Рабочая программа по предмету «Родной русский язык», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Колосовская Анна Анатольевна

Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)  Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл./ М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова. – М.: Академия/Учебник, 2016.  Программа рассчитана на 17 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Родной русский язык», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)  Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл./ М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова. – М.: Академия/Учебник, 2016. 

Программа рассчитана на 17 ч.

В  системе  предметов  общеобразовательной  школы  курс родного русского  языка  реализует  познавательную  и  социокультурную цели:

• познавательная  цель  предполагает  формирование  у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными  положениями  науки  о  языке  и  формирование  на  этой основе  знаково-символического  и  логического  мышления учеников;

•  социокультурная  цель  изучения  русского  языка  включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие  устной  и  письменной  речи,  монологической  и  диалогической  речи,  а  также  навыков  грамотного,  безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения родного русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения  выбирать  средства  языка  в  соответствии  с  целями,  задачами и условиями общения;

•  освоение  первоначальных  знаний  о  лексике,  фонетике, грамматике русского языка;

•  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать  в  диалоге,  составлять  несложные  монологические  высказывания  и  письменные  тексты  —  описания  и  повествования небольшого объема;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его  уникальности  и  чистоты;  пробуждение  познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Результаты изучения курса «Родной русский язык» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки». Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос.

Методы контроля: устный, письменный и практический контроль, дидактические тесты, наблюдения, метод графического контроля, пользование книгой, проблемные ситуации.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1.  Чуракова  Н.А.  русский  язык.  1  класс:  Учебник.  — М.: Академкнига/Учебник.

2. Гольфман Е.Р. русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы.  1  класс.  —  М.: Академкнига/Учебник.

3.  Чуракова  Н.А.,  Гольфман  Е.Р.  русский  язык:  1  класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

Содержание тем учебного курса

1 класс (17ч)

Фонетика и графика 

Алфавит.  Правильное  название  букв.  расположение  слов  в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности  букв алфавита.

Знакомство  со  звуковым  столбиком.    Гласные  и  согласные звуки. Различение буквы и звука. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые  и  мягкие.  звуковой  анализ  слов.  звуковая  схема  слова.

Орфоэпия

Орфоэпические  нормы  речи.  нормы  речевого  этикета.

Нормы  речевого  этикета  в  ситуациях  общения  (приветствие, прощание  и  т.  д.).

Морфология 

Слова-названия  предметов, слова-названия  действий.

Слова-названия признаков,  слово-предмет, на которое направлено действие, слова-помощники. графическая схема слова.

Синтаксис

Предложение. Речь письменная и устная. Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. знаки в конце предложения. графическая схема предложения.

Орфография и пунктуация 

Прописная буква в именах собственных.

Правило  переноса  слов:  по  слогам  с  одной  строчки  на  другую.

Правильное  обозначение  на  письме  границы  предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце  предложения).

Правила списывания текста.

Развитие речи 

«Азбука  вежливости»:  несколько  формул  речевого  этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

Планируемый результат

Раздел

Выпускник  научится

Выпускник получит возможность

1

Фонетика и графика

•  различать  звуки  и  буквы;

•  различать  буквы  и  их  основные  звуковые  значения;

•  различать  гласные  и  согласные  звуки;  звонкие  и  глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные;  только  твердые  и  только  мягкие  согласные;

•  делить  слова  на  слоги,  определять  ударный  слог;

• пользоваться  алфавитом,  быстро  находить  нужную  букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке

2

Орфоэпия

соблюдать известные орфоэпические нормы речи;

•  устному  повседневному  общению  со  сверстниками  и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

3

Морфология

• различать  слова-названия  предметов,  признаков,  действий;

• различать  главные  и  неглавные  слова-названия  предметов;

• определять в тексте слова-помощники.

4

Синтаксис

• различать предложение и слово;

• определять характер предложения по цели высказывания как  в  устной,  так  и  в  письменной  речи  (без  применения  терминологии).

5

Орфография и пунктуация  

•  определять границы предложения как в устной, так и в письменной  речи;  правильно  обозначать  на  письме  границы  предложения  (прописная  буква  в  начале  и  знаки  в  конце  предложения);

• писать прописную букву в именах собственных;

• списывать небольшой текст по правилам списывания;

•  читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Текущий  контроль  осуществляется  в  письменной  и  в устной  форме.  Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме  самостоятельной  работы.  

Тематический  контроль  проводится  в  письменной  форме.  Для тематических  проверок  выбираются  узловые  вопросы  программы. Проверочные работы  позволяют  проверить,  например,  знания  правил  проверки  безударных  гласных, главных  членов  предложений  и  др.  В  этом  случае  для  обеспечения  самостоятельности учащихся  подбирается  несколько  вариантов  работы,  на  выполнение  которой  отводится 5-6 минут урока. 

Итоговый контроль – контрольный диктант, словарный диктант.

При  оценивании  письменных работ   учитель  принимает  во  внимание  сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая  письменные  работы  и,  учитывая  допущенные  ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку:

- если в тексте несколько раз повторяется слово,  и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки  (например,  написание буквы  «т»  вместо  «д»  в слове лошадка  и буквы  «с»  вместо «3» в слове «повозка»):

- при трёх  поправках оценка снижается на один балл.

Негрубыми считаются  следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте  (изложении) не считаются:

- ошибки  на те разделы орфографии и пунктуации,  которые ни в данном,  ни в предшествующих классах не изучались;

-  отсутствие  точки  в  конце  предложения,  если  следующее  предложение  написано  с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается :

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями,  круг которых очерчен программой каждого класса;

-  отсутствие  знаков  препинания,  изученных  на  данный  момент  в  соответствии  с  программой;

-  дисграфические  ошибки  на  пропуск,  перестановку,  замену  и  вставку  лишних  букв  в словах.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная  оценка  есть  краткая  характеристика  результатов  учебного  труда  школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов  его  учебной  деятельности,  проанализировать  его  возможности  и  прилежание.  Особенностью  словесной  оценки  являются  ее  содержательность,  анализ  работы  школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы,  раскрывающего как положительные,  так и отрицательные ее стороны,  а  также  пути устранения недочетов и ошибок.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

По плану

Фактически

1

04.09

Разлиновка тетради.   Линии: сплошные,  пунктирные, горизонтальные, вертикальные,  наклонные. Письмо линии

Комбинированный урок  

Выполнение  гигиенических  требований  к  правильной  посадке, правилам письма.

Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева», «справа», «верх», «вниз».

Знать правила посадки за столом и пользования тетрадкой и ручкой.

 Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму

Познавательные УУД

Информационные (поиск и выделение необходимой информации):

- работа с текстом и иллюстрациями

Регулятивные УУД: - целеполагание

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за  помощью,  формулировать  свои  затруднения,  предлагать  помощь)

2

18.09

Знакомство с элементами букв русского алфавита. Линия с четвертным овалом.

Комбинированный урок  

Выполнение  логических  заданий  на  сравнение,  группировку  и  обобщение  элементов  письменных  букв  как  структурных  единиц

графической системы.

Познавательные УУД

Логические. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

Регулятивные УУД:

- планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, составлять план и последовательность действий)

Коммуникативные УУД:

- планирование  учебного  сотрудничества  

3

02.10

Моделирование и запись предложений

Комбинированный урок  

Уметь связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать слова и предложения.

Познавательные УУД

Установление причинно-следственных связей:

-  между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

Регулятивные УУД:

- прогнозирование  

Коммуникативные УУД:

- взаимодействие

4

16.10

Знакомство с написанием букв русского алфавита

Комбинированный урок  

Формирование в памяти четко дифференцированных зрительно-двигательных  образов письменных букв (больших — заглавных (прописных)  и  малых  —  строчных).  

Отработка  технологии  начертания

этих букв по алгоритму и под счет.

Уметь писать буквы русского алфавита  по определённому алгоритму

Познавательные УУД

- формирование понятия «буква — знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов.

Регулятивные УУД:

- контроль и самоконтроль (сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату);

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за  помощью,  формулировать  свои  затруднения,  предлагать  помощь)

5

06.11

Знакомство с написанием букв русского алфавита

Комбинированный урок  

Формирование в памяти четко дифференцированных зрительно-двигательных  образов письменных букв (больших — заглавных (прописных)  и  малых  —  строчных).  

Отработка  технологии  начертания

этих букв по алгоритму и под счет.

Уметь писать буквы русского алфавита  по определённому алгоритму

Познавательные УУД

Подведение под понятие:

- формирование понятия «буква — знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов.

Регулятивные УУД:

- коррекция;

Коммуникативные УУД:

- управление коммуникацией

6

20.11

Повторение. Моделирование и запись предложений

комбинированный

Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Уметь связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать слова и предложения.

Познавательные УУД

Информационные (поиск и выделение необходимой информации):

- работа с текстом и иллюстрациями

Регулятивные УУД:

- целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу);

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за  помощью,  формулировать  свои  затруднения,  предлагать  помощь)

7

04.12

Моделирование предложений и письмо в тетради (На реке раки затеяли драку. Едут к Косте знатные гости)

комбинированный

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

Уметь писать букву на основе двигательных элементов по определённому алгоритму.  

Познавательные УУД

Логические. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

Регулятивные УУД: планирование

Коммуникативные УУД:

- планирование  учебного  сотрудничества  

8

18.12

Составление и запись рассказа «Мой друг» по его модели

комбинированный

Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Уметь писать букву на основе двигательных элементов по определённому алгоритму.  

Познавательные УУД:  находить выделенный фрагмент текста, выделенные  строчки  и  слова  на  странице  и  на  развороте;  воспроизведение полученных знаний.

Коммуникативные УУД:  ответы на вопросы, высказывание предположений, рассуждение, слушание.

Регулятивные УУД: выполнять работу над ошибками без помощи взрослого.

9

15.01

Списывание с

печатного текста.

комбинированный

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

Уметь записывать правильно предложение.

Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы,  пробовать  проверять  часть  работы,  выполненную  соседом; выполнять  работу  по  цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя  позициями.

10

29.01

Устная и письменная речь

Комбинированный урок  

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, учатся правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания. Сравнивают предложения. Записывают словарные слова (Т. с.14), предложения (Т. №1). Читают предложения. Вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.

Знакомство с понятиями «устная» и «письменная» речь. Умение различать устную и письменную речь. Формирование представления об интонации, умения правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания.

Познавательные УУД:  находить выделенный фрагмент текста, выделенные  строчки  и  слова  на  странице  и  на  развороте;  воспроизведение полученных знаний.

Коммуникативные УУД:  ответы на вопросы, высказывание предположений, рассуждение, слушание.

Регулятивные УУД: выполнять работу над ошибками без помощи взрослого.

11

12.02

Урок-игра: Азбука вежливости. Приветствие при встрече со знакомыми

Комбинированный урок  

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

Познавательные УУД: находить нужную дидактическую иллюстрацию;

Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы,  пробовать  проверять  часть  работы,  выполненную  соседом; выполнять  работу  по  цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя  позициями  и  понимать  необходимость  присоединиться только  к  одной  из  них.

12

26.02

Урок-игра: Азбука вежливости. Приветствие и общение при случайной встрече со знакомым(и)

Комбинированный урок  

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Дают оценку поведению героев интриги.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения

Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы,  пробовать  проверять  часть  работы,  выполненную  соседом; выполнять  работу  по  цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя  позициями  и  понимать  необходимость  присоединиться только  к  одной  из  них.

13

12.03

Урок-игра: Азбука вежливости. Приём приглашения зайти  в гости

Комбинированный урок  

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Дают оценку поведению героев интриги. Разыгрывание ситуаций. Чтение «Азбуки вежливости».

Знать вежливые обороты речи. Знать правила приема приглашения зайти в гости; порядок следования хозяев и гостей в дом.

Познавательные УУД: находить нужную дидактическую иллюстрацию;

Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом; выполнять  работу  по  цепочке; видеть разницу между двумя  позициями  и  понимать  необходимость  присоединиться только  к  одной  из  них.

14

Урок-игра: Азбука вежливости. В гостях. Общение хозяйки с гостями.

Комбинированный урок  

Разыгрывают ситуации. Читают.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Дают оценку поведению героев интриги.

Знать вежливые обороты речи. Уметь общаться с гостями и хозяевами.

Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы,  пробовать  проверять  часть  работы,  выполненную  соседом; выполнять  работу  по  цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя  позициями.

15

Урок-игра: Азбука вежливости. В гостях. общение с хозяйкой и правила поведения за столом

Комбинированный урок  

Отвечают на вопросы, высказывают предположение, рассуждают, слушают. Проигрывают ситуации.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях  бытового общения .

Познавательные УУД: находить нужную дидактическую иллюстрацию;

Коммуникативные УУД: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы,  пробовать  проверять  часть  работы,  выполненную  соседом; выполнять  работу  по  цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя  позициями.

16

Урок-игра: Азбука вежливости. В гостях. общение в конце встречи, обеда. Прощание.

Комбинированный урок  

Отвечают на вопросы, высказывают предположение, рассуждают, слушают. Проигрывают ситуации. Выбирают понравившийся ответ.

Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях  бытового общения.

Познавательные УУД: находить нужную дидактическую иллюстрацию;

Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы,  пробовать  проверять  часть  работы,  выполненную  соседом.

17

Оформление писем и заполнение анкет

Комбинированный урок  

Познавательные УУД: воспроизведение полученных знаний.

Регулятивные УУД: выполнять работу над ошибками без помощи взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 Б класса 2018-2019 учебный год

СТАТУС ДОКУМЕНТАРабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государстве...

Рабочая программа по предмету родной (русский) язык 3_класс

Рабочая программа составлена на основе примерной  программы  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего о...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год

Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для 1 класса 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпо литературному чтениюдля 1б классаАвтор-составитель:учитель начальных классов  Горохова Н.А....

Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 1-4 класс

Рабочая программа составлена с использованием Примерной программы  Русский родной язык.  под ред. О. М. Александровой. 0,5 часа в неделю...