Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация | - Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь. - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? | Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.
Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п. | Личностные: положительный эмоциональный настрой на урок. |
2. Актуализация знаний
| - По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте тему урока к с. 59.
| На странице «Содержание» читают название темы урока: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки» | Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Регулятивные: постановка учебной задачи самостоятельно. |
- Смысл какого слова в названии темы вызывает у вас затруднение? | Приставка. |
- Кто уже может объяснить значение этого слова? | Ответы детей: -«это, может быть, такая часть речи» -«это, может быть, часть слова» и др. |
- Мнения разные. Как быть? | Предлагают на уроке выяснить (уточнить), что такое приставка. |
3. Мотивация и целеполагание | На слайде появляется тема урока: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки» и опорные слова: Я хочу - узнать, что… - узнать, какие… - понять, где… | Я хочу научиться - находить…, - составлять…, - обозначать… |
- Прочитайте ещё раз тему урока. |
Самостоятельная деятельность детей: чтение темы урока. | Регулятивные: постановка учебной задачи самостоятельно.
Личностные: учёт позиции собеседника. Коммуникативные: работа в парах. |
- По опорным словам сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке?. |
Обдумывают свою цель. |
|
- Проговорите в парах друг другу цель, которую постараетесь сегодня достичь.
| В парах по опорным словам продолжают фразы: -«Я хочу узнать, что такое приставка, какие бывают приставки», - «Я хочу понять, где стоят приставки», -«Я хочу научиться находить приставки, обозначать на письме приставки» и т. п. |
- Озвучьте свою цель. Учитель благодарит ребят. | Несколько обучающихся произносят вслух собственную цель. |
4. Изучение нового
| - Откройте учебники на с.59-60, рассмотрите задания. - Давайте обсудим план работы. | Находят в учебнике на с.59-60 условные знаки и задания к уроку. | Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Личностные: учёт позиции собеседника.
Коммуникативные: работа в парах.
Регулятивные: работа по совместно составленному плану.
Познавательные: поиск информации в учебных словарях. |
На слайде появляется изображение Волшебницы Анишит Йокоповны со словами «ПЛАН РАБОТЫ»
-Волшебница Анишит Йокоповна предлагает начать работу вот с такого пункта плана: прочитайте запись на доске. | Читают на доске первый пункт плана работы: 1.Выполним упр.64. |
-Волшебница спрятала остальные пункты плана! Чтобы их найти объединимся в группы. -Найдите в раздаточном материале лист, который может быть пунктом плана. Обсудите его место в плане урока.
| Работают в группах постоянного состава по 4 человека. В каждой группе на столах из раздаточного материала находят один из пунктов плана: 2. Изучим плакат Летучей Мыши. 3. Выполним упр. на с.60. 4. Разгадаем ребус. 5. Трудное задание. 6. Подведем итоги. 7. Оценим свою работу. |
Дети обсуждают в группе и предлагают место пункта в плане работы, представитель от группы вывешивает табличку с названием пункта плана. Совместно составляется план работы. |
- Просмотрите план работы урока. - Согласны работать в таком порядке? Тогда - вперед за новыми знаниями! | На доске: 1.Выполним упр.64. 2. Изучим плакат Летучей Мыши. 3. Выполним упр. на с.60. 4. Разгадаем ребус. 5. Трудное задание. 6. Подведем итоги. 7. Оценим свою работу. |
- Прочитайте задание к упр.64.
| Читают задание. Определяют по условному знаку (пиктограмме), что нужно обратиться к «Обратному словарю» и найти слова на –ТЬ, родственные слову бежать. Находят: бежать забежать добежать пробежать убежать выбежать |
- Как можно назвать слова и почему? | Слова однокоренные, у них общий корень -беж-, они близки по смыслу. |
- Что ещё заметили? | Перед корнем стоят частички, они выделены голубым цветом. |
- Ответьте на вопросы учебника (упр.64.) и сделайте вывод. | Подробно отвечают на вопросы учебника и делают вывод: у родственных слов перед корнем бывает ещё одна часть слова, которая вносит изменение в слово. |
- Что это за часть слова? - Откуда вы это знаете? -Где можно уточнить так ли это? | Ученики дают ответ: приставка. Говорили старшие, рассматривал учебник. В учебнике. |
Динамическая минутка или пальчиковая гимнастика (можно вставить по своему усмотрению) | -Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем. -Садитесь. Возьмите в руки карандаш. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. | Выполняют несколько упражнений. Садятся.
Крутят карандаш между ладошек и пальчиков. |
|
5. Первичное закрепление
| - Переходим к следующему пункту нашего плана. - Пользуясь Плакатом Летучей Мыши на с.60 учебника, постарайтесь дать научное объяснение слову «приставка»?
- Обратите внимание, как обозначается приставка. | Изучим плакат Летучей Мыши. Читают плакат Летучей Мыши на с.60, объясняют своими словами: 1) Приставка - часть слова. 2) Стоит перед корнем. 3) С помощью приставки образуются новые слова. | Познавательные: поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.
Познавательные: использование знаково-символических моделей (схем) для обозначения частей слов.
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
-Далее будем работать в группах. Найдите в раздаточном материале конверт с карточками, на которых принятые в русском языке обозначения частей слова. Инструкция: - Найдите конверт с карточками, в котором схематически изображены части слова. - Рассмотрите их и сконструируйте возможную схему слова по его частям. - Проверим. | Одна группа конструирует у доски схему слова: ¬ |
| ^ | □ | |________| |
|
Совещаются в группах и составляют схему слова. Проверяют, как выполнила задание группа у доски. |
- Что можно сказать о приставке по схеме слова?
| Ответы детей: - Чтобы узнать приставку, что нужно уметь находить корень. - Приставка стоит перед корнем. |
- Итак, расскажите все, что узнали о приставке. | Рассказывают, что запомнили: 1) Приставка - часть слова. 2) Стоит перед корнем. 3) С помощью приставки образуются новые слова. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| - Обратимся к следующему пункту плана. - Прочитайте задание на с.60. - Что надо знать, чтобы выполнить его? | Выполним упр. на с.60. Находят упр. на с. 60. Читают задание. Надо знать понятия родственные слова, словосочетание. Объясняют. | Познавательные: поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.
Коммуникативные: работа в парах. Личностные: учёт позиции собеседника. Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
|
- Это задание будете выполнять в парах. Инструкция: -Дополните словосочетания устно, затем запишите в тетрадь по 2 словосочетания и выделите приставки. -Договоритесь в парах, с какими словосочетаниями будете работать. - Самопроверку выполните по записям слайда. - У кого получилось без ошибок? Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы. | Работают в парах. Составляют словосочетания, записывают, проверяют по записям слайда:
добежать до аптеки; забежать за лекарством; убежать от собаки; пробежать мимо дома. Отмечают знаком «+» правильно выполненную работу. |
- Что нас ждет дальше? На слайде появляются картинки с условными обозначениями, по которым нужно разгадать слоги и составить слово: АЛьбом, нота ФА, сВИсТок. | Нас ждёт ребус.
Дети отгадывают слово: «АЛФАВИТ» |
- Это словарное слово. Найдите в тетради для самостоятельной работы на с.31 № 42, прочитайте задание, запишите слово, поставьте ударение. | Работают в тетрадях для самостоятельной работы, находят словарное слово в словаре «Произноси правильно».Записывают, ставят ударение. | Познавательные: поиск информации в учебных словарях. |
- Разберите слово по составу. | Все слово корень, приставки нет. |
Физкультминутка для глаз
| Указать варианты движения глаз: влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по периметру стены, доски, зажмурить, открыть широко, похлопать ресницами, закрыть, сосчитать до 5, открыть. | Выполняют упражнения для расслабления. |
|
7. Включение в систему знаний.
| - И вот мы подошли к Трудному заданию. Работать будете в группах. Инструкция: - В отрывках стихотворения «Мяч» С. Маршака найти слова – названия действий, подчеркнуть их и выделить в них приставку, если есть. Мой Весёлый, Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь?
| Я Тебя Ладонью Хлопал. Ты Скакал И звонко Топал. | Покатился В огород, Докатился До ворот, Подкатился Под ворота, Добежал До поворота. | Желтый, Красный, Голубой, Не угнаться За тобой!
| Ты Пятнадцать Раз Подряд Прыгал В угол И назад. А потом Ты покатился И назад Не воротился. | Там Попал Под колесо. Лопнул, Хлопнул – Вот и всё!
|
| Трудное задание. Работают в группах. Находят слова – названия действий, подчеркивают их и выделяют в них приставку.
|
Коммуникативные: распределение обязанностей при работе в группах.
Познавательные: умение пользоваться инструкцией. |
- Какие слова названия действий вы подчеркнули? Выполните самопроверку по слайду. Внесите исправления. - Кто справился без ошибок? Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы. | На слайде: 1.Помчался 2. Не угнаться 3. Хлопал, скакал, топал 4. Прыгал, покатился, не воротился 5. Покатился, докатился, подкатился, добежал 6. Попал, лопнул, хлопнул Отмечают знаком «+» правильно выполненную работу. | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
|
| - Назовите приставки, которые встретились? | По-, до-, под-. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
| - Какой следующий пункт нашего плана? - Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? Кто достиг своей цели? - Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового? Для ответа можно пользоваться опорными словами: узнал, что… - узнал, какие… - понял, где… научился - находить…, - составлять…, - обозначать…
| Подведем итоги. Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели. Продолжают фразы, написанные на обратной стороне доски.
|
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
|
- Чью работу на уроке можно отметить? | Называют имена отличившихся детей. |
- Всё, урок можно закончить? -С помощью оценочной линейки отметьте, как вы поняли, что такое приставка.
| Нет, мы должны оценить свою работу. На полях тетради чертят оценочную линейку и отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, по середине линейки - если что-то не совсем понятно и ближе к нижней границе – если много было затруднений. | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
|
-Молодцы! Спасибо. Урок окончен. |
|