Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Обстоятельство" УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок "Открытия нового знания". Системно-деятельностный и метапредметный подход способствуют формированию представления об обстоятельстве, как одном из второстепенных членов предложения и глубокому пониманию и преобразованию информации в таблицу. Урок направлен на формирование УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 3 класс "Обстоятельство" УМК "Школа 21 век" | 61.31 КБ |
obstoyatelstvo.ppt | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
ФИО учителя, категория | Дейч Татьяна Викторовна, 1 квалификационная категория |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ «Гальбштадтская СОШ» |
Тема урока | «Обстоятельство» |
Место урока в системе уроков по данной теме | Первый урок по данной теме. На изучение темы отведено 2 часа. |
Тип урока | Урок «открытия нового знания» |
Цели педагогической деятельности | Создать условия для формирования понятия «Обстоятельство» и составления обобщающей таблицы по данному понятию. Создать условия для развития умения договариваться и приходить к общему решению в совместной групповой деятельности при обсуждении информации и составлении таблицы «второстепенные члены предложения». Создать условия для развития познавательной активности |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Понимание обстоятельства как второстепенный член предложения. Знание вопросов, на которые отвечает обстоятельство, его роли в предложении. Обобщение полученных знаний в таблице. Метапредметные: Использование языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач и коммуникативных задач. Личностные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в группе. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самоорганизованности. |
Формы обучения | Фронтальная, групповая |
Техническое оборудование | Компьютер, интерактивная доска |
Наглядные пособия | Карточка-напоминайка «Правила работы в группе», презентация, опорные слова «Узнать», «Научиться» |
Конспект урока
1. Организационный момент.
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Сегодня наш урок начнём с того, что вспомним, что мы знаем о предложении.
- Что такое предложение? (Предложение - это слово или сочетание слов, связанных между собой по смыслу и интонационно).
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные)
- Какие бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные)
- Какие бывают предложения по наличию главных и второстепенных членов предложения? (распространённые и нераспространённые)
- Какое предложение называется нераспространённым? (Предложение без второстепенных членов предложения называется нераспространённым)
- Что вы знаете о подлежащем? (Подлежащее – называет то, о ком или о чём говорится в предложении – отвечает на вопросы КТО? ЧТО? – подчёркивается одной чертой. Сказуемое – связано с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет - Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ? – подчёркивается двумя чертами.)
Закончите предложение:
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это … . (подлежащее и сказуемое) СЛАЙД
- Какое предложение называется распространённым? (Предложение с второстепенными членами предложения называется распространённым)
- Закончите предложение:
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это … . (?) СЛАЙД
- Почему не можете продолжить? (не знаем название второстепенных членов)
- Что вы знаете о второстепенных членах предложения? (Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют и дополняют главные и другие члены предложения)
- Что нужно сначала сделать, чтобы найти второстепенные члены предложения? (Чтобы выделить второстепенные, надо сначала найти главнее члены предложения).
- Чего не знаете о второстепенных членах? (Как называются? На какие вопросы отвечают? Что обозначают? Как подчёркиваются?)
3. Постановка темы и задач урока.
- Откройте учебник на стр. 86, прочитайте тему урока. (Обстоятельство) Сегодня на уроке вы будете исследователями.
- Какие цели сегодня на уроке вы поставите перед собой? ( УЗНАЮ: - Что такое обстоятельство?
- Что обозначает обстоятельство?
- На какие вопросы отвечает?
- Как выделяется в предложении?
- С каким членом связано в предложении?
- Какую роль играет в предложении?
УЧУСЬ: - находить обстоятельства, задавать вопросы, применять знания)
4. Планирование работы
1) Тема исследования. (Обстоятельство) СЛАЙД
- Где встречается обстоятельство? Значит объектом исследования – Предложение.
Предмет исследования – Второстепенный член предложения – обстоятельство.
- Какой метод будем использовать? (Метод исследования – наблюдение).
5. Реализация плана.
- В классе будут работать 4 лаборатории (4 группы по 5 человек).
Приступим к работе. Найдём ответ на первый вопрос «Что такое обстоятельство?».
Исследование № 1.
Задание группам: Прочитайте предложения. В каждом предложении выделите грамматическую основу. Задайте вопрос к второстепенному члену предложения. Вопрос запишите в скобке. Сделайте вывод.
Дети растут быстро. (_____________) (как?)
Осенью идут дожди. ( ) (когда?)
Маша любит гулять в парке. ( ) (где?)
Птицы улетают на юг. ( ) (куда?)
Из Москвы пришла посылка. ( ) (откуда?)
Вывод: Обстоятельство отвечает на вопросы _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
По сигналу учителя, ученики заканчивают работу.
Заполнение таблицы в презентации и в индивидуальных таблицах.
- Что нам удалось выяснить?
- Давайте заучим небольшое стихотворение. СЛАЙД
На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Вам ответ дадут; да – да!
И зачем? и почему?
Тоже дай вопрос ему!
- Прочитайте это стихотворение с интонацией удивления. (1-2 ученика читают)
Исследование № 2
- Над каким вопросом будем работать? Что обозначает обстоятельство.
Задание 1. Прочитайте информацию об обстоятельстве на жёлтой карточке. Ознакомьтесь с таблицей и допишите недостающие данные во первую колонку и заполните второй столбец. Ответьте на вопрос второго задания.
Обстоятельство называет | Вопросы |
действия | |
действия | |
действия | |
действия | |
действия |
Вывод: Обстоятельство обозначает: _________________ действия, _____________ действия,
___________ действия, ____________________ действия, ______________ действия.
Задание 2. Как подчёркивается обстоятельство? Выберите правильный ответ:
а) одной чертой; б) двумя чертами; в) пунктирной линией; г) волнистой линией;
д) прерывистой линией с точкой.
Вывод: Обстоятельство подчёркивается так:
По сигналу учителя, ученики заканчивают работу.
Заполнение таблицы на доске и в индивидуальных таблицах.
- Что узнали, выполнив задание?
ФИЗМИНУТКА
Исследование № 3.
- Ответим на следующие вопросы: Какова роль обстоятельства в предложении и, с каким членом оно связано в предложении?
Задание. Выполните задание упр. 3 (стр. 88) Спишите предложения в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Задайте вопрос к второстепенному члену. Определите, от какого слова вы задавали вопросы. Поставьте над ним крестик. Чем это слово является в предложении?
Охотник возвратился (откуда?) из леса.
В воскресенье (когда?) пришли гости.
Ученики прилежно (как?) занимаются.
Вывод: Обстоятельство связано в предложении со _______________________ .
7. Первичное закрепление. Проверка понимания. (Резерв)
Игра «Поиграем в предложение»
1 группа – подлежащее. (ребята, соловей, дождь, собаки,
2 группа - сказуемое (были, запел, окончился, замолкли, купались)
3 группа – обстоятельство (в классе, в лесу, быстро, в деревне, в озере, громко)
4 группа – называет, что обозначает обстоятельство (место, образ, время, причину, цель)
Другие группы голосуют сигналами: согласны – зелёный, не согласны – красный.
8. Рефлексия.
- Какие вы цели ставили?
- Что вам удалось узнать?
- Расскажите по таблице об обстоятельстве.
- Чему смогли научиться?
Дополните предложение: Второстепенные члены предложения – это….
Намечаются дальнейшие цели.
Самооценка собственной учебной деятельности на уроке.
Заполняют листы самооценки.
10. Д/з выучить таблицу, стр. 89 упр. 5
Возьмите свой смайлик и приклейте его в таблицу. Тема урока была мне понятна По новой теме мне нужно ещё поработать
Лист самооценки
Номер группы _________
Название группы_______________________________
Фамилия и имя ________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
1. Все ли члены группы принимали участие в исследовании?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
Отметь нужное место на линейке знаком X.
Лист самооценки
Номер группы _________
Название группы_______________________________
Фамилия и имя ________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
1. Все ли члены группы принимали участие в исследовании?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
Отметь нужное место на линейке знаком X.
Грамматическая основа предложения
(_____________________) (_______________________)
(_____________________) (_______________________)
(_______________________)
(_______________________)
(_______________________)
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Название второстепенного члена предложения | На какие вопросы отвечает? | Что обозначает? | Как подчёркивается? | Какой частью речи выражено? |
_________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ | _______________ действия _______________ действия _______________ действия _______________ действия _______________ действия | |||
_________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ | ______________________ | |||
_________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ | ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе
План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс
Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»
Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
Цель: учить находить в предложении главные члены предложения или грамматическую основу по алгоритму....
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть слова
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть словаЦель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоени...
Технологическая карта урока русского языка "Повторение" (УМК "Начальная школа XXI века, 3 класс)
Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об изученных орфограммах, пунктуации в предложениях с однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические:Обобщить и систематизировать знания об орфог...
Технологическая карта урока русского языка «Текст», УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс
Цель урока: совершенствование навыков письменной работе путем написания сочинения.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Систематизировать знания о тексте как единице речи.2. Совершенствов...