Проект на тему:"Урок в инклюзивном классе"
проект по русскому языку
В России запускают программу развития инклюзивного образования.
Согласно Констимтуции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение,независимо от диагноза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_inklyuziv.obr_.docx | 613.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанскиий инновационный университет им.В.Г.Тимирясова
Проект на тему:
«Урок в инклюзивном классе» (Урок русского языка со слабослышащим ребенком)
Проект выполняла:
Саматова Мадина Ахматгалиевна
Учитель начальных классов Бурнашевской средней образовательной школы
Апастово 2016.
В России запускают программу развития инклюзивного образования. Его структура подразумевает, что гармонично развивающиеся «полноценные» дети и дети с отклонениями в развитии будут посещать одни и те же образовательные учреждения.
Согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ).
Актуальность проекта
Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям:
-страдает фонетическая сторона речи
-слоговая структура сторона речи
-словарный запас и грамматический строй речи
-невозможно становление звукового анализа и синтеза
Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисрафии
Тип проекта
По составу участников:
- индивидуально-подгрупповой
По сроку реализации:
- долгосрочный (1 год)
По целевой установке
- практико – ориентированный
Участники проекта:
- Ученики 1в класса
Возраст детей:
7 -8лет с ДЦП, ОНР, ЗРР, ОВЗ
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
- недоразвитие фонематической стороны речи у детей 7-8 лет
Цель проекта: формирование фонематического слуха у детей.
Задачи:
- Развивать слуховое восприятие.
- Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов.
- Учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости.
- Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
- Обучать слогоделению.
- Познакомить со звуками и буквами.
Новизна проекта
Включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства
Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и восприятия ритмов, за счёт нарушенного слухового восприятия. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем их воспроизвести.
Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.
Предполагаемые результаты:
1.Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога.
2. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
3. Делить слова на слоги.
4.Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости.
5. Определять позицию звука в слове.
6. Знать буквы русского алфавита.
Краткая аннотация работы:
Представленный урок является результатом методической деятельности педагога, осуществляющего коррекционно-образовательный процесс с обучающимися с нарушениями зрения и с нарушениями слуха –слабослышащие. Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Индивидуальное творчество ребёнка, совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.
Цели и задачи урока:
1. Образовательная. Познакомить обучающихся с согласными звуками с, с’, буквы С, с; учить звуковому и сравнительном анализу слов; способствовать продуктивному формированию навыка чтения.
2. Коррекционно-развивающая. Продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление; развивать фонематические процессы и устную речь.
3. Воспитательная. Воспитывать ценностное отношение к Родине; воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся; воспитывать культуру поведения на уроке; воспитывать мотивацию к учению.
Конспект урока по обучению чтению.
Класс: 1б.
Тема: Согласные звуки с, с’, буквы С, с.
Планируемые результаты освоения учебной программы:
Обучающийся получит возможность:
Личностные действия (Л)
- для формирования внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- проявлять интерес к новому содержанию занятия;
- проявлять уважение к своей Родине – России.
Метапредметные действия (МПР):
регулятивные:
- для формирования принятия учебной задачи урока и осуществления решения учебной задачи под руководством учителя;
- определять цели учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
- группировать и классифицировать все изученные буквы.
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию.
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- выделять существенную информацию из текстов; работать с информацией, представленной в разных формах.
Предметные действия (ПР):
- выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки;
- соотносить новые звуки и букву, их обозначающую;
- приводить примеры слов с новыми звуками;
- отгадывать загадки.
Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, предметные рисунки, карточки-схемы, «волшебный» мешочек с буквами, индивидуальные зеркала.
Во время занятия проводятся физкультурная минутка и зрительная гимнастика
Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | ||||
Деятельность педагога | Деятельность ученика | |||||
1. Организационный момент | ||||||
ЛР: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; МПР: самоконтроль; самооценка ПР: предметная готовность к предстоящей деятельности | 1. Включить детей в деятельность. 2. Организовать самооценку предстоящей деятельности. 3.Воспитывать культуру поведения на уроке | 1. Приветствие. 2.Проверка готовности к уроку.
3. Создание эмоционального настроя урока.
Начинается урок. Будем все внимательны, Послушны и старательны. Эмоциональный настрой. Какое настроение выберем? – В таком случае у меня к вам просьба: подарите мне свои улыбки. Спасибо! Ведь улыбка располагает к приятному общению. Артикуляционная зарядка. а) работаем «языком» (влево, вправо, вверх, вниз, «слизывание варенья»); б) произношение гласных звуков: а-а-а! о-о-о! – плачет маленький ребёнок: у-а, у-а! – воет голодный волк в лесу: у-у-у! 4. Мотивация учебной деятельности.
Давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков. Сели ровно, расслабились, руки положили на парту. Сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе. Артикуляционная гимнастика (с использованием индивидуальных зеркал).
1) Упражнение на дыхание: вдох – медленный выдох. 5) Улыбнуться, открыть рот, язык, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой под счет. | Выполняет самооценку готовности:
Слушает учителя, настраивается на предстоящую работу в классе. | |||
2. Актуализация знаний | ||||||
ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата; МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; группировать и классифицировать все изученные буквы; ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее. | 1. Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. 2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. 3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. | - Сейчас какое время года? - Расскажи стихотворение «Осень». - Назови звук, с которого начинается слово осень. - Найди на доске букву О. -Возьми «волшебный» мешочек и назови буквы, которые будешь доставать. В мешочке есть уже знакомые тебе буквы, вспомни буквы и звуки, с которыми мы уже познакомились. - Определи, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка. -Назови гласные, назови признаки гласных. -На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назови согласные буквы, назови признаки согласных. -Назови согласный звук, который мы изучили. - Назови слова, которые начинаются со звука Н. -Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.
| Рассказывает ранее выученное стихотворение. Слушает задание, отвечает на вопросы. - Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные. Называет гласные, их отличительные признаки; классифицирует гласные. Классифицирует согласные, называет признаки классификации, называет согласные буквы. | |||
3. Постановка учебной задачи | ||||||
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию МПР: понимать учебную задачу, готовность осуществлять её решение под руководством учителя. | 1. Определить тему и цели урока. 2.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. | Учитель предъявляет задание: -Давайте проведём небольшую речевую гимнастику. -Я прочитаю, а ты внимательно послушаешь: СА-СА-СА, СА-СА-СА, Укусила в нос оса. СО-СО-СО, СО-СО-СО, Стал мой нос, как колесо! СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ, Не боюсь я злой осы! СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ, Я осу в руке несу! - Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке? Учитель предъявляет задание с порой на предыдущее задание. - Определи тему урока. - Определи цель урока. Опиши, чему ты будешь учиться при изучении новой буквы. - Мы определили тему и цель работы на уроке. | Обучающаяся слушает задание. Проговаривает скороговорку. Отвечает на вопрос. Обучающаяся слушает задание, отвечает на вопросы. Называет тему и цель урока. | |||
4. Решение учебной задачи | ||||||
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия. МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. ПР: выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. | 1.Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. 2. Решать проблему с помощью выбранного метода. | Учитель предъявляет задание. Отгадай загадки. Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. - Кто это? -Какой первый звук слышишь? - Дай характеристику этого звука.
Очень много силы в нем, ростом он почти, что с дом. У него огромный нос, будто нос лет тысячи рос. - Кто это? -Какой первый звук слышишь? - Дай характеристику этого звука. На солнечный свет прилетела гостья. Отгадай, кто она? Небольшая пёстрая птица Не боится зимой простудиться, Угощенье наше ей сниться. Прилетает к нам часто…. СИНИЦА - Посмотрите на картинку. Это птица прилетела к нам из произведения В.Бианки «Синичкин календарь». -Тебе читали эту книгу? Нет, когда ты изучишь все буквы, то сможешь прочитать эту интересную книгу про синицу, которая не улетает в тёплые края, а остаётся зимовать у нас на Урале. - А теперь, вернемся к слову синица. - Четко произнеси каждый слог. Назови первый слог ещё раз. Назови первый звук в слоге. - Согласный звук С может быть мягким и твёрдым. Произнеси ещё раз слово: СЛОН. Согласный звук С в слове Слон – твердый. Произнеси слово: СИНИЦА Согласный звук С в слове Синица – мягкий. -Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слова , а вы , если услышите твёрдый звук С, то хлопните в ладоши. Если услышите мягкий звук С, то не хлопайте. Задание понятно, давайте вместе попробуем: - слон, стог, синица, сон, Теперь самостоятельно: сила, сыр, сапог, семечки. - Хорошо, на следующих уроках мы продолжим учиться определять мягкий или твердый согласный звук С. Обозначение звуков буквой. -Какой буквой обозначим звук [п]? - Возьми букву С и скажи на что она похожа? - Посмотрите, на что она похожа у меня? Буква «С» смешит слона, Ухом кажется она. Возьми лупу, хорошо рассмотри картинку и покажи спрятанную букву С. - Так на что похожа буква С на этой картинке. Возьми фломастеры и раскрась слона на картинке. | Обучающаяся слушает задание. Отгадывает загадки, отвечает на вопросы, дает характеристику. Обучающиеся слушают задание. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, дают характеристику. Называет слоги, звуки, дает характеристику. Слушает и выполняют задание, хлопает в ладоши. Предлагают свои ответы на вопросы. Расматривает картинку, раскрашивает её. Делает вывод. | |||
5. Первичное закрепление | ||||||
ЛР: проявлять уважение к Родине. МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением; формулировать собственное мнение. ПР: читать слоги с изученными буквами. | 1.Решать типовые задания. 2. Закреплять способ их решения. | Работа с текстом и иллюстрацией. Чтение слогов Задание: прочитай слоги. Очень хорошо, что мы с вами, наконец – то, выучили букву С. Потому что эта буква есть в слове, которое очень близко и дорого нам, русским людям. Это слово – Россия. Я сейчас прочитаю рассказ о нашей стране. Ты внимательно слушай, после прочтения я задам тебе вопросы. -Как называется страна, в которой мы живем? Чтение рассказа. РОССИЯ Россия – это моя Родина. Моя родная страна! Моя родная земля! На этой земле родились мои деды, родители. Здесь и я расту. На этой земле стоит мой родной город, мой дом. Лес, синее озеро, любимый сад и аромат смородины. Это и есть моя малая родина! Беседа по восприятию рассказа: -Как называют Россию? - Почему так называют нашу Родину? - А что значит, малая Родина? -А для вас малая Родина – это место, в котором мы живём. Как называется село, в котором мы живем? | Работает под руководством учителя с текстами и иллюстрацией. Читает слоги. Слушает задание, отвечает на вопросы. Слушает чтение учителя текста, отвечает на вопросы учителя. | |||
6. Подведение итога урока. | ||||||
ЛР: уметь оценивать результат своей работы. МПР: оценивать свои достижения. | 1.Рефлексия деятельности на уроке. 2. Самооценка собственной деятельности. | Рефлексия деятельности. - Что нового узнали на уроке, чему научились? - Дайте характеристику звукам [с], [с‘] Самооценка деятельности на уроке - Что интересного было на уроке? - Что вызвало затруднение? Почему? - Оцени, чему ты научилась на уроке: Я научилась… Я поняла… Я смогу… Оцени свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий – печальный; было трудно работать – грустный. | Слушает задание, отвечает на вопросы. Выбирает и показывает карточку – смайлик. |
Заключение.
Данный урок помогает решать орфографические задачи по русскому языку, позволяет активизировать интерес обучающихся и обеспечивает положительную мотивацию обучения. В классе, где я осуществляю образовательную деятельность, дети с нарушениями слуха – слабослышащие и с нарушениями зрения. Дети разнородны по своему психическому развитию, но у большей части класса наблюдаются недостатки развития познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это во многом обуславливает трудности в обучении детей моего класса. Обогащение содержания учебной работы системой коррекционно-развивающих заданий и упражнений позволило мне значительно повысить уровень усвоения детьми знаний. Понимая, что только при правильно организованных условиях обучения ребёнок сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности, я стала включать в каждый урок задания на коррекцию и развитие познавательных процессов.
Проведение коррекционных упражнений в начале урока способствует концентрации внимания, настраивает учащихся на активную интеллектуальную работу. Проведение коррекционных мероприятий в середине урока предотвратит падение работоспособности, повысит мотивацию к занятиям за счёт смены деятельности и наличия игрового момента.
Литература:
: 1.Учебник «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева.М «Просвещение»2011
2.Рабочая тетрадь «Мой алфавит».Часть 1. Л.Ф.Климанова,А.В.Абрамов
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012.
4.Электронный ресурс: http://www.inclusive-edu.ru// Институт проблем инклюзивного образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы учителя на уроке в инклюзивном классе
В статье рассмотрена технология работы учителя в инклюзивном классе. Описаны некоторые методы и приемы, которые можно порекомендовать педагогам работающих с детьми с ограниченными возможностями здоров...
Проект на тему "Древние гиганты" (4 класс)
Проект был представлен на школьном этапе конкурса исследовательских проектов "Малая академия"...
Открытый урок в инклюзивном классе по изобразительному искусству
Урок изобразительного искусства проходит в инклюзивном классе с частичной инклюзией. Деятельность инклюзированного ученика сопровождает тьютор....
Особенности урока в инклюзивном классе
Методический бюллетень об особенностях построения учебного процесса в классе при инклюзивом обучении детей с ОВЗ. Необходимым условием успешного обучения детей с ОВЗ в ОО является создание адаптивной ...
Урок в инклюзивном классе (обучающаяся с РАС, АОП вариант 8.2, рекомендовано сопровождение тьютора) Математика 1 класс. Образовательная система «Перспектива». « Математика» Г.В. Дорофеев, Т.Н.Миракова. Тема: "Примеры в несколько действий"
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС, с инклюзией. В конспекте урока можно почерпнуть способы и приёмы работы с детьми-аутистами....
Презентация на тему:"Урок в инклюзивном классе"
Презентация на тему :"Урок в инклюзивном классе".Урок русского языка со слабослышащим учеником....
Мастер-класс "Проектирование современного урока в инклюзивном классе"
Мастер-класс "Проектирование современного урока в инклюзивном классе" для педагогов школы...