих учебных действий

3

Проблемный вопрос

Как вы думаете, какая информация содержится в этом документе?

Вывод:  значит,  в паспорте содержится самая важная информация.  Из  него можно узнать  всё самое  необходимое о его владельце  и запомнить.

Имя человека, его отчество и фамилия,  год рождения, национальность и т. д.

Проблемный вопрос

В чём же актуальность нашей работы?

Верно.

Приступим к работе.

Паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного.

4.

Обобщение и систематизация

Подготовка учащихся к обобщённой деятельности.

Воспроизведению на новом уровне.

Вы заметили, что паспорт состоит из страничек.

Для того чтобы получить первую страничку для нашего паспорта, надо ответить на вопрос.

Познавательные:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

17

Выяснить, что помнят дети о значении имени существительного;

 о его постоянных и непостоянных признаках;

о синтаксической роли в предложении.

Ф

Проблемный вопрос

Демонстрация

Слайд № 7 -8

Имя существительное говорит о себе:

«Давно живу я в мире этом.  Даю названья всем предметам»

Каким  же  предметам  даёт название имя существительное?

Приводите примеры.

Молодцы!

Мы получаем 1 страничку нашего паспорта.

Слайд № 9

Имя существительное обозначает:

- конкретные предметы;

-вещества;

- живые существа и растения;

- явления природы;

- географические названия;

- общественные явления;

-действия или состояния.

Физкульт -

минутка.

И

Проблемные вопросы

Переходим ко второй страничке.

Кто желает выйти к доске и ответить на следующий вопрос?

Хорошо!

Мы получаем вторую страничку нашего паспорта.

Слайд № 10

Следующий желающий должен ответить на третий вопрос.

Молодец! Мы получили ещё одну страничку нашего паспорта.

Слайд № 11

Есть ещё желающие? Прошу ответить на следующий вопрос.

Хорошо!

Слайд № 12

Какие признаки имени существительного мы

повторили?

Слайд № 13

 (Солнышко)

Ученики по очереди выходят к доске, читают вопросы и отвечают на них.

Постоянные

1

И

Работа с

Технологич. Картой

 

Слайд № 14

Дадим возможность 3 классу

обдумать всю информацию

и сделать записи в технологическую карту.

Объясняю.

Дети записывают.

3

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель: закрепление  учебных действий.

Г

И

П

Ф

И

Проблемный вопрос

Морфологическая задачка «Аленький цветочек»

Игровой элемент.

Работа с текстом

Сигнальные карточки.

Работа с картой.

А для 4 класса есть ещё один очень важный вопрос. Какой ещё постоянный признак имеет имя существительное? О нём вы узнали в 4 классе.

Расскажите подробнее о 3-х скл. Имён сущ.

Молодцы! Правильно!

Слайд№ 15-17

(Сказка)

Узнали сказку?

Пока девочки заполняют карты,

вам такое задание:

(читаю отрывок)

Сейчас вам предстоит помочь купцу.

Работать вы будете в группе, поэтому повторим правила работы в группе.

Постарайтесь выполнить это задание за 2 минутки.

Проверим,  как вы справились со своим заданием.

-  Какие товары вы не смогли распределить по ларцам?

Почему?

Хорошо.

Слайд № 18 (дочки довольны)

Все постоянные признаки ИС мы повторили?

Задание для 4 класса:

заполнение технологической карты.

Слайд №19

Задание для  3 класса: найдите  слова о зиме и определите их род.

Закрепим наши знания.

Слайд № 20 (текст)

Внимание на экран, читаем текст.

Как можно  озаглавить?

Ребята, сейчас вы будете работать в парах, пара – это маленькая группа, поэтому повторим правила работы в группе. Слайд № 21, 22

Слушайте задание.

1 пара: выписать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

2 пара: выписать собственные и нарицательные имена сущ.;

3 пара: выписать существительные   М.р,  Ж.р.,

Ср. р.

Договаривайтесь в паре кто, что будет выписывать.

Времени у вас 5 минут.

 Проверяем.

 Слайд № 23

Приготовьте сигнальные карточки.

Сейчас вам надо определить падеж имён сущ., выделенных красным цветом.

Какой вывод сделаем?

Сколько падежей в русском языке?

Сейчас нужно определить число имён сущ, выделенных зелёным цветом.

Какой вывод можно сделать?

Изменение существительных по падежам и числам это их постоянный или непостоянный признак?

Мы  получили ещё 2 странички для нашего паспорта.

Физкультминутка (Спорт-

Олимпиада)

Слайд № 24

А сейчас запишите в своих картах сведения о непостоянных признаках.

Отвечают.

3 склонения имён существительных.

Учащиеся 4 класса

Распределяют слова по ларцам.

Отвечают по очереди.

Бусы, ножницы.

Отвечают.

Да.

По очереди находят слова о зиме и определяют их род.

1 ученик читает вслух.

Дети работают в парах.

Называют по очереди.

Имена существительные изменяются по падежам.

Имена существительные изменяются по числам..

Непостоянный.

Записывают.

Познавательные:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение. Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

15

Ф

Игровой элемент.

Наблюдение за синтаксической ролью имени сущ.

Р. все вы знаете , что сейчас идёт Масленица, а какая же Масленица без блинов и ярмарки!

Блины у вас впереди, а ярмарка прямо сейчас.

А на нашей ярмарке слова.

Вам нужно составить предложение.

Запишем предложение в тетрадь и на доску.

Слайд №25

Каким членом предложения является имя сущ.?

Какой вывод можно сделать?

 Мы получаем последнюю страничку для нашего паспорта.

Дети выбирают по 1 слову из коробочка.

Пушистый снег повис на ветвях ели.

Имя сущ. В  предложении может быть главным и второстепенным членом.

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Вопрос

Какая графа осталась у вас не заполненной? Что вызвало затруднения?

Регулятивные:

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

2

 7.Рефлексия.

Оценка учащимися своей учебной деятельности.

Дети, у каждого из вас на партах  лежат смайлики 3-х цветов. Выберете один из них и прикрепите на лесенку знаний.

  1. Если вам было интересно и вы всё поняли- жёлтый.
  2. Если вам было интересно, но вы что-то не поняли – зелёный.
  3. Если вы не знаете, что можно сказать об уроке –

Красный.

Регулятивные

1

8.Итог урока, выставление оценок.

Анализ итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.

Как вы думаете, удалось нам обобщить знания об имени сущ.?

Посмотрите  у нас получился совсем настоящий паспорт и если вы что-нибудь забудете, то найдёте в нём нужную информацию.

Благодарю всех за работу и ставлю …. оценки.

Слайд № 26

2

9.Задание на дом

Слайд № 27

Домашнее задание предлагаю на ваш выбор. Можно выполнить задание в учебнике 3 класс вопросы «Проверь себя» стр. 62.

4 класс – упр. 365 стр. 44.

Или напишите маленькое сочинение на тему: «Я - имя существительное».

Урок окончен!

1

                                                                                                                                                                                 Итого:

45

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"Урок - презентация состоит из 3 частей. Каждая часть продолжение урока. Интересные виды работы. Физминутка для глаз....

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».

На данном уроке  закрепляются умения учащихся определять род и число имён существительных, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные с использован...

Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»

На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения: формирование умения работать  статичных  парах группах в режиме интер...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."

Урок для 2 класса.Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Создать условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в н...