Особенности обучения младших школьников устаревшей лексике.
статья по русскому языку
Обучение детей литературному чтению и русскому языку в современных условиях должно отвечать целям создания гуманистических школ, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов ребенка, его приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа, развитие творческих способностей, формирование высокой культуры речевого общения, удовлетворение стремления детей к самостоятельному мышлению и действию. С учетом этого учебники по чтению для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» включают в себя произведения устного народного творчества, литературы XVIII-XIX веков, являющиеся материалом изучения национальных традиций русского народа, его истории и культуры. В первую очередь речь идет о сказках, пословицах, поговорках, былинах, загадках, насыщенных устаревшей лексикой.
С произведениями, которые содержат устаревшую лексику, дети начинают знакомиться уже во втором классе. Они изучают творчество А. Пушкина, П. Ершова, в чьих произведениях часто имеет место устаревшая лексика. Дети также читают раздел «Устное народное творчество», где встречаются поговорки, пословицы, народные песни, былины, загадки и пр., также богатые на содержание устаревшей лексики.
Методическим аппаратом учебников по чтению для работы с устаревшими словами предлагаются объяснения в сносках. Однако количество объясняемых слов достаточно невелико, составляет всего лишь около 25% от встречающихся на страницах учебника общего количества устаревших слов.По своим функциям сноски достаточно близки к словарям.В них даются краткие пояснения значений малопонятных слов. Некоторые толкования являются до такой степени лаконичными, что всего содержания устаревших слов не раскрывают.
В результате анализа программ и учебников по русскому языку для начальной школы по образовательной программе «Школа 2100» стало очевидно, что большое внимание в течение всех четырех лет уделяется словарной работе. Однако в основном используются лексические упражнения практического характера, выполнение которых обусловлено изучением грамматики, состава слова, орфографии и пр. По лексике, устаревшей в том числе, теоретических сведений детям практически не дается.
Устаревшие слова также достаточно редко включаются в дополнительный дидактический материал к урокам русского языка, поскольку большинством учителей это не рассматривается как необходимость, они полагают, что на уроках чтения работы с этими словами вполне достаточно.
Итак, можно сделать вывод о том, что, предлагая различные варианты работы с текстом, особенно на уроках русского языка, ведущие методисты на словарную работу с устаревшей лексикой учителей ориентируют недостаточно, в результате чего ее усвоение и изучение в начальной школе вызывает определенные трудности.
Новейшая программа «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы:С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петренко, В.Ю. Романова) предусматривает изучение раздела «Лексика « (2 часа), где также рассматриваются устаревшие слова. Работу по обогащению словарного запаса школьников ведут не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, математики. Сквозная рубрика «Путешествие в прошлое» подразумевает не только работу над значением слова, но показывает связь с историческими корнями. Другими словами, производится этимологический анализ слов, показывается их происхождение, изменение значений с течением времени, рассматривается современное звучание и пр.
Важно отметить, что изучение тем, посвященных на уроках русского языка устаревшей лексике, начинается уже во втором классе в блоке «Как устроен наш язык». На изучение заимствованной и устаревшей лексики выделяется пять часов.
№ | Тема урока | Методические приемы изучения темы |
112 | Слова исконные и заимствованные | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Сравнение исконно русских и заимствованных слов |
116 | Заимствованные слова | Наблюдение: заимствованные части слова (корни, приставки, суффиксы). Поиск заимствованных слов и анализ их значений. |
120 | Устаревшие слова | Проблемная ситуация в рубрике «давай подумаем». Обсуждение правила. Знакомство с устаревшими словами. Анализ изменения значения слов |
121 | Устаревшие слова | Наблюдение: значение современных слов и их исторических «родственников». Работа с рубрикой «путешествие в прошлое». Знакомство с новыми словами. |
125 | Повторение лексики и состава слова | Упражнение: заимствованные слова, многозначность слова. Наблюдение: заимствованные суффиксы |
Происходит введение понятия «устаревшие слова», детей учат различать такие слова в речи и тексте. В школьных учебниках по данной системе также встречаются специальные упражнения, посвященные устаревшей лексике. По мнению авторов программы, об устаревшей лексике школьникам важно знать следующее: трактовку понятия, причины устаревания, особенности отражения в словарях, роль и место в художественной литературе.
При этом школьной программой не предусмотрено разграничение архаизмов и историзмов.
С устаревшими словами авторами предлагаются следующие варианты работы.
1) Объяснение «трудных» слов посредством использования иллюстративного материала (зарисовки на доске, рисунка, книжной иллюстрации, предмета и пр.).
2) «Трудное» слово может объясняться посредством подбора синонимов.
3) При подборе контекста распознавать сложное для понимания слово школьникам становится проще.
4) Просьба о помощи у взрослых или сверстников.
5) Нахождение в словарной статье значения нужного слова. В классной библиотеке для этого рекомендуется иметь «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.
6) Работа по предлагаемому учебником словарю.
7) Воспроизведение в памяти произведений с устаревшей лексикой, выписывание названия этих произведений на карточку.
8) Соотношение «трудного» слова с его историческими корнями, то есть изучение истории возникновения.
9) Использование предложенных в рабочих тетрадях по литературному чтению рубрик, таких как «Поиск», «Подсказка», «Точное слово», «Выбор», «Соотнеси», «Проба пера» и пр.
Авторы программы с целью ознакомления детей с понятием устаревших слов сопоставляют историю слова и историю вещи.
Так, в рубрике «Из истории языка» предлагается лексическое значение слов «сафьян» и «кушак»:
«Слова сафьян и кушак употреблялись в старину. Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном – тонкую и мягкую козью или овечью кожу. Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа».
Тут же разъясняется понятие «устаревшие слова»:
«Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые обозначали эти предметы или явления постепенно забываются – устаревают.
Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими,
Сейчас устаревшие слова мы можем встретить в сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории».
Учебник по русскому языку предлагает упражнения следующего характера:
1) знакомство с устаревшими словами, их толкование, выявление причин архаизации;
2) осуществление словарной работы, выполнение упражнений для повторения синонимов и антонимов;
3) проведение работа с поговорками, пословицами, содержащими в своем составе устаревшие слова;
4) получение определенных знаний о роли в художественном стиле устаревших слов;
5) использование познавательного занимательного материала, посвященного старинным русским мерам длины;
6) выполнение упражнений, где следует найти устаревшие слова непосредственно в тексте.
Упражнения, различные по своим видам, помогают учащимся усвоить лексические понятия, а также понятия, которые связаны с различными пластами лексики, и сферу их использования.
Составляя упражнение, авторы постарались предусмотреть, какие теоретические сведения по лексике будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки.
В учебниках по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной представлено большое число архаизмов и историзмов, особенно широко – собственно-лексические и лексико-фонетические архаизмы.
Пример: 3 класс, 1 часть, упр. 83.
В древности в русском языке было слово окрест, что означало «вокруг, около, на все четыре стороны» (архаизм) [13].
В учебниках по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной устаревшая лексика представлена во всех классах (с 1 по 4). Большое количество историзмов и архаизмов представлено в 3 – 4 классах.
Пример: 2 класс: «Маленькая дверь в большой мир» 2 ч.:
Петр Ершов «Конек-Горбунок»
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать…
Стало сызновасмеркаться…
Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой одевает…
Соглядать – подсмотреть (архаизм).
Сызнова – снова (архаизм).
Малахай – длинная, широкая одежда без пояса (историзм).
Проанализировав учебники «К тайнам нашего языка» по программе «Гармония», мы пришли к выводу, что в данном УМК по русскому языку историзмы и архаизмы встречаются только во втором и четвертом классе в небольшом объеме.
Пример: 2 класс, 2 часть, упр. 36.
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет… (А. Пушкин)
Лебедь – ж.р., сейчас лебедь – м.р. (архаизм).
Таким образом, чтобы соответствовать требованиям ФГОС НОО, работа по изучению устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения должна быть более насыщенной, что требует разработки специальных систем упражнений.
Литература
- Бухалов А.В. Устаревшая лексика как лингвистическая составляющая этнокультуроведческого подхода в обучении русскому языку // Rhema. Рема. – 2012. – № 1. – С. 74-83.
- Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.
- Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С.47- 52.
- Вольникова Е.А., Бугрова А.В. Устаревшие слова и неологизмы русского языка // В сборнике: «Язык как основа современного межкультурного взаимодействия» Всероссийская научно-практическая конференция. – 2014. – С. 17-22.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sherstneva_1.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения младших школьников устаревшей лексике.
Обучение детей литературному чтению и русскому языку в современных условиях должно отвечать целям создания гуманистических школ, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов ребенка, его приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа, развитие творческих способностей, формирование высокой культуры речевого общения, удовлетворение стремления детей к самостоятельному мышлению и действию. С учетом этого учебники по чтению для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» включают в себя произведения устного народного творчества, литературы XVIII-XIX веков, являющиеся материалом изучения национальных традиций русского народа, его истории и культуры. В первую очередь речь идет о сказках, пословицах, поговорках, былинах, загадках, насыщенных устаревшей лексикой.
С произведениями, которые содержат устаревшую лексику, дети начинают знакомиться уже во втором классе. Они изучают творчество А. Пушкина, П. Ершова, в чьих произведениях часто имеет место устаревшая лексика. Дети также читают раздел «Устное народное творчество», где встречаются поговорки, пословицы, народные песни, былины, загадки и пр., также богатые на содержание устаревшей лексики.
Методическим аппаратом учебников по чтению для работы с устаревшими словами предлагаются объяснения в сносках. Однако количество объясняемых слов достаточно невелико, составляет всего лишь около 25% от встречающихся на страницах учебника общего количества устаревших слов.По своим функциям сноски достаточно близки к словарям.В них даются краткие пояснения значений малопонятных слов. Некоторые толкования являются до такой степени лаконичными, что всего содержания устаревших слов не раскрывают.
В результате анализа программ и учебников по русскому языку для начальной школы по образовательной программе «Школа 2100» стало очевидно, что большое внимание в течение всех четырех лет уделяется словарной работе. Однако в основном используются лексические упражнения практического характера, выполнение которых обусловлено изучением грамматики, состава слова, орфографии и пр. По лексике, устаревшей в том числе, теоретических сведений детям практически не дается.
Устаревшие слова также достаточно редко включаются в дополнительный дидактический материал к урокам русского языка, поскольку большинством учителей это не рассматривается как необходимость, они полагают, что на уроках чтения работы с этими словами вполне достаточно.
Итак, можно сделать вывод о том, что, предлагая различные варианты работы с текстом, особенно на уроках русского языка, ведущие методисты на словарную работу с устаревшей лексикой учителей ориентируют недостаточно, в результате чего ее усвоение и изучение в начальной школе вызывает определенные трудности.
Новейшая программа «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы:С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петренко, В.Ю. Романова) предусматривает изучение раздела «Лексика « (2 часа), где также рассматриваются устаревшие слова. Работу по обогащению словарного запаса школьников ведут не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, математики. Сквозная рубрика «Путешествие в прошлое» подразумевает не только работу над значением слова, но показывает связь с историческими корнями. Другими словами, производится этимологический анализ слов, показывается их происхождение, изменение значений с течением времени, рассматривается современное звучание и пр.
Важно отметить, что изучение тем, посвященных на уроках русского языка устаревшей лексике, начинается уже во втором классе в блоке «Как устроен наш язык». На изучение заимствованной и устаревшей лексики выделяется пять часов.
№ | Тема урока | Методические приемы изучения темы |
112 | Слова исконные и заимствованные | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Сравнение исконно русских и заимствованных слов |
116 | Заимствованные слова | Наблюдение: заимствованные части слова (корни, приставки, суффиксы). Поиск заимствованных слов и анализ их значений. |
120 | Устаревшие слова | Проблемная ситуация в рубрике «давай подумаем». Обсуждение правила. Знакомство с устаревшими словами. Анализ изменения значения слов |
121 | Устаревшие слова | Наблюдение: значение современных слов и их исторических «родственников». Работа с рубрикой «путешествие в прошлое». Знакомство с новыми словами. |
125 | Повторение лексики и состава слова | Упражнение: заимствованные слова, многозначность слова. Наблюдение: заимствованные суффиксы |
Происходит введение понятия «устаревшие слова», детей учат различать такие слова в речи и тексте. В школьных учебниках по данной системе также встречаются специальные упражнения, посвященные устаревшей лексике. По мнению авторов программы, об устаревшей лексике школьникам важно знать следующее: трактовку понятия, причины устаревания, особенности отражения в словарях, роль и место в художественной литературе.
При этом школьной программой не предусмотрено разграничение архаизмов и историзмов.
С устаревшими словами авторами предлагаются следующие варианты работы.
- Объяснение «трудных» слов посредством использования иллюстративного материала (зарисовки на доске, рисунка, книжной иллюстрации, предмета и пр.).
- «Трудное» слово может объясняться посредством подбора синонимов.
- При подборе контекста распознавать сложное для понимания слово школьникам становится проще.
- Просьба о помощи у взрослых или сверстников.
- Нахождение в словарной статье значения нужного слова. В классной библиотеке для этого рекомендуется иметь «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.
- Работа по предлагаемому учебником словарю.
- Воспроизведение в памяти произведений с устаревшей лексикой, выписывание названия этих произведений на карточку.
- Соотношение «трудного» слова с его историческими корнями, то есть изучение истории возникновения.
- Использование предложенных в рабочих тетрадях по литературному чтению рубрик, таких как «Поиск», «Подсказка», «Точное слово», «Выбор», «Соотнеси», «Проба пера» и пр.
Авторы программы с целью ознакомления детей с понятием устаревших слов сопоставляют историю слова и историю вещи.
Так, в рубрике «Из истории языка» предлагается лексическое значение слов «сафьян» и «кушак»:
«Слова сафьян и кушак употреблялись в старину. Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном – тонкую и мягкую козью или овечью кожу. Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа».
Тут же разъясняется понятие «устаревшие слова»:
«Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые обозначали эти предметы или явления постепенно забываются – устаревают.
Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими,
Сейчас устаревшие слова мы можем встретить в сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории».
Учебник по русскому языку предлагает упражнения следующего характера:
1) знакомство с устаревшими словами, их толкование, выявление причин архаизации;
2) осуществление словарной работы, выполнение упражнений для повторения синонимов и антонимов;
3) проведение работа с поговорками, пословицами, содержащими в своем составе устаревшие слова;
4) получение определенных знаний о роли в художественном стиле устаревших слов;
5) использование познавательного занимательного материала, посвященного старинным русским мерам длины;
6) выполнение упражнений, где следует найти устаревшие слова непосредственно в тексте.
Упражнения, различные по своим видам, помогают учащимся усвоить лексические понятия, а также понятия, которые связаны с различными пластами лексики, и сферу их использования.
Составляя упражнение, авторы постарались предусмотреть, какие теоретические сведения по лексике будут усвоены и закреплены учащимися, какие при этом будут сформированы умения и навыки.
В учебниках по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной представлено большое число архаизмов и историзмов, особенно широко – собственно-лексические и лексико-фонетические архаизмы.
Пример: 3 класс, 1 часть, упр. 83.
В древности в русском языке было слово окрест, что означало «вокруг, около, на все четыре стороны» (архаизм) [13].
В учебниках по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной устаревшая лексика представлена во всех классах (с 1 по 4). Большое количество историзмов и архаизмов представлено в 3 – 4 классах.
Пример: 2 класс: «Маленькая дверь в большой мир» 2 ч.:
Петр Ершов «Конек-Горбунок»
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать…
Стало сызновасмеркаться…
Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой одевает…
Соглядать – подсмотреть (архаизм).
Сызнова – снова (архаизм).
Малахай – длинная, широкая одежда без пояса (историзм).
Проанализировав учебники «К тайнам нашего языка» по программе «Гармония», мы пришли к выводу, что в данном УМК по русскому языку историзмы и архаизмы встречаются только во втором и четвертом классе в небольшом объеме.
Пример: 2 класс, 2 часть, упр. 36.
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет… (А. Пушкин)
Лебедь – ж.р., сейчас лебедь – м.р. (архаизм).
Таким образом, чтобы соответствовать требованиям ФГОС НОО, работа по изучению устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения должна быть более насыщенной, что требует разработки специальных систем упражнений.
Литература
- Бухалов А.В. Устаревшая лексика как лингвистическая составляющая этнокультуроведческого подхода в обучении русскому языку // Rhema. Рема. – 2012. – № 1. – С. 74-83.
- Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.
- Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С.47- 52.
- Вольникова Е.А., Бугрова А.В. Устаревшие слова и неологизмы русского языка // В сборнике: «Язык как основа современного межкультурного взаимодействия» Всероссийская научно-практическая конференция. – 2014. – С. 17-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников...
Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей
Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей.Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радо...
Особенности обучения младших школьников по учебно-методическому комплексу "Гармония"
Одной из главных задач комплекта "Гармония" является разработка способой организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития....
Особенности обучения младших школьников в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО
При обучении школьников в объединенных классах структура урока имеет ряд особенностей, трудностей, отличающих его от уроков в традиционных классах. В условиях малокомплектной школы требований ФГ...
Доклад на МО учителей по теме "Особенности обучения младших школьников по УМК Spotlight 2 Быкова Н.И., Дули Д. и т.д."
В докладе описывается особенности обучения младших школьников по УМК Spotkight 2 Быкова Н.И., Дули Д. и т. д. , краткая характеристика УМК, компоненты УМК, структура и содержание учебника, рекомендаци...
Сообщение по теме «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста»
Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс. ...
Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе.
Специфика преподования иностранного языка в начальных классах...