Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.
статья по русскому языку (1 класс)

Киселёва Елена Владимировна

Процесс письма связан с устной речью. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, т.е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты. Предлагаю вашему вниманию упражнения, позволяющие устранить нарушения письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

   Процесс письма связан с устной речью. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, т.е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.

   Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, зависят от виды нарушения. Они могут быть в форме занятий, зависят от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме, как во время урока, так и вне: во внеклассной работе, в группе продлённого дня.

  1. Лексико-грамматический анализ

Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

  1. Журналисты.

Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем надо подсчитать количество слов в этом предложении.

               2. Какое число я задумал?

Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

             3. Я начну, а ты продолжи.

Играть можно парами или группой. Первый ребенок  говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово- выбывает.

           4. Закончи рассказ.

Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.

         5. Точка, найди свое место.

Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.

   II. Слоговой анализ и синтез.

 Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог\. Определить количество слогов в слове.

  1. Только гласные.

Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

2. Шифровальщики

а) Выделить устно из слов первый слог.

    Хорёк, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.

б) Выделить в словах первый слог, записать. Составить из них предложение.

     Улей, домик, машина, луна, жаба. ( У дома лужа.)

в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.

     Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. ( Голова без ума – пустая сума).

  1. Внимание и счёт.

Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трёх слогов.

      Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает. ( Около нашего домика стояла берёза).

III. Фонематический анализ и синтез.

   В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

  1. Угадай, кто ты.

Из первых звуков сложи слово.

    Муха, осров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)

       2.Последний звук.

     Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.

        Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить)

        Хожу, дом. (Ум)

  1. Игра в кубик.

Дети бросают кубик и придумывают слово. Состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

  1. Слово-загадка.

На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т.д.

        5. Различные ребусы, кроссворды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения

Материал для родительского собрания. Поможет родителям распознать у своего ребенка возможные нарушения и вовремя обратиться к специалисту....

Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?

Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста нет, а учитель и родитель не могут получить квалифицированную консульта...

Игровые упражнения, способствующие устранению нарушений процесса письма

Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей старшего дошкольноговозраста до учащихся начальных классов. Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, воспи...

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма...