Логопедическое занятие. 4 класс. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Чибисова Наталья Викторовна

Материал содержит 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ  Таловская  СОШ

                                                 Разработала

                                                                  Учитель-логопед  I КК

                                                      Чибисова  Н.В.

Таловая

ЗАНЯТИЕ  ПО  ЛОГОПЕДИИ.

4 класс.

ТЕМА: Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.

ЦЕЛИ: учить детей находить в предложениях слова с приставками; учить образовывать слова с приставками (слова с одинаковыми приставками, но разными корнями, с разными приставками и одинаковыми корнями); учить детей объяснять смысл слов с приставками; учить подбирать нужную приставку к словам в словосочетаниях и предложениях; учить детей составлять слова из разный частей слов; учить составлять предложения по картинкам, правильно используя слова с приставками;  учить правильно писать слова с приставками; обогащать словарный запас детей; учить составлять рассказ, используя, глаголы с приставками;

развивать зрительное внимание, память; слуховое внимание, память; логическое мышление; пространственную ориентацию; речевую активность; формировать наблюдательность к языковым явлениям;

воспитывать навыки организации учебной деятельности;  умения и навыки слушать и слышать учителя, товарищей; воспитывать навык контроля и самоконтроля.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки; логопедическое лото; плакат с приставками; ромашки; карточки с частями слов; слова с приставками; карточки с частями слов; индивидуальные карточки.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Потихоньку присядет тот, кто назовёт  слово с корнем  -сад-.

2. Повторение изученного.

Задание:

Игра: «Живые слова»

Детям раздаются карточки с частями слов. Из них учащиеся должны составить слова. Разбираются значения слов. Вспоминают, какую роль играет в слове корень, суффикс (солн, ышк, о; руч, ищ, и; бел, еньк, ий;  стол, ов, ая)

Задание:

Игра: «Логопедическое лото»

На доске две карты и отдельные карточки со словами (водитель, проводник, уводить, сводить, обводить, половодье, водолаз, водоём, водокачка, наводнение).

- Расставьте карточки так, чтобы на 1-ой карте были слова, родственные слову «вода», на 2-ой – родственные слову «водить».

-Найдите слова, в которых корень «вод» стоит в середине слова. (проводник, уводить, сводить, обводить, наводнение).

- Как называются части слов, которые стоят перед корнем?

- Назовите приставки в данных словах.

- Как они пишутся со словами?

- Для чего служат приставки?

3. Тема занятия: Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.

- Приставка- это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

Задание:

На доске плакат с приставками и слово. Нужно составить слова, используя приставки. Ученики образовывают новые слова и делают вывод о том,  что не всегда можно образовать новое слово при помощи данных приставок.

Задание:

На доске ромашки. На лепестках приставки, в середине – слово. Составьте и запишите слова с приставками, которые имеют смысл.

-Объясните значения получившихся слов. Составьте словосочетания и предложения. (Лучшее предложение записывается и разбирается)

4. Закрепление темы:

Задание:

Прочитайте пары слов. Обозначьте указанные приставки. (по, под; на, над). Составьте с ними словосочетания.                    

Подвигать- подкрутить                         Надарил – надписал    

Поддать – подержать        надвязать - надавать

Покидать - поджечь                                       надкусить – надавить

Работа в тетрадях.

Задание:

На доске две тетради, слова (входит, влетает, выходит, вылетает, вносит, вбегает, выносит, выбегает, впускает, выпускает, выезжает, въезжает).

Прочитайте слов. Запишите в одну тетрадь слова, обозначающие движение внутрь, в другую – направление наружу.

(три пары слов учащиеся находят вместе, три пары самостоятельно записывают к себе в тетрадь). Затем,  дети по-очереди читают записанное.

Выделяют приставки, объясняют значения слов, составляют словосочетания и предложения.

Физминутка.

                            (Проводит ученик)

Мы топаем ногами.               Мы руки опускаем

Мы хлопаем руками.             И кружимся потом

Качаем головой.                     Теперь мы руки разведём

Мы руки поднимаем              И заниматься вновь начнём.

Задание:

Вставьте в словосочетания нужные приставки (за, у, пере, со, от, до, про)

…..бежал от дома, ….нёс до крыльца,  ….шёл с лыжни, ….ехал остановку, ……прыгнул через костёр, …..писать в дневник, ….красить комнату.

Ввод слов с приставками в предложения.

Задание:

- Раздаются индивидуальные карточки.

Подберите для каждого предложения  подходящие по смыслу слова из скобок. Объясни свой выбор. Запишите предложения. В словах выделите приставки.

1 карточка

Ученица (подписала, записала) домашнее задание.

Лодка  (отплыла, доплыла) от берега.

2 карточка

Миша (завернул, свернул) бумагу трубочкой.

Володя  (пошёл, дошёл) в школу.

3 карточка

Завтра мы (поедем, заедем) к морю.

С дерева (слетел, улетел) листок.

4 карточка

Дедушка (вышел, сошёл) из троллейбуса.

К нам в окно (прилетела, залетела) синичка

5. Слуховое внимание, память.

Выборочный диктант

Послушайте предложения. Запишите слова с приставками, выделите приставки.

Огромная туча поднималась  из-за леса. Надвигалась  гроза.

Загудел сильный ветер. Загремел гром. Полил проливной  дождь.

Физминутка «Замок»

На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?                 Постучали……..

Потянули…………..                           И – открыли.

Покрутили…………

6. Зрительное внимание, память.

Задание:

Составь слова, используя части других слов.

На наборное полотно выставляются слова и называются части, которые потребуются для составления новых слов.

1. Приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит. (Выход)

2. Приставка  та же, что в слове прилёт, корень тот же, что в слове ездить. (Приезд)

3.Корень тот же, что в слове работница, приставка та же, что в слове захотел, суффикс тот же, что в слове молоток. (Заработок)

4. Приставка та же, что в слове послушал, корень тот же, что в слове рядом, суффикс тот же, что в слове бутылка, окончание то же, что в слове шалаши. (Порядки)

7. Развитие связной речи.

Задание:

Используя данные слова (жил, приходил, находил, накалывал, складывал, заготавливал) составьте рассказ.

- На доске глаголы с приставками, кроме одного слова (жил). Дети читают слова. Определяют, к какой части речи они относятся. Пробуют определить о ком или о чём будет рассказ. Если ученики не смогут определить о ком рассказ, то логопед помогает. (Вывешивается Ёжик) Затем с каждым глаголом составляют предложения, затем рассказ.

Можно спросить нескольких человек пересказать получившийся рассказ.

Запасливый ёжик.

В лесу жил ёжик. Ночью он приходил в сад. В саду ёжик находил  яблоки. Он накалывал их на иголки. Яблоки ёжик складывал в норе. Так он заготавливал себе корм.

8. Итоги:

-Чему мы учились сегодня на занятии?

- Как пишутся приставки со словами?

- Какую роль играют приставки?

- Что больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

Закрепление знаний об однокоренных словах. Образование слов при помощи приставок. 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Урок русского языка в 3 классе УМК «Перспективная начальная школа» Тема. Закрепление знаний об однокоренных словах. Образование слов при помощи приставок. Цель. Формировать умение образовывать слова п...

Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

Русский язык3 класс«Школа России»ТЕМА УРОКА: Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок....

Конспект урока во 2 классе по русскому языку «Образование слов при помощи приставок»

Цель урока – создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с п...

Практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;показать разнообразие значений суффиксов;научить правильно образовывать слова, обозначающие ...