Проект на тему:"Урок в инклюзивном классе"
проект по русскому языку

Саматова Мадина Ахматгалиевна

  В России запускают программу развития инклюзивного образования.

Согласно Констимтуции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение,независимо от диагноза.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_inklyuziv.obr_.docx613.2 КБ

Предварительный просмотр:

     

       Казанскиий инновационный университет им.В.Г.Тимирясова

                 Проект на тему:

«Урок в инклюзивном классе» (Урок  русского языка со слабослышащим ребенком)

                                              Проект выполняла:

                                  Саматова Мадина  Ахматгалиевна

Учитель начальных классов Бурнашевской                        средней образовательной школы

                                         Апастово 2016.

    В России запускают программу развития инклюзивного образования. Его структура подразумевает, что гармонично развивающиеся «полноценные» дети и дети с отклонениями в развитии будут посещать одни и те же образовательные учреждения.

Согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ).

              Актуальность проекта

Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям:

-страдает фонетическая сторона речи

-слоговая структура сторона речи

-словарный запас и грамматический строй речи

-невозможно становление звукового анализа и синтеза

Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисрафии

                           Тип проекта

По составу участников: 

  • индивидуально-подгрупповой

По сроку реализации:

  • долгосрочный (1 год)

По целевой установке

  • практико – ориентированный

              Участники проекта:

  • Ученики 1в класса

Возраст детей:

7 -8лет с ДЦП, ОНР, ЗРР, ОВЗ

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

  • недоразвитие фонематической стороны речи у детей 7-8 лет

 Цель проекта: формирование фонематического слуха у детей.

       Задачи:

  1. Развивать слуховое восприятие.
  2. Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов.
  3. Учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости.
  4.  Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  5.  Обучать слогоделению.
  6. Познакомить со звуками и буквами.

         Новизна проекта

Включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства

Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и восприятия ритмов, за счёт нарушенного слухового восприятия.  Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем их воспроизвести.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.

        Предполагаемые результаты:

1.Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога.

2. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

3. Делить слова на слоги.

 4.Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости.

5. Определять позицию звука в слове.

6. Знать буквы русского алфавита.

Краткая аннотация работы:

     Представленный урок является результатом методической деятельности педагога, осуществляющего  коррекционно-образовательный процесс с обучающимися с нарушениями зрения и с нарушениями слуха –слабослышащие. Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Индивидуальное творчество ребёнка, совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

Цели и задачи урока:

1. Образовательная. Познакомить обучающихся с согласными звуками с, с’, буквы С, с; учить звуковому и сравнительном анализу слов; способствовать продуктивному формированию навыка чтения.

2. Коррекционно-развивающая. Продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление; развивать фонематические процессы и устную речь.

3. Воспитательная. Воспитывать ценностное отношение к Родине; воспитывать гражданскую идентичность у  обучающихся; воспитывать культуру поведения на уроке; воспитывать мотивацию к учению.

Конспект урока по обучению чтению.

Класс: 1б.

Тема:  Согласные звуки с, с’, буквы С, с. 

Планируемые результаты освоения учебной программы:

Обучающийся получит возможность:

Личностные действия (Л)

  • для формирования внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • проявлять интерес к новому содержанию занятия;
  • проявлять уважение к своей Родине – России.

Метапредметные действия (МПР):

регулятивные:

  • для формирования принятия учебной задачи урока и осуществления решения учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цели учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать  и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
  • группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию.
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
  • выделять существенную информацию из текстов; работать с информацией, представленной в разных формах.

Предметные действия (ПР):

  • выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать  в словах новые звуки;
  • соотносить новые звуки и букву, их обозначающую;
  • приводить примеры слов с новыми звуками;
  • отгадывать загадки.

Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, предметные рисунки, карточки-схемы, «волшебный» мешочек с буквами, индивидуальные зеркала.

Во время занятия проводятся физкультурная минутка и зрительная гимнастика

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1. Организационный момент

ЛР: самоопределение

к деятельности; включенность в учебную деятельность;

МПР:

самоконтроль; самооценка

ПР:

предметная готовность к предстоящей деятельности

1. Включить детей в деятельность.

2. Организовать самооценку предстоящей деятельности.

3.Воспитывать культуру поведения на уроке

1. Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.

  • Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.
  • Оцените своё рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

3. Создание эмоционального настроя урока.

  • Прозвенел опять звонок,

     Начинается урок.

     Будем все        внимательны,

      Послушны и               старательны.

Эмоциональный настрой. Какое настроение выберем?

– В таком случае у меня к вам просьба: подарите мне свои улыбки. Спасибо! Ведь улыбка располагает к приятному общению.

Артикуляционная зарядка.

а) работаем «языком» (влево, вправо, вверх, вниз, «слизывание варенья»);

б) произношение гласных звуков: а-а-а! о-о-о!

–  плачет маленький ребёнок: у-а, у-а!

– воет голодный волк в лесу: у-у-у!

4. Мотивация учебной деятельности.

  • Сейчас у нас урок    литературного чтения.

Давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков.

Сели ровно, расслабились, руки положили на парту. Сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

Артикуляционная гимнастика

(с  использованием индивидуальных зеркал).

  • Гимнастика.

1) Упражнение на дыхание: вдох – медленный выдох.
2) Упражнение для губ: улыбнуться – вытянуть губы вперед трубочкой.
3) Упражнения для языка: почистить зубки, пощелкать кончиком языка.
4) Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох, выдох через рот.

5) Улыбнуться, открыть рот, язык, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой под счет.

Выполняет самооценку готовности:

  • выбор учебных принадлежностей
  • аккуратность их расположения на столе.

Слушает учителя, настраивается на предстоящую работу в классе.

2. Актуализация знаний

ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата;

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; группировать и классифицировать все изученные буквы;

 ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.

1. Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

- Сейчас какое время года?

- Расскажи стихотворение «Осень».

- Назови звук, с которого начинается слово осень.

- Найди на доске букву О.

-Возьми «волшебный» мешочек и назови буквы, которые будешь доставать. В мешочке  есть  уже знакомые тебе буквы, вспомни  буквы и звуки, с которыми мы уже познакомились.

- Определи, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка.

-Назови гласные, назови признаки гласных.

-На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назови согласные буквы, назови  признаки согласных.

-Назови согласный звук, который мы изучили.

- Назови слова, которые начинаются со звука Н.

-Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.

 

Рассказывает ранее выученное стихотворение.

Слушает задание, отвечает на вопросы.

- Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.

Называет гласные, их отличительные признаки; классифицирует гласные.

Классифицирует согласные, называет признаки классификации, называет согласные буквы.

3. Постановка учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию

МПР: понимать учебную задачу, готовность осуществлять её решение под руководством учителя.

1. Определить тему и цели урока.

2.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

Учитель предъявляет задание:

-Давайте проведём небольшую речевую гимнастику.

-Я прочитаю, а ты внимательно послушаешь: СА-СА-СА, СА-СА-СА,

Укусила в нос оса.

СО-СО-СО, СО-СО-СО,

Стал мой нос, как колесо!

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ,

Не боюсь я злой осы!

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ,

Я осу в руке несу!

- Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?

Учитель предъявляет задание с порой на предыдущее задание.

- Определи тему урока.

- Определи цель урока. Опиши, чему ты будешь учиться при изучении новой буквы.

- Мы определили тему и цель работы на уроке.

Обучающаяся слушает задание.

Проговаривает скороговорку.

Отвечает на вопрос.

Обучающаяся  слушает задание, отвечает на вопросы.

Называет тему и цель урока.

4. Решение учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

ПР: выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой.

1.Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

2. Решать проблему с помощью выбранного метода.

Учитель предъявляет задание. Отгадай загадки.

Заворчал живой замок,

лёг у двери поперёк.

- Кто это?

-Какой первый звук слышишь?

- Дай характеристику этого звука.

 

Очень много силы в нем, ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос,

будто нос лет тысячи рос.

- Кто это?

-Какой первый звук слышишь?

- Дай характеристику этого звука.

На солнечный свет прилетела гостья. Отгадай, кто она?

Небольшая пёстрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощенье наше ей сниться.

Прилетает к нам часто….

СИНИЦА

- Посмотрите на картинку.

  Это птица прилетела к нам из произведения В.Бианки «Синичкин календарь».  

-Тебе читали эту книгу?

Нет, когда ты изучишь все буквы, то сможешь прочитать эту интересную книгу про синицу, которая не улетает  в тёплые края, а остаётся зимовать у нас на Урале.

    - А теперь, вернемся к слову синица.

     - Четко произнеси каждый слог. Назови первый слог    ещё раз. Назови первый звук в слоге.

- Согласный звук С может быть мягким и твёрдым. Произнеси ещё раз слово: СЛОН.  

Согласный звук С в слове Слон – твердый.

Произнеси слово: СИНИЦА

Согласный звук С в слове Синица – мягкий.

-Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слова , а вы , если услышите твёрдый звук С, то хлопните в ладоши. Если услышите мягкий звук С, то не хлопайте. Задание понятно, давайте вместе попробуем:

- слон, стог, синица, сон,

Теперь самостоятельно: сила, сыр, сапог, семечки.

- Хорошо, на следующих уроках мы продолжим учиться определять мягкий или твердый согласный звук С.

Обозначение звуков буквой.

-Какой буквой обозначим звук [п]?

- Возьми букву С и скажи на что она похожа?

- Посмотрите, на что она похожа у меня?

Буква «С» смешит слона,

Ухом кажется она.

Возьми лупу, хорошо рассмотри картинку и покажи спрятанную букву С.

- Так на что похожа буква С на этой картинке.

Возьми фломастеры и раскрась слона на картинке.

Обучающаяся слушает задание.

Отгадывает загадки, отвечает на вопросы, дает характеристику.

Обучающиеся слушают задание.

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, дают характеристику.

Называет слоги, звуки, дает характеристику.

Слушает и выполняют задание, хлопает в ладоши.

Предлагают свои ответы на вопросы.

Расматривает картинку, раскрашивает её.

Делает вывод.

5. Первичное закрепление

ЛР: проявлять уважение к Родине.

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением; формулировать собственное мнение.

ПР: читать слоги с изученными буквами.

1.Решать типовые задания.

2. Закреплять способ их решения.

Работа с текстом и иллюстрацией.

Чтение слогов

Задание: прочитай слоги.

Очень хорошо, что мы с вами, наконец – то, выучили букву С. Потому что эта буква есть в слове, которое очень близко и дорого нам, русским людям. Это слово – Россия.

Я сейчас прочитаю рассказ о нашей стране. Ты внимательно слушай, после прочтения я задам тебе вопросы.

-Как называется страна, в которой мы живем?

Чтение рассказа.

РОССИЯ

Россия – это моя Родина. Моя родная страна! Моя родная земля! На этой земле родились мои деды, родители. Здесь и я расту. На этой земле стоит мой родной город, мой дом. Лес, синее озеро, любимый сад и аромат смородины. Это и есть моя малая родина!

Беседа по восприятию рассказа:

-Как называют Россию?

- Почему так называют нашу Родину?

- А что значит, малая Родина?

-А для вас малая Родина – это место, в котором мы живём. Как называется село, в котором мы живем?

Работает под руководством учителя с текстами и иллюстрацией.

Читает слоги.

Слушает задание, отвечает на вопросы.

Слушает чтение учителя текста, отвечает на вопросы учителя.

6. Подведение итога урока.

ЛР: уметь оценивать результат своей работы.

МПР: оценивать свои достижения.

1.Рефлексия деятельности на уроке.

2. Самооценка собственной деятельности.

Рефлексия деятельности.

 - Что нового узнали на уроке, чему научились?

 - Дайте характеристику звукам [с], [с‘]

Самооценка деятельности на уроке

 - Что интересного было на уроке?

 - Что вызвало затруднение? Почему?

- Оцени, чему ты научилась на уроке: Я научилась… Я поняла… Я смогу…

 Оцени свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий – печальный; было трудно работать – грустный.

Слушает задание, отвечает на вопросы.

Выбирает и показывает карточку – смайлик.

Заключение.

Данный урок помогает решать орфографические задачи по русскому языку,  позволяет активизировать интерес обучающихся и обеспечивает положительную мотивацию обучения. В классе, где я осуществляю образовательную деятельность, дети с нарушениями слуха – слабослышащие и с нарушениями зрения. Дети разнородны по своему психическому развитию, но у большей части класса наблюдаются недостатки развития познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это во многом обуславливает трудности в обучении детей моего класса. Обогащение содержания учебной работы системой коррекционно-развивающих заданий и упражнений позволило мне значительно повысить уровень усвоения детьми знаний. Понимая, что только при правильно организованных условиях обучения ребёнок сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности, я стала включать в каждый урок задания на коррекцию и развитие познавательных процессов.

Проведение коррекционных упражнений в начале урока способствует концентрации внимания, настраивает учащихся на активную интеллектуальную работу. Проведение коррекционных мероприятий в середине урока предотвратит падение работоспособности, повысит мотивацию к занятиям за счёт смены деятельности и наличия игрового момента.

Литература:

:    1.Учебник «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева.М «Просвещение»2011

     2.Рабочая  тетрадь «Мой алфавит».Часть 1. Л.Ф.Климанова,А.В.Абрамов

 3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012.

4.Электронный ресурс: http://www.inclusive-edu.ru// Институт проблем инклюзивного образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы учителя на уроке в инклюзивном классе

В статье рассмотрена технология работы учителя в инклюзивном классе. Описаны некоторые методы и приемы, которые можно порекомендовать педагогам работающих с детьми с ограниченными возможностями здоров...

Проект на тему "Древние гиганты" (4 класс)

Проект был представлен на школьном этапе конкурса исследовательских проектов "Малая академия"...

Открытый урок в инклюзивном классе по изобразительному искусству

Урок изобразительного искусства проходит в инклюзивном классе с частичной инклюзией. Деятельность инклюзированного ученика сопровождает тьютор....

Особенности урока в инклюзивном классе

Методический бюллетень об особенностях построения учебного процесса в классе при инклюзивом обучении детей с ОВЗ. Необходимым условием успешного обучения детей с ОВЗ в ОО является создание адаптивной ...

Презентация на тему:"Урок в инклюзивном классе"

Презентация на тему :"Урок в инклюзивном классе".Урок русского языка со слабослышащим учеником....

Мастер-класс "Проектирование современного урока в инклюзивном классе"

Мастер-класс "Проектирование современного урока в инклюзивном классе" для педагогов школы...