Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.
статья по русскому языку (1 класс)
Процесс письма связан с устной речью. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, т.е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты. Предлагаю вашему вниманию упражнения, позволяющие устранить нарушения письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_sposobstvuyushchie_ustraneniyu_narusheniy_protsessa_pisma.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.
Процесс письма связан с устной речью. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, т.е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.
Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, зависят от виды нарушения. Они могут быть в форме занятий, зависят от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме, как во время урока, так и вне: во внеклассной работе, в группе продлённого дня.
- Лексико-грамматический анализ
Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».
- Журналисты.
Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем надо подсчитать количество слов в этом предложении.
2. Какое число я задумал?
Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.
3. Я начну, а ты продолжи.
Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово- выбывает.
4. Закончи рассказ.
Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.
5. Точка, найди свое место.
Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.
II. Слоговой анализ и синтез.
Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог\. Определить количество слогов в слове.
- Только гласные.
Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.
2. Шифровальщики
а) Выделить устно из слов первый слог.
Хорёк, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.
б) Выделить в словах первый слог, записать. Составить из них предложение.
Улей, домик, машина, луна, жаба. ( У дома лужа.)
в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. ( Голова без ума – пустая сума).
- Внимание и счёт.
Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трёх слогов.
Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает. ( Около нашего домика стояла берёза).
III. Фонематический анализ и синтез.
В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.
1. Угадай, кто ты.
Из первых звуков сложи слово.
Муха, осров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)
2.Последний звук.
Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.
Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить)
Хожу, дом. (Ум)
- Игра в кубик.
Дети бросают кубик и придумывают слово. Состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
- Слово-загадка.
На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т.д.
5. Различные ребусы, кроссворды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения
Материал для родительского собрания. Поможет родителям распознать у своего ребенка возможные нарушения и вовремя обратиться к специалисту....
Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?
Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста нет, а учитель и родитель не могут получить квалифицированную консульта...
Игровые упражнения, способствующие устранению нарушений процесса письма
Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей старшего дошкольноговозраста до учащихся начальных классов. Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, воспи...
Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма
Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма...