ТКУ по русскому языку "Число имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Матвеева Дарья Станиславовна

Технологичяеская карта урока русского языка на тему: "Число имен существительных". Содержит предметные, метапредметные результаты по каждому этапу урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_russkiy_yazyk_chislo_imen_sushchestvitelnyh.docx885.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

  Русский язык, 2 «Б» класс, Матвеева Д.С.

УМК

  Планета знаний

Тема 

  Число имен существительных

Цель 

  Способствовать развитию умения определять число имен существительных (единственное, множественное); создать условия для изменения числа, формы имен существительных.

Планируемые результаты: 

-личностные 

-предметные 

-метапредметные 

1. Предметные. Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

2. Личностные. Проявляют познавательный интерес к изучению нового.

3. Метапредметные. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Задачи

Образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Единственное и множественное число имен существительных», определять грамматический признак имен существительных – число; умения пользоваться терминами «единственное число»«множественное число».

Развивающие: развивать умения самостоятельно делать выводы; развивать речь, тренируясь в умении перерабатывать информацию, преобразовывать ее; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости.

Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.

Тип урока

Урок открытия нового знания..

Оборудование

Презентация к уроку. Схема «Число имен существительных».

Основные термины и понятия темы 

Единственное и множественное число имен существительных. Изменение имени существительного по числам.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

Предметные

Метпаредметные

Личностные

Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

  -Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

И мы, отбросив все сомнения,

Начнём сегодняшний урок.

- Проверим рабочие места.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Р/УУД: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Эмоциональный настрой

 - В каком настроении вы начинаете урок? 

(используем сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)

 - Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение товарищам. Я вижу настроение у вас хорошее

Улыбаются друг другу. Показывают сигнальные карточки, соответствующие настроению.

Формирование готовности  к сотрудничеству.

Актуализация знаний.

Чистописание

Начнем работу. Откроем тетради, запишем число, классная работа. Слайд 

- Какую букву мы будем писать на минутке чистописания вы узнаете, когда определите, какой звук есть в каждом слове. (лимон, ива, индюк, ирис). Слайд с картинками.

Какой звук обозначает эта буква?

И,и  (Включить тренажер)

Прописать строку, чередуя заглавную и строчную буквы. Следующее задание

-Вставьте в слова букву и. Какие знания вам для этого потребуются?

Слайд

.ван, .ва, .ванов, город  .ваново, .зюм

Слайд (сверьте с образцом)

Иван,  ива, Иванов, город Иваново

-Каким правилом пользовались, чтобы вставить нужную букву?

Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк.

-Гласный

Называют

Знания о правописании собственных имен существительных

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение  речевого  высказывания  в  устной форме.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

Самоопределение: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, обобщение; 

Актуализация знаний.

Словарная работа.

Работаем дальше. Словарная работа у нас сегодня будет необычная. Я читаю загадки, а ответы вы будете записывать в столбик:

человек

иней

снегирь

лягушка

обезьяна (проверка (слайд), 

-Какой частью речи являются слова?

-По какому признаку среди них можно выделить лишнее слово?

-Что мы знаем об имени существительном? (интерактив корзина и подснежники)

Записывают отгадки, проверяют, отвечают на вопросы.

иней-неодушевленное сущ.

Структурирование знаний

Р: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности,

причин неудач.

Фиксирование затруднения в пробном учебном действии. Постановка учебной задачи.

-Посмотрим на доску, это не просто корзина, это корзина, в которую мы сейчас будем складывать наши знания об имени существительном. Подснежники еще остались, значит, мы еще не всё знаем об имени сущ. Нам предстоит сегодня поработать, чтобы открыть новое знание.

Перед вами текст. Прочитайте его.

(Слайд) Приход весны.

 Начал таять снег. По дорожкам побежали журчащие ручей. Закапали прозрачные сосулька. Весело запели птица. В воздухе запахло весной.

- Мы с вами грамотеи, давайте определим всё ли в тексте правильно или допущены какие-то ошибки.

- Что обозначают выделенные слова?

- Что нужно исправить в предложениях, чтобы он стал правильным?

Следующий слайд правильный

(изменить на слайде)

Приход весны.

 Начал таять снег. По дорожкам побежали журчащие ручьи. Закапали прозрачные сосульки. Весело запели птицы. В воздухе запахло весной.

Сложили подснежники, но не все.

Слушают. Отвечают. Принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Слова обозначают один предмет, а в предложениях речь идет о множестве предметов. Нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов.

Изменяют существительные по числам.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Р: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания.

-Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

- Верно! А когда мы изменяем количество предметов, мы тем самым изменяем у имён существительных… а что мы изменяем, вы узнаете, если составите слово из первых букв слов  словарной работы.

(вернуть слайд словарной работы)

 - Сформулируем тему урока.

- Определим задачи урока.

Плакат на доску

-Теперь мы можем добавить в нашу «Корзину знаний» новые подснежники» (Слайд с корзиной) Еще один подснежник оставить…)

- Мы узнал, что имена существительные могут обозначать один и много предметов

Ч И С Л О

Число имен существительных.

- научиться определять число существительных

- учиться изменять число существительных.

Еще три подснежника:

Сущ изменяются по числам

Сущ бывают мн.ч

Сущ бывают ед.ч.

Понимание сути понятия число имен существительных.

Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.

Положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.

Реализация построенного проекта.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Правило в учебнике  с.61, с.62

-Сверим знания, которые мы получили об имени существительном с правилом Мудрой Совы в учебнике.

Умение определять число имен существительных.

Умение сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию.

Первичное закрепление. Игра.

- Теперь мы с вами немного поиграем, отдохнём. Ваша задача определить число существительных.

Распределяют слова в два столбика (игра из приложения)

Р:формулирование собственного мнения и умение его аргументировать.

К: участие в обсуждении проблемных вопросов.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Индивидуальная работа.

-Закрепим наше умение определять число имен сущ.

- Ваша задача выписать из карточки  в тетрадь имена сущ в ед.ч.

Карточка

Конфета, товарищ, мальчики, картина, берёзы, машины, город, сосны, ягода, улицы. (самопроверка, самооценка)

Выписывают лова ед.ч

Умение определять число имен существительных.

Оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности,

причин неудач.

Включение в систему знаний.

Работа в парах

Упр.109

-Мы еще не всё узнали на уроке, еще один подснежник остался. Давайте понаблюдаем, что происходит со словом, когда из одного предмета становиться несколько.

Слайд:

ягода- ягоды

ваза-вазы

-Давайте сверим полученные знания с правилом Мудрой Совы на с.62

-А теперь я предлагаю вам поработать в парах.

-Вам необходимо подобрать к каждому слову проверочное, изменяя его форму.

Проверка Слайд

Сосна-сосны,

трава-травы,

дерево-деревья,

письмо-письма

пчела-пчёлы,

дрозды-дрозд,

хлеба-хлеб

грачи-грач

моря-Море

грибы-гриб.

-Какая пара не допустила ни одной ошибки?(...)

-Изменяется форма слова.

Читают правило.

Проверяют, исправляют, если допустили ошибки.

Понимание сути понятия изменение имен существительных по числам.

Умение изменять существительные по числам.

Р: умение выполнять учебное задание в соответствии с правилом; умение планировать учебное сотрудничество.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение использовать полученные знания, находить ответы, используя информацию учебника.

К: умение формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками.

Умение работать с информацией представленной в учебнике.

Умение сотрудничать с одноклассниками, работая в парах,  быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию.

Умение оценивать правильность выполнения заданий.

Рефлексия учебной деятельности.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам их достичь?

- Как исправить то, что не получилось?

- Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал …

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за ….

Домашнее задание: выучить правила на с.61,62; упр. 110

– Если вам понравился урок, вы в хорошем настроении его заканчиваете - прикрепите на доску солнышко, если нет, то тучку.

-Выучить правило, обратиться за помощью к учителю.

-Имена существительные изменяются по числам.

-Определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам.

Структурирование знаний, полученных на уроке.

Р: умениие осуществлять самооценку результатов работы.

К: умение формулировать собственное мнение.

Умение анализировать свои успехи и неудачи,

формулировать конечный результат своей работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...