Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сухова Зоя Александровна
Урок для 2 класса.Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Создать условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в написании и определении существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи.

Сухова Зоя Александровна

учитель начальных классов  

МКОУ «Зарубинская СОШ»

Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для  отработки практических навыков в написании и определении существительных.  

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

 Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

         Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; ноутбук: карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на доску, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.

        Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный,  метод стимулирования и мотивации.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Слово приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!                                  

2.Психологический настрой на урок 

Пожмите соседу руку,

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте хорошего настроения.

 -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

3.Работа над девизом урока

Посмотрите на доску , соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.  (На откидной доске разбросаны слова пословицы)

Повторенье - мать ученья.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья.

 

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Я тетрадочку открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не кривлюсь,

За работу я берусь!

II.Минутка чистописания.

Чтобы проверить у всех старание

У нас минутка чистописания.

-В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн.

-Какая это буква? (эм)

-Дайте информацию об этой букве

(Буква «эм» обозначает звук м , мь. Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом.)

-Запишите в тетради одну строчку этой буквы.

-Вспомните и запишите 3 словарных слова на букву эм.

Мы вспоминаем словарные слова на букву эм (объясняем орфограммы)

-Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)

III Разминка пальцев.

-Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)

-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)

Давайте сделаем разминку для пальчиков:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради

Будут буковки писать.

IV. Орфографическая минутка.

-Посмотрите на доску, здесь записаны слова. Давайте их прочитаем

Ветер, ручьи, Россия,  река, деревья, земля, заяц, весна, колья.

-На какие группы по орфографическим признакам  можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).

1.Задание по группам. 

-Первый ряд запишет  слова с непроверяемой безударной гласной;

- второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово;

-третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.

2.Проверка 

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).

Какое слово здесь лишнее? (Россия-собственное, а остальные нарицательные)

-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные). (Заяц- одушевленное, а остальные неодушевленные)

V. Актуализация знаний и постановка темы урока.

-О какой части речи мы с вами сейчас говорили?

- Было ли что незнакомо вам?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, посмотрите на девиз нашего урока, он вам поможет.

 Обобщение знаний об имени существительном как части речи»).

-Какова же цель нашего урока?

 (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).

-Ваши цели на урок? (внимание, грамотно, красиво, правильно)

VI. Формирование способов практических действий.

1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

-Какой частью речи они являются? (Как вы определили? (По вопросу)

1.Работа над стихотворением

-А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовила ученица нашего класса.

- Подумайте, о каком времени года в нем говорится? 

Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.
Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
Ей казалось, что её лес и не заметил.
Он заметил.
Он её птичьим звоном встретил.
Пробудились ото сна все лесные дали.
Удивляется она: неужели ждали?
А деревья ей в ответ низко поклонились.
Шапки зимние у них с головы свалились.
(О весне).

-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).

-Какое время года у нас на дворе? (Весна).

- Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки

2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными

(Слова записаны на карточке)

Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.

-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).

3.Работа в паре.

-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).

-Распределите слова в две группы.

-Будем работать в паре, вспомните правила работы в  паре.

  Кто?                      Что?

медведь               Москва

грач                      солнце

Иван                      снег

заяц                       мороз

лиса                      оттепель

ворона                   сосульки

4.Проверьте свою работу.

-Какие слова  в первом и втором столбике будут лишними? Почему? 

( Москва, Иван - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена  существительные).

- Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)

Имена, фамилии, клички, города,

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?  

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)

-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?

(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)

V. Физкультминутка.        

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.            (Повороты влево, вправо)

Потянулся он со  сна:        (Потягивание - руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.            (Вращение головой)

Наклонился взад- вперед,           (Наклоны вперед, назад)

Вот он по лесу идёт,

Ищет мишка корешки             (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец,  медведь наелся

И на брёвнышко уселся.                     (Дети садятся)

5. Работа в паре.

-Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.  

Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.(Слова записаны на откидной доске справа)

-Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

-Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».

- Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

-В каком числе еще могут быть имена существительные?

 Измените их число.

- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)

- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

(Имена существительные изменяются по числам)

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…) 

VI. Развитие речи. 

-Посмотрите на доску, здесь записаны слова.

- Составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.

(Слова на доске: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).

-Составляем предложения, записываем в тетрадь.

-Оставьте  строчку для заглавия Озаглавим текст.

(Пригрело яркое солнце. Побежали звонкие ручейки. На дорогах появились лужи.(СОЛНЦЕ ПРИГРЕЛО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

-Найдем грамматическую основу.

-Записали текст «Весна», а теперь послушаем стихотворение «Весна»

 VII. Беседа о здоровье.

 (Один учащийся читает вслух)

Тает снег. Журчит ручей.

Где же прыткий воробей?

Воробей крикливый где?

Он лежит в своем гнезде.

Рядом капли и микстура,-

У него температура.

Воробей скакал по лужам

И теперь лежит простужен.

-Назовите весенние имена существительные, которые встретились в этом стихотворении. (Ручей, гнездо, лужи)

-Ребята, а вам наверное тоже весной захочется побегать по лужам.

-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?

 (Надо заботиться о своем здоровье)

VIII. Обобщение по теме. Составление кластера. 

-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.

-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и  составим кластер.

-Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)

-Объединяемся в группы

Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов

(Имя существительное, часть речи, кто? что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)

IX. Проверка работы. Рефлексия.

А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

 -отлично усвоил тему урока       img1                                       

-знаю, но не могу рассказать img2

-ничего не понял img3

X.  Итог урока. 

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

XI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по теме: « Имя существительное» .  

Спасибо за работу. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».

Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Общее представление об имени существительном как части речи

Предмет: Русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Общее представление об имени существительном как части речиЦели урока: Продолжить знакомство обучающихся с именем существительным, распознавать имя существ...

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"

Урок по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...