Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе. Согласные звуки [ г ],[ г`] и буквы Г, г.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 Вера Викторовна

Организовать учебную деятельность, направленную на усвоение новой буквы г и звуков, которые она обозначает;  формирование  умения находить  её в словах, читать слова с этой буквой; совершенствование навыков  сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Создать условия для воспитания уважительного отношение друг к другу, умения слушать ответы учащихся; сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx240.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Вольская В.В.

ОУ

МБОУ  «Средняя школа № 21»

Предмет

Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс:

1  Б

Тема урока

Согласные звуки [ г ],[ г`] и буквы Г, г. «Не делай другим то, чего себе не пожелаешь»

Используемая образовательная технология

Элементы проблемно - диалогической технологии, ИКТ, игровой технологии.

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цели учителя

Организовать учебную деятельность, направленную на усвоение новой буквы г и звуков, которые она обозначает;  формирование  умения находить  её в словах, читать слова с этой буквой; совершенствование навыков  сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Создать условия для воспитания уважительного отношение друг к другу, умения слушать ответы учащихся; сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Цели учебной деятельности (цели ученика)

Узнать новые звуки и букву, которая их обозначает. Приобрести умение распознавать звуки и букву  в словах, записывать печатную заглавную и строчную, читать слоги и слова с изученной буквой.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

 С какими новыми звуками мы познакомились?  Что можете о них рассказать?   Какой буквой обозначаем новые звуки?

Опорные знания

Гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные звуки и  буквы их обозначающие.

Новые знания

Согласный, парный,  звонкий,  твёрдый звук [г], мягкий [г`], буквы Г, г.

Задачи урока

  1. Организовать мотивацию к учебной деятельности
  2. Организовать актуализацию знаний.
  3. Организовать открытие детьми нового знания.
  4. Организовать планирование.
  5. Организовать изучение нового материала.
  6. Организовать первичное закрепление во внешней речи.
  7. Организовать самостоятельную работу с проверкой.
  8. Организовать включение нового знания в систему знаний.
  9. Организовать рефлексию учебной деятельности.

Оборудование

Проектор, слайд-презентация на интерактивной доске, слоговые схемы, лента букв, карточка с буквами Гг; «Азбука», «Тренажёр по чтению»,сигнальные карточки, маркерные планшеты, электронное приложение к «Азбуке».

Сценарий урока

Этап урока

Действие учителя

Действие ученика

Формируемые

личностные

результаты

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

-Прозвенел звонок!

-На уроке будь старательным.

-Пожелайте друг другу удачи

  • Чему мы учимся на уроках обучения грамоте?
  • Где может пригодиться умение читать?
  • Чему уже научились?

-Начинается урок!

-Будь спокойным и внимательным.

Учащиеся настраиваются на успешную работу

Ответы учащихся.

Личностные УУД:

Смыслообразо-вание

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

2.Актуализа-ция знаний.

3. Открытие детьми нового знания

- Скажите, ребята, на какие группы делятся все    звуки  русского языка?

Игра «Замени звук»

На - не, су - си, мы - мя, зо - зе, ва - ви, бя - бу, ке - ко,  пи-пы…

-Назовите парные по звонкости-глухости звуки (б-п, д-т)

   Игра «Буква заблудилась» 

  • Найдите в ряду лишнюю букву, объясните свой выбор.  

   А О У П Э   (п –согл., все гласные)

   Р Н М К Л    (к- глухой звук, все звонкие)

- А всё ли вы знаете про эту букву, сейчас проверим. Приготовьте сигн. карточки.

-Эта буква обозначает согл.  звук?   (да, зел )

-Она обозначает всегда мягкий звук?(нет, кр.)

-Она может обозначать и мягкий, и твёрдый звук ? (да, зел.)

- Звук  -к глухой ? (да., зел)

- Звук –к  парный ?  (да, зел)

- Итак. Что мы знаем об этом звуке?

–А что не знаем?  

   - А можем ли мы сами узнать пару по звонкости - глухости?  Как будем произносить новый звук?

-Включите голос и вы услышите новый звук.

  • Порой нам будет не просто распознать эти парные звуки, чтобы правильно обозначить их буквами.

Делаем вывод:  Эти звуки парные,  потому что при их произношении  язык находится в одинаковом положении, звуки образуются одинаково, для звука -г  голос «включается», а для звука –к   голос «выключается», значит г-к парные по глухости-звонкости.

- А имеет ли новый звук пару по мягкости – твёрдости?  

-  Это известные  нам звуки или нет?

 

-гласные и согласные

-гласные: ударные и безударные

-согласные: звонкие -глухие, твёрдые – мягкие, парные и непарные

 Учащиеся называют слог, первая буква которого обозначает твёрдый или мягкий звук.

-Знаем, что он находится в группе  глухих согласных звуков.

 - Не знаем её пару.

-Да

- с участием голоса и шума

-Нет

Познавательные УУД: учатся

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные УУД: логические-

анализ объектов с целью выделения признаков,

определять круг своего незнания.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

4.

Планирование

- Какова тема нашего урока?

– Давайте определим для себя цели (план дальнейшего изучения новой буквы):

   Познакомимся…  (с буквой, которая обозначает новые звуки)

   Учиться…  (характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)

     Упражняться… (в чтении слов и слогов, текста с этой буквой)

Познакомится с буквой, которая обозначает эти звуки.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные УУД: прогнозирование, волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоении.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков

5. Изучение нового материала.

Физ. минутка.  

Словарь Ожегова.

Работа в парах.

(электронное приложение)

- Давайте поищем вокруг нас слова, названия предметов, в которых можно услышать новые звуки.

 

Проведем слого - звуковой анализ слов:

Герб, гусли.

Дайте характеристику звукам [ г]  и [ г`].

- Отчего зависит мягкость и твердость согласных звуков в словах?

Игра «Поймай звук»

 Если в слове слышится твёрдый звук [г] - встают мальчики, если мягкий звук [г’] - встают девочки  (вьюга, сапоги, бигуди, гости, герой, магнит, гитара, игрушка,  город, дороги, глина, Волга)

 

-А теперь посмотрите на изображение этого звука! (буква Г )

- Как вы думаете, на что похожа буква «Г»?

 Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге!

Кочерга - чугунная или стальная  изогнутая палка для засовывания и поворачивания дров и угля в печке.

 

 Напечатайте букву на планшете, спрячьте букву «Г» в любой предмет.

Рассмотрите старинное начертание буквы Г.  Мини-проект «Укрась букву» (по желанию)

-Ребята, а для чего нужна заглавная буква? Назовите имена собственные на букву г.

-Место этой буквы в алфавите….и на ленте букв. (Найдите место звука и заполните схему)

Найдите слова с буквой г, определите её место в словах.

-  Для чего нужна нам новая буква?

-Чему будем учиться дальше?

-Гимн, флаг?(и), герб, глава, государство, гимнастика и др.

Ответы учащихся.

-Звуки согласные, звонкие, парные, соответственно твердый и мягкий.

-От гласных

-Писать  имена собственные, слова в начале предло-жения.(Галя, Галкин, Гоголь, Греция, Гоша, Георгий, Геннадий,

Герман, Гаврила…)

-Составлять новые слова, предложения.

-Читать новые слоги и слова.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, использование знако- символических средств, построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и детьми.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в парах.

Физ. минутка

Работа по развитию речи

Прочитаем слоги с новой буквой.

Прибежал веселый   А, почитали дети – га.

Прибежал упрямый  У, прочитали дети – гу.
Прибежал задорный 
О, прочитали дети – го.
Прибежал игривый  
И, прочитали дети – ги.
Прибежал звонкий   
Е, прочитали дети – ге.

га – го –  ги - гу – ге

Слоговое лото. Придумай слова со слогом га….., гу……, го….., ги…….

Выполните задание на карточке. См приложение -Вспомните правила работы в парах.

- С физминутки мы попали с вами в лес.

Рассмотрите иллюстрацию на странице 118.

- Чем занимаются жители города?

-Какое название можно дать этому городу?

-Составь рассказ «Жили-были…»

-Мы использовали слова гриб, грибочек, грибной. Как можно назвать эти слова?

Прочитайте пословицы.  (читающие - читают, не читающие - подчеркивают букву г)

-Ребята, какие пословицы вы слышали? Почему так говорят?

Читают слоги, составляют слова с буквой г.

Ответы учеников.

Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание

Познавательные УУД: общеучебные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

  1. Самостоятельная работа с самопровер-кой.

  • Самостоятельно выполните задания, записанные на листочках. Упражнение

«Буква потерялась» (вставить букву Г(г), цветом охарактеризовать звук)

Текст.

Наступила зима. Вокруг много сне..а. На рябине  сидят сне..ири. И..орь и ..ена взяли санки. Они идут на ..орку.

  Слова.

Ма..нит, ..ерой, ..воздика, ..аля, ва..он, бума..а, доро..и, Ин..а, ..ерман.

  • Проверьте себя. Эталон для самопроверки на доске. Оцените себя.
  • Кто выполнил задание без ошибок?

Молодцы! Научились читать слова с новой буквой?

Регулятивные УУД:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8. Включение нового знания в систему знаний.

 -А у нас на стр. 119 есть слова и иллюстрация к тексту.

- О чем будет этот рассказ?

Прочитаем слова.

 -Они подтверждают наше предположение?

Прочитаем текст. Диалог с автором:

-Какие грибы собрали ребята?

  - Проверим нашу догадку.

-О ком говорится в тексте?

( О Гале и Гене).

- Что вы о них узнали?

( Собирали грибы)

-Найдите и прочитайте, какие грибы собрала Галя. ( Боровики).

- Прочитайте, как автор описывает гриб-боровик. ( И красив он и велик).

-Прочитайте, какие грибы собрал Гена.

( Поганки).

- Чем опасны поганки?

- Как можно назвать Гену? (Горе- грибник).

- Что бы вы ему посоветовали?

( Лучше узнать грибы).

Как вы думаете, что сделает с грибами Галя?

а) дифференцированная работа

б) чтение текста

 «цепочкой»

в) выборочное чтение

Читают текст  «цепочкой»

Выбирают и выполняют задания по силам.

 

Отвечают на вопросы учителя  

Находят ответы на вопросы в тексте в результате поиска.

Делятся своими предположениями.

Дают советы.

Предлагают версии использования грибов.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Познавательные УУД: смысловое чтение.

9. Итог урока.

 Рефлексия.

  • Какие цели мы ставили сегодня на уроке?

Вернёмся к нашему плану:

С чем познакомились..

Чему научились…

Мы упражнялись…

  • С какими новыми звуками мы познакомились?  Что можете о них рассказать?   Какой буквой обозначаем новые звуки?
  • Умеете читать слоги и слова с новой буквой? Почему вы так решили?
  • Достигли мы поставленных целей?
  • Оцените работу в классе. Оцените личный вклад в деятельность.

- Возьмите цветные карандаши и поднимите: зеленый – означает – да, жёлтый – сомнение, красный – нет.

- Кто хочет  словами оценить свою работу?

  • - Молодцы!

- У меня сегодня всё получилось.

 Я открыл новые знания.

 Я сегодня доволен своей работой на уроке.

Личностные УУД: самоопределе-ние

Личностные УУД:

смыслообразование.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточ-ной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

оценка

Физ. минутка

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

1. сегодня я узнал(а)… 
2. было интересно… 
3. было трудно… 
4. теперь я могу… 

H:\урок 15.jpg

***

Наступила зима. Вокруг мно..о сне..а. На рябине  сидят сне..ири. И..орь и

..ена взяли санки. Они идут на ..орку.

***

Наступила зима. Вокруг мно..о сне..а. На рябине  сидят сне..ири. И..орь и

..ена взяли санки. Они идут на ..орку.

***

Наступила зима. Вокруг мно..о сне..а. На рябине  сидят сне..ири. И..орь и

..ена взяли санки. Они идут на ..орку.

***

Наступила зима. Вокруг мно..о сне..а. На рябине  сидят сне..ири. И..орь и

..ена взяли санки. Они идут на ..орку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема «Звуки [л] и [л’]. Буква Л, л».

Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема «Звуки [л] и [л’]. Буква Л, л»....

Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»

Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс «Согласные звуки [м ], [м\']. Буквы М, м»

Тип урока: изучение нового материалаКласс: 1 классТема урока: «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м» . Методы: продуктивный, частично-поисковый. Цель: создать условия для овладе...

Конспект урока по "Обучению грамоте", 1 класс, тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в

Класс: 1ВТема: Звуки [в], [в’] и буквы В, вЦель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.Задачи урока:Образовательная:...