Особенности обучения младших школьников устаревшей лексике.
статья по русскому языку

Шерстнева Дарья Михайловна

Обучение детей литературному чтению и русскому языку в современных условиях должно отвечать целям  создания гуманистических школ, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов ребенка, его приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа, развитие творческих способностей, формирование высокой культуры  речевого общения, удовлетворение стремления детей к самостоятельному мышлению и действию. С учетом этого  учебники по чтению для начальной школы  в образовательной системе  «Школа 2100» включают в себя произведения устного народного творчества, литературы XVIII-XIX веков,  являющиеся  материалом изучения  национальных традиций русского народа, его истории и культуры. В первую очередь речь идет о сказках, пословицах, поговорках, былинах, загадках, насыщенных устаревшей лексикой.

С произведениями, которые содержат устаревшую лексику, дети начинают знакомиться уже во втором классе. Они изучают творчество А. Пушкина, П. Ершова, в чьих произведениях часто имеет место устаревшая лексика. Дети также читают раздел «Устное народное творчество», где встречаются поговорки, пословицы, народные песни, былины, загадки и пр., также богатые на содержание устаревшей лексики.

Методическим аппаратом учебников по чтению для работы  с устаревшими словами предлагаются объяснения в сносках. Однако количество объясняемых слов достаточно невелико, составляет всего лишь около  25% от встречающихся на страницах учебника общего количества устаревших слов.По своим функциям сноски достаточно близки к словарям.В них даются краткие пояснения значений  малопонятных слов. Некоторые толкования являются до такой степени лаконичными, что всего содержания устаревших слов не раскрывают.

В результате анализа программ и учебников по русскому языку для начальной школы по образовательной программе «Школа 2100» стало очевидно, что большое внимание в течение всех четырех лет уделяется словарной работе. Однако в основном используются лексические упражнения практического характера, выполнение которых обусловлено изучением грамматики, состава слова, орфографии и пр. По лексике, устаревшей в том числе, теоретических сведений детям практически не дается.

Устаревшие слова также достаточно редко включаются в дополнительный дидактический материал к урокам русского языка, поскольку большинством учителей это не рассматривается как необходимость, они полагают, что на уроках чтения работы с этими словами вполне достаточно.

Итак, можно сделать вывод о том, что, предлагая различные варианты работы с текстом, особенно на уроках русского языка, ведущие методисты на словарную работу с устаревшей лексикой учителей ориентируют недостаточно, в результате чего ее усвоение и изучение в начальной школе вызывает определенные трудности.

Новейшая программа «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой  (авторы:С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петренко, В.Ю. Романова)  предусматривает изучение раздела «Лексика «      (2 часа), где также рассматриваются устаревшие слова. Работу по обогащению словарного запаса школьников ведут  не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, математики.  Сквозная рубрика «Путешествие в прошлое» подразумевает не только работу  над значением слова, но показывает связь с историческими корнями. Другими словами, производится  этимологический анализ слов, показывается их происхождение, изменение значений с течением времени, рассматривается  современное звучание и пр.

Важно отметить, что изучение тем, посвященных на уроках русского языка устаревшей лексике, начинается уже во втором классе в блоке «Как устроен наш язык». На изучение заимствованной и  устаревшей лексики выделяется пять часов.

 

Тема урока

Методические приемы изучения темы

112

Слова исконные и заимствованные

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Сравнение исконно русских и заимствованных слов

116

Заимствованные слова

Наблюдение: заимствованные части слова (корни,  приставки, суффиксы). Поиск заимствованных слов и анализ их значений.

120

Устаревшие слова

Проблемная ситуация в рубрике «давай подумаем». Обсуждение правила. Знакомство с устаревшими словами. Анализ изменения значения слов

121

Устаревшие слова

Наблюдение: значение современных слов и их исторических «родственников». Работа с рубрикой «путешествие в прошлое». Знакомство с новыми словами.

125

Повторение лексики и состава слова

Упражнение: заимствованные слова, многозначность слова. Наблюдение: заимствованные суффиксы

 

Происходит введение понятия «устаревшие слова», детей учат различать такие слова в речи и тексте. В школьных учебниках по данной системе также встречаются специальные упражнения, посвященные устаревшей лексике. По мнению авторов программы, об устаревшей лексике школьникам важно знать следующее: трактовку понятия, причины устаревания, особенности отражения в словарях, роль и место в художественной литературе.

При этом школьной программой не предусмотрено разграничение архаизмов и историзмов.

С устаревшими словами авторами предлагаются следующие  варианты работы.

1)      Объяснение «трудных» слов посредством использования   иллюстративного материала (зарисовки на доске, рисунка, книжной иллюстрации, предмета и пр.).

2)      «Трудное» слово может объясняться посредством подбора синонимов.

3)      При подборе контекста распознавать сложное для понимания слово школьникам становится проще.

4)      Просьба о помощи у взрослых или сверстников.

5)      Нахождение в словарной статье значения нужного слова. В классной библиотеке для этого рекомендуется иметь «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

6)      Работа по предлагаемому учебником словарю.

7)      Воспроизведение в памяти произведений с устаревшей лексикой, выписывание названия этих произведений на карточку.

8)      Соотношение «трудного» слова с его историческими корнями, то есть изучение истории возникновения.

9)      Использование предложенных в рабочих тетрадях по литературному чтению рубрик, таких как «Поиск», «Подсказка», «Точное слово», «Выбор», «Соотнеси», «Проба пера» и пр.

Авторы программы с целью ознакомления детей с понятием устаревших слов сопоставляют историю слова и историю вещи.

Так, в  рубрике «Из истории языка» предлагается  лексическое значение слов «сафьян» и «кушак»:

«Слова сафьян и кушак употреблялись в старину. Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном – тонкую и мягкую козью или овечью кожу. Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа».

Тут же разъясняется понятие «устаревшие слова»:

«Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые обозначали эти предметы или явления постепенно забываются – устаревают.

Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими,

Сейчас устаревшие слова мы можем встретить в сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории».

Учебник по русскому языку предлагает упражнения следующего характера:

1) знакомство с устаревшими словами,  их толкование, выявление причин  архаизации;

2) осуществление словарной работы, выполнение упражнений для повторения синонимов и антонимов;

3) проведение  работа с поговорками, пословицами, содержащими в своем составе  устаревшие слова;

4) получение определенных знаний о роли в художественном стиле устаревших слов;

5) использование  познавательного занимательного материала, посвященного старинным русским мерам длины;

6) выполнение упражнений, где следует найти устаревшие слова непосредственно в тексте.

Упражнения, различные  по своим видам, помогают учащимся усвоить лексические понятия, а также понятия, которые связаны с различными пластами лексики, и сферу их использования.

Составляя упражнение, авторы постарались предусмотреть, какие теоретические сведения по лексике будут усвоены и за­креплены учащимися, какие при этом будут сформирова­ны умения и навыки.

В учебниках  по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной представлено большое число архаизмов и историзмов, особенно широко – собственно-лексические и лексико-фонетические архаизмы.

Пример: 3 класс, 1 часть, упр. 83.

В древности в русском языке было слово окрест, что означало «вокруг, около, на все четыре стороны» (архаизм) [13].

В учебниках по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной устаревшая лексика представлена во всех классах (с 1 по 4). Большое количество историзмов и архаизмов представлено в 3 – 4 классах.

Пример: 2 класс: «Маленькая дверь в большой мир» 2 ч.:

Петр Ершов «Конек-Горбунок»

Стали думать да гадать –

Как бы вора соглядать

Стало сызновасмеркаться…

Тут Иван с печи слезает,

Малахай свой одевает…

Соглядать – подсмотреть (архаизм).

Сызнова – снова (архаизм).

Малахай – длинная, широкая одежда без пояса (историзм).

Проанализировав учебники «К тайнам нашего языка» по программе «Гармония», мы пришли к выводу, что в данном УМК по русскому языку историзмы и архаизмы встречаются только во втором и четвертом классе в небольшом объеме.

Пример: 2 класс, 2 часть, упр. 36.

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет… (А. Пушкин)

Лебедь – ж.р., сейчас лебедь – м.р. (архаизм).

Таким образом, чтобы соответствовать требованиям ФГОС НОО, работа по изучению устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения должна быть более насыщенной, что требует разработки специальных систем упражнений.

 

 

 

 

Литература

  1. Бухалов А.В. Устаревшая лексика как лингвистическая составляющая этнокультуроведческого подхода в обучении русскому языку // Rhema. Рема. – 2012. –  № 1. – С. 74-83.
  2. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.   
  3. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников  // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С.47- 52.
  4. Вольникова Е.А., Бугрова А.В. Устаревшие слова и неологизмы русского языка // В сборнике: «Язык как основа современного межкультурного взаимодействия» Всероссийская научно-практическая конференция. – 2014. – С. 17-22.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherstneva_1.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения младших школьников устаревшей лексике.

Обучение детей литературному чтению и русскому языку в современных условиях должно отвечать целям  создания гуманистических школ, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов ребенка, его приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа, развитие творческих способностей, формирование высокой культуры  речевого общения, удовлетворение стремления детей к самостоятельному мышлению и действию. С учетом этого  учебники по чтению для начальной школы  в образовательной системе  «Школа 2100» включают в себя произведения устного народного творчества, литературы XVIII-XIX веков,  являющиеся  материалом изучения  национальных традиций русского народа, его истории и культуры. В первую очередь речь идет о сказках, пословицах, поговорках, былинах, загадках, насыщенных устаревшей лексикой.

С произведениями, которые содержат устаревшую лексику, дети начинают знакомиться уже во втором классе. Они изучают творчество А. Пушкина, П. Ершова, в чьих произведениях часто имеет место устаревшая лексика. Дети также читают раздел «Устное народное творчество», где встречаются поговорки, пословицы, народные песни, былины, загадки и пр., также богатые на содержание устаревшей лексики.

Методическим аппаратом учебников по чтению для работы  с устаревшими словами предлагаются объяснения в сносках. Однако количество объясняемых слов достаточно невелико, составляет всего лишь около  25% от встречающихся на страницах учебника общего количества устаревших слов.По своим функциям сноски достаточно близки к словарям.В них даются краткие пояснения значений  малопонятных слов. Некоторые толкования являются до такой степени лаконичными, что всего содержания устаревших слов не раскрывают.

В результате анализа программ и учебников по русскому языку для начальной школы по образовательной программе «Школа 2100» стало очевидно, что большое внимание в течение всех четырех лет уделяется словарной работе. Однако в основном используются лексические упражнения практического характера, выполнение которых обусловлено изучением грамматики, состава слова, орфографии и пр. По лексике, устаревшей в том числе, теоретических сведений детям практически не дается.

Устаревшие слова также достаточно редко включаются в дополнительный дидактический материал к урокам русского языка, поскольку большинством учителей это не рассматривается как необходимость, они полагают, что на уроках чтения работы с этими словами вполне достаточно.

Итак, можно сделать вывод о том, что, предлагая различные варианты работы с текстом, особенно на уроках русского языка, ведущие методисты на словарную работу с устаревшей лексикой учителей ориентируют недостаточно, в результате чего ее усвоение и изучение в начальной школе вызывает определенные трудности.

Новейшая программа «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой  (авторы:С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петренко, В.Ю. Романова)  предусматривает изучение раздела «Лексика «      (2 часа), где также рассматриваются устаревшие слова. Работу по обогащению словарного запаса школьников ведут  не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, математики.  Сквозная рубрика «Путешествие в прошлое» подразумевает не только работу  над значением слова, но показывает связь с историческими корнями. Другими словами, производится  этимологический анализ слов, показывается их происхождение, изменение значений с течением времени, рассматривается  современное звучание и пр.

Важно отметить, что изучение тем, посвященных на уроках русского языка устаревшей лексике, начинается уже во втором классе в блоке «Как устроен наш язык». На изучение заимствованной и  устаревшей лексики выделяется пять часов.

Тема урока

Методические приемы изучения темы

112

Слова исконные и заимствованные

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Сравнение исконно русских и заимствованных слов

116

Заимствованные слова

Наблюдение: заимствованные части слова (корни,  приставки, суффиксы). Поиск заимствованных слов и анализ их значений.

120

Устаревшие слова

Проблемная ситуация в рубрике «давай подумаем». Обсуждение правила. Знакомство с устаревшими словами. Анализ изменения значения слов

121

Устаревшие слова

Наблюдение: значение современных слов и их исторических «родственников». Работа с рубрикой «путешествие в прошлое». Знакомство с новыми словами.

125

Повторение лексики и состава слова

Упражнение: заимствованные слова, многозначность слова. Наблюдение: заимствованные суффиксы

Происходит введение понятия «устаревшие слова», детей учат различать такие слова в речи и тексте. В школьных учебниках по данной системе также встречаются специальные упражнения, посвященные устаревшей лексике. По мнению авторов программы, об устаревшей лексике школьникам важно знать следующее: трактовку понятия, причины устаревания, особенности отражения в словарях, роль и место в художественной литературе.

При этом школьной программой не предусмотрено разграничение архаизмов и историзмов.

С устаревшими словами авторами предлагаются следующие  варианты работы.

  1. Объяснение «трудных» слов посредством использования   иллюстративного материала (зарисовки на доске, рисунка, книжной иллюстрации, предмета и пр.).
  2. «Трудное» слово может объясняться посредством подбора синонимов.
  3. При подборе контекста распознавать сложное для понимания слово школьникам становится проще.
  4. Просьба о помощи у взрослых или сверстников.
  5. Нахождение в словарной статье значения нужного слова. В классной библиотеке для этого рекомендуется иметь «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.
  6. Работа по предлагаемому учебником словарю.
  7. Воспроизведение в памяти произведений с устаревшей лексикой, выписывание названия этих произведений на карточку.
  8. Соотношение «трудного» слова с его историческими корнями, то есть изучение истории возникновения.
  9. Использование предложенных в рабочих тетрадях по литературному чтению рубрик, таких как «Поиск», «Подсказка», «Точное слово», «Выбор», «Соотнеси», «Проба пера» и пр.

Авторы программы с целью ознакомления детей с понятием устаревших слов сопоставляют историю слова и историю вещи.

Так, в  рубрике «Из истории языка» предлагается  лексическое значение слов «сафьян» и «кушак»:

«Слова сафьян и кушак употреблялись в старину. Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном – тонкую и мягкую козью или овечью кожу. Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа».

Тут же разъясняется понятие «устаревшие слова»:

«Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые обозначали эти предметы или явления постепенно забываются – устаревают.

Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими,

Сейчас устаревшие слова мы можем встретить в сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории».

Учебник по русскому языку предлагает упражнения следующего характера:

1) знакомство с устаревшими словами,  их толкование, выявление причин  архаизации;

2) осуществление словарной работы, выполнение упражнений для повторения синонимов и антонимов;

3) проведение  работа с поговорками, пословицами, содержащими в своем составе  устаревшие слова;

4) получение определенных знаний о роли в художественном стиле устаревших слов;

5) использование  познавательного занимательного материала, посвященного старинным русским мерам длины;

6) выполнение упражнений, где следует найти устаревшие слова непосредственно в тексте.

Упражнения, различные  по своим видам, помогают учащимся усвоить лексические понятия, а также понятия, которые связаны с различными пластами лексики, и сферу их использования.

Составляя упражнение, авторы постарались предусмотреть, какие теоретические сведения по лексике будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки.

В учебниках  по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной представлено большое число архаизмов и историзмов, особенно широко – собственно-лексические и лексико-фонетические архаизмы.

Пример: 3 класс, 1 часть, упр. 83.

В древности в русском языке было слово окрест, что означало «вокруг, около, на все четыре стороны» (архаизм) [13].

В учебниках по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной устаревшая лексика представлена во всех классах (с 1 по 4). Большое количество историзмов и архаизмов представлено в 3 – 4 классах.

Пример: 2 класс: «Маленькая дверь в большой мир» 2 ч.:

Петр Ершов «Конек-Горбунок»

Стали думать да гадать –

Как бы вора соглядать

Стало сызновасмеркаться…

Тут Иван с печи слезает,

Малахай свой одевает…

Соглядать – подсмотреть (архаизм).

Сызнова – снова (архаизм).

Малахай – длинная, широкая одежда без пояса (историзм).

Проанализировав учебники «К тайнам нашего языка» по программе «Гармония», мы пришли к выводу, что в данном УМК по русскому языку историзмы и архаизмы встречаются только во втором и четвертом классе в небольшом объеме.

Пример: 2 класс, 2 часть, упр. 36.

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет… (А. Пушкин)

Лебедь – ж.р., сейчас лебедь – м.р. (архаизм).

Таким образом, чтобы соответствовать требованиям ФГОС НОО, работа по изучению устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения должна быть более насыщенной, что требует разработки специальных систем упражнений.

Литература

  1. Бухалов А.В. Устаревшая лексика как лингвистическая составляющая этнокультуроведческого подхода в обучении русскому языку // Rhema. Рема. – 2012. –  № 1. – С. 74-83.
  2. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.   
  3. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников  // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С.47- 52.
  4. Вольникова Е.А., Бугрова А.В. Устаревшие слова и неологизмы русского языка // В сборнике: «Язык как основа современного межкультурного взаимодействия» Всероссийская научно-практическая конференция. – 2014. – С. 17-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников...

Особенности обучения младших школьников по учебно-методическому комплексу "Гармония"

Одной из главных задач комплекта "Гармония" является разработка способой организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития....

Особенности обучения младших школьников в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО

При обучении школьников в объединенных классах структура урока имеет ряд особенностей, трудностей, отличающих его от уроков в традиционных классах. В условиях малокомплектной школы требований ФГ...

Доклад на МО учителей по теме "Особенности обучения младших школьников по УМК Spotlight 2 Быкова Н.И., Дули Д. и т.д."

В докладе описывается особенности обучения младших школьников по УМК Spotkight 2 Быкова Н.И., Дули Д. и т. д. , краткая характеристика УМК, компоненты УМК, структура и содержание учебника, рекомендаци...

Сообщение по теме «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста»

       Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.      ...

Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе.

Специфика преподования иностранного языка  в начальных классах...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ В ПАРАХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье говорится об особенностях применения парной формы работы на уроках математики, а также рекомендации и планируемые результаты данной формы работы....