Рабочая программа по предмету «Родной русский язык», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл./ М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова. – М.: Академия/Учебник, 2016. Программа рассчитана на 17 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_russkiy_yazyk.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл./ М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова. – М.: Академия/Учебник, 2016.
Программа рассчитана на 17 ч.
В системе предметов общеобразовательной школы курс родного русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения родного русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Результаты изучения курса «Родной русский язык» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки». Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос.
Методы контроля: устный, письменный и практический контроль, дидактические тесты, наблюдения, метод графического контроля, пользование книгой, проблемные ситуации.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Чуракова Н.А. русский язык. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
2. Гольфман Е.Р. русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. русский язык: 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Содержание тем учебного курса
1 класс (17ч)
Фонетика и графика
Алфавит. Правильное название букв. расположение слов в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности букв алфавита.
Знакомство со звуковым столбиком. Гласные и согласные звуки. Различение буквы и звука. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие. звуковой анализ слов. звуковая схема слова.
Орфоэпия
Орфоэпические нормы речи. нормы речевого этикета.
Нормы речевого этикета в ситуациях общения (приветствие, прощание и т. д.).
Морфология
Слова-названия предметов, слова-названия действий.
Слова-названия признаков, слово-предмет, на которое направлено действие, слова-помощники. графическая схема слова.
Синтаксис
Предложение. Речь письменная и устная. Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. знаки в конце предложения. графическая схема предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в именах собственных.
Правило переноса слов: по слогам с одной строчки на другую.
Правильное обозначение на письме границы предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения).
Правила списывания текста.
Развитие речи
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Планируемый результат
№ | Раздел | Выпускник научится | Выпускник получит возможность |
1 | Фонетика и графика | • различать звуки и буквы; • различать буквы и их основные звуковые значения; • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные; • делить слова на слоги, определять ударный слог; • пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке | |
2 | Орфоэпия | соблюдать известные орфоэпические нормы речи; • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета. | |
3 | Морфология | • различать слова-названия предметов, признаков, действий; • различать главные и неглавные слова-названия предметов; • определять в тексте слова-помощники. | |
4 | Синтаксис | • различать предложение и слово; • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии). | |
5 | Орфография и пунктуация | • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения); • писать прописную букву в именах собственных; • списывать небольшой текст по правилам списывания; • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Текущий контроль осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы.
Тематический контроль проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль – контрольный диктант, словарный диктант.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы и, учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку:
- если в тексте несколько раз повторяется слово, и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове лошадка и буквы «с» вместо «3» в слове «повозка»):
- при трёх поправках оценка снижается на один балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается :
- нарушение орфографических правил при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | |
По плану | Фактически | ||||||
1 | 04.09 | Разлиновка тетради. Линии: сплошные, пунктирные, горизонтальные, вертикальные, наклонные. Письмо линии | Комбинированный урок | Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма. Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева», «справа», «верх», «вниз». | Знать правила посадки за столом и пользования тетрадкой и ручкой. Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму | Познавательные УУД Информационные (поиск и выделение необходимой информации): - работа с текстом и иллюстрациями Регулятивные УУД: - целеполагание Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь) | |
2 | 18.09 | Знакомство с элементами букв русского алфавита. Линия с четвертным овалом. | Комбинированный урок | Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. | Познавательные УУД Логические. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: Регулятивные УУД: - планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, составлять план и последовательность действий) Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества | ||
3 | 02.10 | Моделирование и запись предложений | Комбинированный урок | Уметь связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать слова и предложения. | Познавательные УУД Установление причинно-следственных связей: - между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст. Регулятивные УУД: - прогнозирование Коммуникативные УУД: - взаимодействие | ||
4 | 16.10 | Знакомство с написанием букв русского алфавита | Комбинированный урок | Формирование в памяти четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных (прописных) и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет. | Уметь писать буквы русского алфавита по определённому алгоритму | Познавательные УУД - формирование понятия «буква — знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов. Регулятивные УУД: - контроль и самоконтроль (сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату); Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь) | |
5 | 06.11 | Знакомство с написанием букв русского алфавита | Комбинированный урок | Формирование в памяти четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных (прописных) и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет. | Уметь писать буквы русского алфавита по определённому алгоритму | Познавательные УУД Подведение под понятие: - формирование понятия «буква — знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов. Регулятивные УУД: - коррекция; Коммуникативные УУД: - управление коммуникацией | |
6 | 20.11 | Повторение. Моделирование и запись предложений | комбинированный | Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. | Уметь связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать слова и предложения. | Познавательные УУД Информационные (поиск и выделение необходимой информации): - работа с текстом и иллюстрациями Регулятивные УУД: - целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу); Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь) | |
7 | 04.12 | Моделирование предложений и письмо в тетради (На реке раки затеяли драку. Едут к Косте знатные гости) | комбинированный | Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. | Уметь писать букву на основе двигательных элементов по определённому алгоритму. | Познавательные УУД Логические. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: Регулятивные УУД: планирование Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества | |
8 | 18.12 | Составление и запись рассказа «Мой друг» по его модели | комбинированный | Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. | Уметь писать букву на основе двигательных элементов по определённому алгоритму. | Познавательные УУД: находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; воспроизведение полученных знаний. Коммуникативные УУД: ответы на вопросы, высказывание предположений, рассуждение, слушание. Регулятивные УУД: выполнять работу над ошибками без помощи взрослого. | |
9 | 15.01 | Списывание с печатного текста. | комбинированный | Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. | Уметь записывать правильно предложение. | Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями. | |
10 | 29.01 | Устная и письменная речь | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, учатся правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания. Сравнивают предложения. Записывают словарные слова (Т. с.14), предложения (Т. №1). Читают предложения. Вставляют пропущенные буквы и знаки препинания. | Знакомство с понятиями «устная» и «письменная» речь. Умение различать устную и письменную речь. Формирование представления об интонации, умения правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания. | Познавательные УУД: находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; воспроизведение полученных знаний. Коммуникативные УУД: ответы на вопросы, высказывание предположений, рассуждение, слушание. Регулятивные УУД: выполнять работу над ошибками без помощи взрослого. | |
11 | 12.02 | Урок-игра: Азбука вежливости. Приветствие при встрече со знакомыми | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста | Познавательные УУД: находить нужную дидактическую иллюстрацию; Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. | |
12 | 26.02 | Урок-игра: Азбука вежливости. Приветствие и общение при случайной встрече со знакомым(и) | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Дают оценку поведению героев интриги. | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения | Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. | |
13 | 12.03 | Урок-игра: Азбука вежливости. Приём приглашения зайти в гости | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Дают оценку поведению героев интриги. Разыгрывание ситуаций. Чтение «Азбуки вежливости». | Знать вежливые обороты речи. Знать правила приема приглашения зайти в гости; порядок следования хозяев и гостей в дом. | Познавательные УУД: находить нужную дидактическую иллюстрацию; Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом; выполнять работу по цепочке; видеть разницу между двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. | |
14 | Урок-игра: Азбука вежливости. В гостях. Общение хозяйки с гостями. | Комбинированный урок | Разыгрывают ситуации. Читают. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Дают оценку поведению героев интриги. | Знать вежливые обороты речи. Уметь общаться с гостями и хозяевами. | Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями. | ||
15 | Урок-игра: Азбука вежливости. В гостях. общение с хозяйкой и правила поведения за столом | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, высказывают предположение, рассуждают, слушают. Проигрывают ситуации. | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения . | Познавательные УУД: находить нужную дидактическую иллюстрацию; Коммуникативные УУД: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями. | ||
16 | Урок-игра: Азбука вежливости. В гостях. общение в конце встречи, обеда. Прощание. | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, высказывают предположение, рассуждают, слушают. Проигрывают ситуации. Выбирают понравившийся ответ. | Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения. | Познавательные УУД: находить нужную дидактическую иллюстрацию; Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом. | ||
17 | Оформление писем и заполнение анкет | Комбинированный урок | Познавательные УУД: воспроизведение полученных знаний. Регулятивные УУД: выполнять работу над ошибками без помощи взрослого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 1 класса 2018/2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1 КЛАСС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 Б класса 2018-2019 учебный год
СТАТУС ДОКУМЕНТАРабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государстве...
Рабочая программа по предмету родной (русский) язык 3_класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего о...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год
Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для 1 класса 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературному чтениюдля 1б классаАвтор-составитель:учитель начальных классов Горохова Н.А....
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 1-4 класс
Рабочая программа составлена с использованием Примерной программы Русский родной язык. под ред. О. М. Александровой. 0,5 часа в неделю...
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...