интегрированный урок для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Зонова Любовь Владимировна

интегрированный урок русский- чтение-музыка для 4 класса ("Три чуда" в сказке "О царе Салтане")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_v_4_klasse.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 4 классе (литературное чтение, музыка, русский язык)

Тема: «Три чуда в Сказке о царе Салтане»

Цель: развивать умение работать с текстом;

отрабатывать осмысленное и выразительное чтение;

 развивать воображение посредством образного мышления;

развивать умение слушать музыку, понимать её характер.

Ход урока:

  1. Орг. момент

 Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их

- Дети, вам тепло? (Да!) 
– В классе светло? (Да!) 
– Прозвенел уже звонок? (Да!) 
– Только начался урок? (Да!) 
– Хотите учиться? (Да!) 
– Значит можно всем садиться!

  1. Мотивация учебной деятельности

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

3. Беседа – рассказ.

Ребята, какие бывают сказки? (народные, авторские.)

- Кого вы видите на этом портрете? (А.С. Пушкин) 

- Каков он?

- Подберите слова на каждую букву фамилии, которые характеризуют как личность А.С.Пушкина.

П – поэт, прекрасный

У – умный, учёный

Ш – шикарный

К – красивый. классный

И – интересный, интеллектуальный

Н – необычный, необыкновенный

- И кажется, что Пушкин от рождения был таким, каким вы видите его на этом портрет. Но было время, когда он так не выглядел. Время, когда он не писал, носился по дому, шалил, бил посуду, а Надежда Осиповна (его мама), случалось в гневе наказывала его. Никто не решался остановить вспыльчивую барышню. Это могла сделать только Арина Родионовна. Кто это? (няня) Она прижимала мальчика к себе, произнося:

- Ничего, нам бывает и похуже: и розгами высекут, да ещё и продадут… Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую…

Эта чудесная русская женщина, чьё имя знакомо любому школьнику, не была обучена грамоте. Её руки были привычны к веретену, а не к перу. Но оказалась она талантливым человеком: хорошо пела и славилась особым даром сказывать сказки, которых знала множество.

И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. А написал он их семь. Нам известны 5.

  • Жених (1825) 
    * Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) 
    * Сказка о медведихе (1830—1831) 
    * Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) 
    * Сказка о рыбаке и рыбке (1833) 
    * Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833) 
    * Сказка о золотом петушке (1834)

3. У  нас  сегодня  необычный  урок.  Сегодня на   уроке  мы   постараемся  вместе  с  вами объединить музыку,  живопись  и  литературу  с  помощью  сказки  и  посмотреть,  как  в сказочной  красоте  соединились  три  души:  душа  поэта,  душа  композитора  и душа художника.

А вот какая сказка нам в этом поможет, вы скажите сами. 

 

Ребята посмотрите на слайд и скажите, какая это сказка?

- полное название сказки?

  1. Проверка Д/З

Тест по сказке:

1. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком?
Две
Три
Пять

2. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын?
Корабль
Бочка
Плот

3. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?
Коршун
Орел
Ястреб

4. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона?
Соболями
Горностаями
Серебристыми лисами

5. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?
Дуремар
Бэримор
Черномор

6. Что блестит под косой у царевны Лебедь?
Луна
Месяц
Звезда

7. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана?
Изумрудная
Лазоревая
Золотая

8. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном?
Посадил в тюрьму
Посадил в бочку
Отпустил домой

9. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона?
Старая дружба
Любовь к шахматам
Отец и сын

10. Как звали жену царя Салтана?
Бабариха
Буяна
В сказке имя не упоминается

  1. Работа по содержанию сказки

- сказка литературная или народная? Почему?

- почему произведение по жанру сказка?

- для чего нужны чудеса в сказке? (исполнять желания, мечту)

- какие чудеса описаны в этой сказке?

- вспомним  превращение Гвидона, в кого? (комар-муха-шмель)

А). - послушаем отрывок из оперы Николая Андреевича Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» – русского композитора «Полет шмеля». Написана к 100-летию Пушкина

Что мы прослушали? ( «Полет шмеля»)

- Какой характер музыки? (веселая, быстрая, жужжащая)).

- Какой темп музыки: медленный или быстрый?

-Как звучит: громко или тихо?

Перед тем как ответить на следующий вопрос нам нужно отдохнуть.

-Изобразите шмеля.

Физ.минутка.

Над Жорой шмель, жужжа кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно шмель жужжит.

- Кто исполняет мелодию?

- Какие инструменты вы слышите?

- Какой инструмент солирует? (скрипка) 

- Кого изображает скрипка? (шмеля)

Б). первое  чудо в сказке?

- белочка

- найдем и зачитаем отрывок об этом чуде стр. 127

- прослушаем отрывок из оперы «Белка»

-  как звучала музыка?
- Легко, весело, игриво.

На какой жанр похожа: песню, танец или марш?

-        На песню и танец.

Белочка напевает свою песенку и легко танцует.

- Какой представляется белочка?

-Маленькой, грациозной.

- звучала флейта – пикколо (малая)

В) второе чудо – 33 богатыря

- найдем отрывок, зачитаем стр. 131

- как вы думаете какая будет музыка?

- прослушаем музыку из оперы

- как звучала музыка?

-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.

Какой жанр? - Марш.

Эта музыка похожа на военный марш. Музыка твердая, строгая, маршевая. Главная тема звучит в исполнении медно- духовых инструментов (труба). 

В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.

Какими представляются богатыри?

-Мужественными, могучими, сильными.

г). Третье чудо - прекрасное чудо царевна Лебедь

- читаем отрывок стр. 137

- прослушаем музыку

- Какая музыка?

-Нежная, певучая, «узорчатая», широкая, плавная, мягкая, возвышенная.

Жанр? - Песенная. Ария Царевны Лебеди.(эпизод в опере, исполняемый одним певцом)

Какой образ предстает перед вами?

-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.

- Михаил Александрович Врубель русский художник написал картину «Царевна Лебедь» к опере Римского- Корсакова. Он же создал костюмы для оперы. После этого художник стал известным.

-  Кого изображает художник в центре картины?

- В какой момент изображена героиня? (Героиня изображена в момент перевоплощения.)

- Какие сказочные черты героини вы можете отметить? (перья)

- Опишите ее внешность.

- опишем глаза героини. (Лазурные, акварельные, бирюзовые, Большие, широкие, выпуклые.)

- Ребята, на голове у царевны кокошник. (На доске словно кокошник – женский головной убор). Венец из старого золота, изумрудов, жемчугов, серебряное кружево на косынке, но драгоценности не сияют сами по себе – они входят в образ, обогащают красоту Лебеди. Какое время суток изображено на картине? Как вы это определили?

(На картине изображены сумерки. Розовый свет заката скользит по поверхности белых крыльев).

- Какие краски использовал художник?

(Голубовато-жемчужные, синевато-белые, лилово-сиреневые, перламутровые)

  1. Итог

Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?

Кто автор сказки?

Кто автор оперы?

Кто автор картины?

Понравилась музыка сказки?

Можем  ли  мы  сказать,  что  музыка,  литература  и  живопись  связаны  друг  с другом?

  1. Рефлексия
  2. Закончить  наш урок я хочу стихами

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Упражнение “Фотограф”

Ель

жар

пава

Белка

море

месяц

Орешки

берег

звезда

Изумруды

чешуя

реченька

Скорлупка

богатыри

освещает

Гимнастика для языка

  • Что просит доктор, когда сморит горло
  • Подуйте на одуванчик
  • Задуйте свечу
  • Как рычит собака
  • Как цокает лошадка

Поиграем в игру «Верю, не верю»

Отвечая на мои вопросы, вы должны сказать «верю», если вы мне верите, а если не верите «не верю»

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)

Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)

Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)

Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)

Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

  1. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком?
    а). Две
    б). Три
    в). Пять

  1. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын?
    а). Корабль
    б). Бочка
    в). Плот

  1. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?
    а). Коршун
    б). Орел
    в). Ястреб

  1. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона?
    а). Соболями
    б). Горностаями
    в). Серебристыми лисами

  1. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?
    а). Дуремар
    б). Бэримор
    в). Черномор

  1. Что блестит под косой у царевны Лебедь?
    а). Луна
    б). Месяц
    в). Звезда

  1. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана?
    а). Изумрудная
    б). Лазоревая
    в). Золотая

  1. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном?
    а). Посадил в тюрьму
    б). Посадил в бочку
    в). Отпустил домой

9. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона?
а). Старая дружба
б). Любовь к шахматам
в). Отец и сын

10. Как звали жену царя Салтана?
а). Бабариха
б). Буяна
в). В сказке имя не упоминается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе

Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1.     Организ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Конспект урока изо и технологии(интегрированный) 2 класс

Урок раскрывает границы природы перед учащимися.Природа,которая нас окружает ,прекрасна и неповторима....

Тематическое планирование по предметам для обучающихся с ИН по АООП 2 класса интегрированно в классе

Календарно-тематическое планирование для 2 класса для обучающихся с ИН по АООП...

Урок в интегрированном 3 классе по изобразительному искусству по теме «Иллюстрация твоей книжки»

Урок комбинированый.Ребята научатся выполнять иллюстрации к сказке....

Технологическая карта урока обучения грамоте и письма (интегрированный) (1 класс). Тема: «Знакомство со звуками [л], [л’] и буквой Л, л». УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [л], [л’] и способах их графического обозначения с помощью буквы Л, л; навыко...