Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма
презентация урока для интерактивной доски по логопедии

Васкевич Оксана Владимировна

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма Учитель – логопед: Васкевич О.В.

Слайд 2

I. Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

Слайд 3

1. Журналисты Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.

Слайд 5

2. Какое число я задумал? Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

Слайд 6

3. Я начну, а ты продолжи Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.

Слайд 7

4. Кто самый внимательный? Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.

Слайд 8

5. Тишина Ведущий читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении.

Слайд 9

6. Закончи рассказ Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.

Слайд 10

7. Мы — тоже Дети шагают на месте, пока учитель читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, хором сказать «Мы — тоже».

Слайд 11

8. Конвейер Дети должны собрать предложение из слов. На доске 3—5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. И так по всем картинкам.

Слайд 12

9. Обозначь цифрой Необходимо прослушать предложения. В каждом из них определить, на каком по счету месте находиться слово солнце, цифру записать в тетрадь. В конце игры сложить полученные числа. Тот, у кого получилось число 20 — выиграл. Зимой солнце светит, но не греет. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Зимнее солнце освещало сосны. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце. Ответ: 2 + 1 + 7 + 2 + 8 = 20

Слайд 13

II. Слоговой анализ и синтез Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

Слайд 14

1. Только гласные Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

Слайд 15

2. 1,2,3,4 а) Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто быстрее справится с задачей. б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии, со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2 слога и т. д.

Слайд 17

3. Шифровальщики а) Выделить устно из слов первый слог Хорек, рокот, шорох,( хорошо),. б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.) в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги, (письменно) и составить из них предложение. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума). г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи: Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. ( При-ла-га-тель-но-е .)

Слайд 18

4. Внимание и счет Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трех слогов. Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. (Около нашего домика стояла береза.)

Слайд 19

III. Фонематический анализ и синтез В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

Слайд 20

1. Угадайка Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков. Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

Слайд 22

2. Узнай, кто ты Из первых звуков сложи слово. Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)

Слайд 23

3. Последний звук Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово. Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)

Слайд 24

4. Внимание, на старт! Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

Слайд 25

5. Кто дальше На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Участвуют два ученика — они водители. У каждого машинка, ракетка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление — слог или звук).

Слайд 26

6. Кто быстрей В течение двух минут: а) составить как можно больше слов на определенный звук; б) составить предложение с большим количеством слов; в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов. В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.

Слайд 27

7. Звук и буква а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т.п. б) Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше. в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова. г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов. д ) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.

Слайд 28

8. Игра в кубик Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

Слайд 30

9. Слово-загадка На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.

Слайд 31

10. Цепочка слов На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. д.)

Слайд 32

9. Составь слово Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.

Слайд 33

10. Различные ребусы, кроссворды.

Слайд 34

IV. Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв. При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти.

Слайд 35

1. Что изменилось? Ведущий раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было первоначально.

Слайд 37

2. Чего не стало? Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.

Слайд 38

3. Что добавилось? Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

Слайд 39

4. Сделай, как было Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.

Слайд 40

5. Штриховка Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.

Слайд 41

7. Орнамент Нарисовать орнамент по памяти (ведущий показывает и убирает).

Слайд 42

8. Скульпторы Лепка из пластилина, глины.

Слайд 43

9. Мозаика Выложить из мозаики заданную фигуру.

Слайд 44

10. Кто быстрей Дети работают с пазлами . Необходимо сложить картинку как можно быстрей.

Слайд 45

11. Конкурс внимательных и находчивых а) Устное описание характерных отличительных признаков двух букв («Р» и «П», «X» и «Ж»). б) Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв. в) Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»). г) Найти недостающий элемент буквы. д ) Угадывание букв в разных положениях. е) Чтение по горизонтали и вертикали. ж) Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы.) з ) Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв.) и) Замена рукописного текста печатным и наоборот. к) Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) — «Ч» — на чайку, «П» — на перекладину, «Д» — на дятла, «Б» — на белку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения

Материал для родительского собрания. Поможет родителям распознать у своего ребенка возможные нарушения и вовремя обратиться к специалисту....

Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?

Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста нет, а учитель и родитель не могут получить квалифицированную консульта...

Игровые упражнения, способствующие устранению нарушений процесса письма

Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей старшего дошкольноговозраста до учащихся начальных классов. Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, воспи...

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

Процесс письма связан с устной речью. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, т.е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эт...