"Обстоятельство времени" Конспект урока русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Егорова Анна Валентиновна

Урок русского языка разработан на основе программы Поляковой А.В. На данном уроке учащиеся знакомятся с новым видом обстоятельств - обстоятельством времени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Автор учебника: Полякова А.В.

Тема урока: «Обстоятельство времени».

Цель урока: дать понятие об обстоятельстве времени как члене предложения.

Задачи: -формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает  и какой частью речи может быть выражено обстоятельство времени; повторить изученные орфограммы;

-развивать: устную и письменную речь; способность исследовать, анализировать, делать выводы; обогащать словарный запас;

-воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, товарищество и коллективизм, самооценку, самоконтроль.

Этапы

Ход урока

1.Оргмомент.

Настроить на работу

Слайд 2

Слайд 3

- Скажите, как бы вам хотелось работать сегодня на уроке. (правильно, вдумчиво, активно, дружно, аккуратно, творчески).

Девиз нашего урока: Думать-интенсивно!

                                    Работать-оперативно!

                                    Если спорить-доказательно!

                                    Всем-обязательно!

(уч)Где? (дети)Когда? (уч)Куда? (дети)Откуда?

(уч)Там, (1ряд)тогда,(2 ряд) туда, (3 ряд)оттуда,

(1ряд)Завтра,(2 ряд) утром,(3 ряд) спозаранку,

(все)Сверху, снизу, наизнанку.

Что проговорили? (рифмовку)

Из каких слов состоит рифмовка? ( вопросы и наречия)

С какой целью мы её проговорили?

(вопросы и наречия нам могут понадобиться на уроке)

Слова по очереди проговаривает учитель и дети

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме.

2.Чистописание.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 4

Пропишите соединения по образцу, чередуя до   конца строки

На доске:

прил   сущ    гл     обст    нар  

Может уже кто догадался, что это за соединения?

(Ответ:  прилагательное

              существительное

              глагол

              обстоятельство

              наречие)

Что заметили?(части речи и второстепенный член предложения)

Что лишнее? (обстоятельство)

Проверим:

Прилагательное, существительное, наречие, глагол – части речи.

Обстоятельство – второстепенный член предложения.

- Кто догадался, о чём мы будем вести речь на уроке? (Об обстоятельстве)

Познавательные:

- выявлять сущность, особенности объектов;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме.

3. Актуализация знаний.

Слайд 5

Вопросы читает учитель. Одновременно  на слайде они постепенно появляются.

Рефлексия.

На этом же слайде после ответов детей показать правильный ответ

Слайд 6

Работа в парах

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

1.Предлагаю вам проверить свои знания по теме «Обстоятельство»

Блиц- опрос.

Если вы согласны с утверждением, то цифру, обозначающую  номер вопроса, обводите в кружок.

Если не согласны с утверждением, то зачеркиваете эту цифру.

1)Обстоятельство – это часть речи.

2)Обстоятельства места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?

3)Обстоятельство может быть выражено наречием.

4)Обстоятельство – главный член предложения.

5)В наречиях с приставкой из-, до-, с- пишем суффикс о.

6) В предложении обстоятельство поясняет сказуемое.

Назовите правильные ответы. (2,3,6)

У кого возникло затруднение?

Исправим ошибки

1)Обстоятельство – это часть речи.(нет)

2)Обстоятельства места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?(да)

3)Обстоятельство может быть выражено наречием.(Да)

4)Обстоятельство – главный член предложения. (нет)

5) В наречиях с приставкой из-, до-, с- пишем суффикс о.(нет)

6) В предложении обстоятельство поясняет сказуемое.(да)

1

4

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\el7c2ov-001.jpg

-нет ошибок

-1-2 ошибки

-3 и более ошибок,

надо повторить

2

5

3

6

Оцените выполнение этого задания. Выберите и раскрасьте смайлик, соответствующий уровню выполнения вами задания.

Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы узнать новое и интересное.

2.Работа в парах.

Рассмотрите. Что записано? (словосочетания)

Ваши предположения, что необходимо выполнить?

(объяснить орфограммы, вопросы поставить, части речи определить, установить главное и зависимое слова)

Откройте вторую часть задания (она закрыта)

Выполните работу в парах. На закрытой доске работают…

т(е-и)мнел справ(о-а)

увид(е-и)т  в лесу

прил(и-е)тели вчера

игра(е-и)т у дома

Алгоритм выполнения:

  1. вставьте буквы, объясните орфограммы
  2. определите главное и зависимое слово
  3. поставьте вопрос от главного слова к зависимому
  4. укажите  части речи

Проверяем задание  (по алгоритму пара у доски по очереди объясняет, дети дополняют, исправляют)

Садитесь.

На зеленой – легко, без затруднений

На красной– с небольшими затруднениями

На синей – самостоятельно с заданиями не справился.

Надо повторить.

У каждого ученика карточка с таблицей номеров и критериями самооценки (смайлики)

Познавательные:

- умение выводить существенную информацию;

- умение выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что нужно усвоить.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

- смыслообразование (формирование познавательных умений).

Коммуникативные:

- умение осуществлять диалог;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- умение работать в парах.

Познавательные:

- структурирование знаний.

У детей карточки со словосочетаниями, алгоритм работы закрыт

1 пара  за доской

При определении пропущенной буквы дан выбор букв

Алгоритм у детей в руках и на слайде

4. Формулирование и сообщение темы урока.

Тема закрыта.

Слайд 10

Что заметили при определении главного и зависимого слова?( главное слово- выражено глаголом, зависимые слова – наречие, сущ. с предлогом)

Попробуйте найти лишнее словосочетание. В предложении какими членами предложения могут быть зависимые слова в этих словосочетаниях? (прилетели вчера – обстоятельство времени, а остальные – обстоятельства места).

А что вы знаете об обстоятельствах времени?(отвечают на вопрос когда? Выражены наречием, подчёркиваются пунктиром с точкой)

Сформулируйте тему урока…

(Тему открыть на доске)

А как вы думаете, всё ли мы знаем об обстоятельстве времени? (нет)

На доску:

Обстоятельство времени.

5. Постановка проблемы.

Слайд 10

Слайд 11 «Обсуждаем группой»

Что хотели бы узнать об обстоятельствах времени?                    (На какие вопросы отвечают?)

               (Какой частью речи являются?)

Чему хотели бы научиться? (находить в предложении,  задавать правильно вопрос, определять часть речи…)

Итак, ваши предположения на поставленные вопросы…Можно посовещаться в группе полминуты.

Личностные:

смыслообразование (формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.)

Познавательные:

- умение выводить существенную информацию;

- формулирование проблемы;

Умение строить рассуждения.

На доску:

На правой стороне доски записать все предположения

Вопрос:….

Части речи:….

У каждой группы:

На какие вопросы отвечает?

Какой частью речи является?

6.Решение проблемы.

Слайд 12

Слайд 13

1. Работа в группах.

Проверим ваши предположения.

Прочитайте инструкцию и выполните задание.

(инструкция у всех одинаковая)

1-прочитайте предложение

2-найдите и выпишите словосочетание с обстоятельством времени

3-поставьте вопрос от главного слова

4-определите часть речи

5 -понаблюдайте и сделайте вывод по всем выписанным словосочетаниям

Ответ начните со слов: «Мы увидели, что обстоятельство времени отвечает на вопрос…, выражено….

1 группа:

1)Прошлой осенью ребята были в театре.

2) Мелкий холодный дождь идет с утра.

2 группа:

1)Поход на озеро длился недолго.

2)Самолёт из Москвы прилетел вечером.

3 группа:

1)Ребята работали в поле до обеда.

2) Утром на траве появляется серебристая роса.

4 группа:

1)Зимой поля были покрыты пушистым снегом.

2)Вьюга продолжалась до вечера.

5 группа:

1)Позавчера вся семья ездила на дачу.

2) Дети долго стояли на берегу реки.

6 группа:

1)С марта пойдут дожди.

2)Вчера мы были в гостях.

2. Проверка работы.

(по одному человеку по очереди выходят к доске, читают предложение, затем словосочетание, вывод:  Мы увидели, что обстоятельство времени отвечает на вопрос…, выражено….)

Что заметили, слушая одноклассников? (похожие вопросы, части речи)

Сформулируйте вывод….

Сравните его с версией до работы. Что нужно убрать или оставить?

Применим полученные знания при выполнении упражнения.

Каждая группа получает задание на карточке и чистый разлинованный лист в 3-4 строки

1.были когда? осенью

идет с каких пор? с утра

2.длился как долго? недолго

прилетел когда? вечером

3.работали до каких пор? до обеда

появляется когда? утром

4.были покрыты когда? зимой

продолжалась до каких пор? до вечера

5.ездила когда? позавчера

стояли как долго? долго

6.пойдут с каких пор? с марта

были когда? вчера

Вопросы и части речи прикрепить на доску слева под темой урока.

Когда? Как долго?

С каких пор? До каких пор?

Наречие, существительное

7. Первичное закрепление

Слайд 14

1)Упр. 40 – прочитайте задание, выполните самостоятельно: 1 и 3 предложения – пишет 1 вариант, 2и 4 – 2 вариант

2)Проверка.

Поменяйтесь тетрадями – 1-2 вариант. Объясните … ( дети проверяют и делают вывод об обстоятельствах времени…)

Верните тетради хозяину.

Оцените свою работу  На зеленой – легко, без затруднений

На красной– с небольшими затруднениями

На синей – самостоятельно с заданиями не справился.

Надо повторить.

Познавательные:

- основы смыслового чтения;

-  умение выводить существенную информацию;

- умение выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и понимать других.

Слайд 15

Слайд 16

3)Развитие речи. Игра «Рассыпанные предложения». Соберём предложения

1 группа : (Вчера снег шёл с утра до вечера)

2 группа :  (В городе появились огромные сугробы)

3 группа : (Сегодня ударил сильный мороз)

4 группа :( Из-за туч выглянуло яркое солнышко)

5 группа: (На деревьях засиял серебристый иней)

6 группа: (Завтра мы отправимся в лес)

1гр: снег, вечера,  шёл, с утра, до

Что?   Что делал? С каких пор? До каких пор?

2гр: городе, огромные, в,  сугробы, появились

Где? Что сделали? Какие? Что?

3гр: ударил, сегодня, мороз, сильный

4гр:яркое, из-за,  выглянуло, туч, солнышко

Откуда? Что сделало? Какое? Что?

5гр: деревьях, серебристый, засиял, на, иней

Где? Что сделал? Какой? Что?

6 гр: мы, завтра,  в,  отправимся, лес

 Когда? Кто? Что сделаем? Куда?

        

Проверим.

Каждая группа зачитывает свое предложение.

Что получилось? (связный текст)

-Озаглавим его. Что должен отражать заголовок?

(тему текста)

Зима.

-Какие обстоятельства использовали?( места и времени) Давайте их найдём все вместе. Запишем словосочетания

А кому из вас захотелось дома составить предложения? Замечательно.

У детей карточки с набором слов и схемой предложения

(в случае затруднения можно воспользоваться схемой предложения)

Фронтальная работа по тексту.

8. Подведение итогов урока.

Слайд 17

Что нового узнали?

Чему учились?

Достигли ли мы поставленной цели:

Узнать: Научиться:

На зеленой – легко, без затруднений

На красной– с небольшими затруднениями

На синей – самостоятельно с заданиями не справился.

Надо повторить.

 ( сделать обобщение…)

или 

Оцените свою работу на уроке.

Моё настроение, шкала трудности.

(вложите листочки в тетради, я их просмотрю при проверке ваших работ)

Личностные:

- адекватное понимание причин успеха (неуспеха);

Познавательные:

- формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что нужно усвоить).

Дети высказываются

9. Домашнее задание.

Слайд 18

Упр. 42 – творческого характера – нужно составить и записать предложения, используя обстоятельства времени. Если у вас получится небольшой рассказ, придумайте к нему заголовок.

10.Заключение.

Слайд 19

У вас на столе остался последний листочек

Рассмотрите его и решите, что обозначает выделенное слово.

 Один из группы выйдет с карточкой .

 Встаньте в порядке , который указан на карточке.

  1. Мы сегодня(обст времени)
  2. на уроке (обст места)
  3. работали (сказуемое)
  4. внимательно(?)
  5. оперативно (?)
  6. доказательно (?)

Прочитаем вместе.

Что обозначают последние слова?

О подобных словах мы продолжим речь на следующих уроках.

Я тоже хочу продолжить.

Сегодня на уроке нашем было необычно,

Полезно, увлекательно и просто фантастично,

Ребята отвечали интересно, креативно,

Всё было замечательно и позитивно! 

Спасибо всем за работу.

Дети выходят к доске и выстраиваются.

 Приложение 1

1 уровень 2 уровень

1) ———,——— =====-.-.-.-.-.-. 1) ~~~~ ——— ===== .-.-.-.-.-.-

2) -.-.-.-.-.-, -.-.-.-.-.- ——— =====. 2) -.-.-.-.-.- ===== ——— .

3) ===== и ===== ~~~~ ———. 3) -.-.-.-.-.-===== ~~~~ ———


Приложение 2

Второстепенные члены предложения

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Что обозначает?

Признак предмета

Предмет

Место, время, причину, образ действия

На какие вопросы отвечает?

Какой? Чей?

Вопросы косвенных падежей

Где? Когда? Почему? Как?

Чем выражено?

Прилагательное, местоимение

Существительное, местоимение

Наречие, существительное с предлогом

Как подчёркивается?

~~~~

_ _ _ _ _ _

-.-.-.-.-.-


Приложение 3

Домашнее задание по карточке(2 уровень сложности)

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

2.Составь схему шестого предложения.

3.Выпиши слова, которые не спрягаются и не склоняются вместе с главным словом. Подпиши название частей речи.

С приход_м зимы в лесу всё в_круг изм_нилось. (Во)время заснул

(в )глубокой норе б_рсук. Под тёплой моховой коч(?)кой (на)конец уснула (до)весны г_дюка. Белая куропатка (с)менила пёструю летнюю _дежду на зимнюю. Тепер_ она важн_ разгулива_т среди сугробов. Белую шу_ку вскор_ надел горностай. Его (не) видно на белом снегу. Тол_ко чёрный кон(?)чик хвоста изредк_ выдаёт проворного звер_ка. Вот горностай снов_ исче_ в снежной горк_. Он услышал (под)пушистым снег_м писк.

Домашнее задание по карточке (1 уровень сложности)

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы

2.Подчеркни обстоятельства, выраженные существительными.

Земля п_крылас_ белым снежным к_вром. Ранним утр_м я и мой товарищ Андрей _тправилис_ в зимний лес. Ноч_ю в_юга з_несла все доро_ки и тр_пинки. Мы ск_льзили на лыжах по лесным п_лянам. В_круг ст_яли красивые дерев_я в зимнем убранстве. Стройные б_рёзы и _сины покрыты пуш_стым снегом. С ветк_ летит на ша_ки мя_кий снежок. Мы под_ехали к избушк_ лесника. Она ст_ит на опушке б_льшой с_сновой рощ_.

Вдруг выгл_нуло зимнее со_нце. Яркий луч его _светил стройные дерев_я.

Творческая работа. Устно.

-Прочитайте стихотворение:

В гости в первый день недели

Мы столовую открыли

К нам синицы прилетели

Мы кормушку смастерили.

-Вам понравилось стихотворение?

-Наведите порядок в строчках.

-Зачитайте предложение, где есть обстоятельство времени. Укажите обстоятельство.

Творческая работа. Устно.

-Прочитайте стихотворение:

В гости в первый день недели

Мы столовую открыли

К нам синицы прилетели

Мы кормушку смастерили.

-Вам понравилось стихотворение?

-Наведите порядок в строчках.

-Зачитайте предложение, где есть обстоятельство времени. Укажите обстоятельство.

Творческая работа. Устно.

-Прочитайте стихотворение:

В гости в первый день недели

Мы столовую открыли

К нам синицы прилетели

Мы кормушку смастерили.

-Вам понравилось стихотворение?

-Наведите порядок в строчках.

-Зачитайте предложение, где есть обстоятельство времени. Укажите обстоятельство.

Творческая работа. Устно.

-Прочитайте стихотворение:

В гости в первый день недели

Мы столовую открыли

К нам синицы прилетели

Мы кормушку смастерили.

-Вам понравилось стихотворение?

-Наведите порядок в строчках.

-Зачитайте предложение, где есть обстоятельство времени. Укажите обстоятельство.

Творческая работа. Устно.

-Прочитайте стихотворение:

В гости в первый день недели

Мы столовую открыли

К нам синицы прилетели

Мы кормушку смастерили.

-Вам понравилось стихотворение?

-Наведите порядок в строчках.

-Зачитайте предложение, где есть обстоятельство времени. Укажите обстоятельство.

Творческая работа. Устно.

-Прочитайте стихотворение:

В гости в первый день недели

Мы столовую открыли

К нам синицы прилетели

Мы кормушку смастерили.

-Вам понравилось стихотворение?

-Наведите порядок в строчках.

-Зачитайте предложение, где есть обстоятельство времени. Укажите обстоятельство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка 4 класс по теме "Обстоятельства времени", Система Л.В. Занкова

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разнообразные виды работ и форм на уроке, позволяют достичь высокого результата....

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Обстоятельство" УМК "Начальная школа XXI века"

Урок "Открытия нового знания". Системно-деятельностный и метапредметный подход  способствуют формированию представления об обстоятельстве, как одном из второстепенных членов предложения и глубоко...

Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств

УМК Полякова А.В. 12.02.2019Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...