Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Сухова Зоя Александровна
учитель начальных классов
МКОУ «Зарубинская СОШ»
Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в написании и определении существительных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; ноутбук: карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на доску, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2.Психологический настрой на урок
Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте хорошего настроения.
-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
3.Работа над девизом урока
Посмотрите на доску , соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. (На откидной доске разбросаны слова пословицы)
Повторенье - мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)
«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не кривлюсь,
За работу я берусь!
II.Минутка чистописания.
Чтобы проверить у всех старание
У нас минутка чистописания.
-В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн.
-Какая это буква? (эм)
-Дайте информацию об этой букве
(Буква «эм» обозначает звук м , мь. Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом.)
-Запишите в тетради одну строчку этой буквы.
-Вспомните и запишите 3 словарных слова на букву эм.
Мы вспоминаем словарные слова на букву эм (объясняем орфограммы)
-Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)
III Разминка пальцев.
-Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
Давайте сделаем разминку для пальчиков:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради
Будут буковки писать.
IV. Орфографическая минутка.
-Посмотрите на доску, здесь записаны слова. Давайте их прочитаем
Ветер, ручьи, Россия, река, деревья, земля, заяц, весна, колья.
-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).
1.Задание по группам.
-Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной;
- второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово;
-третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.
2.Проверка
-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).
Какое слово здесь лишнее? (Россия-собственное, а остальные нарицательные)
-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные). (Заяц- одушевленное, а остальные неодушевленные)
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
-О какой части речи мы с вами сейчас говорили?
- Было ли что незнакомо вам?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, посмотрите на девиз нашего урока, он вам поможет.
(«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»).
-Какова же цель нашего урока?
(Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).
-Ваши цели на урок? (внимание, грамотно, красиво, правильно)
VI. Формирование способов практических действий.
1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).
-Какой частью речи они являются? (Как вы определили? (По вопросу)
1.Работа над стихотворением
-А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовила ученица нашего класса.
- Подумайте, о каком времени года в нем говорится?
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.
Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
Ей казалось, что её лес и не заметил.
Он заметил.
Он её птичьим звоном встретил.
Пробудились ото сна все лесные дали.
Удивляется она: неужели ждали?
А деревья ей в ответ низко поклонились.
Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне).
-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).
-Какое время года у нас на дворе? (Весна).
- Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки
2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными
(Слова записаны на карточке)
Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.
-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
3.Работа в паре.
-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
-Распределите слова в две группы.
-Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.
Кто? Что?
медведь Москва
грач солнце
Иван снег
заяц мороз
лиса оттепель
ворона сосульки
4.Проверьте свою работу.
-Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?
( Москва, Иван - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные).
- Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
Имена, фамилии, клички, города,
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?
(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)
V. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивание - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад)
Вот он по лесу идёт,
Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
5. Работа в паре.
-Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.
Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.(Слова записаны на откидной доске справа)
-Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
-Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».
- Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
-В каком числе еще могут быть имена существительные?
Измените их число.
- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)
- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам)
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)
VI. Развитие речи.
-Посмотрите на доску, здесь записаны слова.
- Составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.
(Слова на доске: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
-Составляем предложения, записываем в тетрадь.
-Оставьте строчку для заглавия Озаглавим текст.
(Пригрело яркое солнце. Побежали звонкие ручейки. На дорогах появились лужи.(СОЛНЦЕ ПРИГРЕЛО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-Найдем грамматическую основу.
-Записали текст «Весна», а теперь послушаем стихотворение «Весна»
VII. Беседа о здоровье.
(Один учащийся читает вслух)
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Назовите весенние имена существительные, которые встретились в этом стихотворении. (Ручей, гнездо, лужи)
-Ребята, а вам наверное тоже весной захочется побегать по лужам.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?
(Надо заботиться о своем здоровье)
VIII. Обобщение по теме. Составление кластера.
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер.
-Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)
-Объединяемся в группы
Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов
(Имя существительное, часть речи, кто? что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)
IX. Проверка работы. Рефлексия.
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
-отлично усвоил тему урока
-знаю, но не могу рассказать
-ничего не понял
X. Итог урока.
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по теме: « Имя существительное» .
Спасибо за работу. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».
Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Тема урока: «Порядок разбора имени существительного как части речи»
Конспект урока...
Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Общее представление об имени существительном как части речи
Предмет: Русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Общее представление об имени существительном как части речиЦели урока: Продолжить знакомство обучающихся с именем существительным, распознавать имя существ...
Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"
Урок по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"...
Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
Материал содержит сценарий урока по данной теме...
Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".
В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...