1.Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. | Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!! Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности в придачу! -Пусть у нас у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка!! -И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. -А начать урок я предлагаю словами великой русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке». -Может кто-то попробует объяснить это высказывание? -Как вы думаете, к какому разделу русского языка будет относиться наш урок? -Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? У каждого из вас есть лист-самооценивания, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе. | Подготовка класса к работе. Высказывания учащихся Правописание Активными, внимательными, помогать друг другу | Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки | Разминка для рук. Прежде чем приступить к записи даты сегодняшнего урока, давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к письму. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. - Запишите число классная работа. -На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. Запишите, используя данную закономерность. и ии иии… -Какой темой можно объединить слова? -Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Дружба творит чудеса. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Эта пословица будет девизом нашего урока. А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. Обязательное правило при письме – следи за осанкой. -Послушайте и скажите, какая часть речи может так о себе сказать? Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады И хлеб в полях растёт. Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. - Глагол – это ………..часть речи
- Глагол обозначает ……….
- Глагол отвечает на вопросы …..
- У глагола есть три времени …….
- Глагол бывает ……………
- Глагол изменяется по ……..
- Глаголы не употребляются с …….
- В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …
Самопроверка. Выставление отметки по критериям. Какое место занимают глаголы в нашей речи? Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Разминка для рук. Гласная и. Прописывают закономерность О дружбе Приятель, товарищ, друг. Объяснение пословицы. Записывают пословицу. Глагол. Дружба творит. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. |
3.Постановка учебной задачи. Создаёт проблемную ситуацию. | Работа в парах . -Составьте предложение из разрезных карточек. 1.Друг в беде бросит. 2.Новых друзей наживай, а старых забывай. 3.Бросай друга в несчастье. 4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь. -Что это за предложения? -Вам они понравились? -Почему пословицы звучат бессмысленно? -Перед какой частью речи надо поставить не? -Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц. -А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить. Не забываем, что мы сегодня исследователи. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Составляют пословицы. Пословицы Нет. Не хватает не. Предположение детей. Правописаниене с глаголами Научиться правильно писать не с глаголами. | Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;логические: формулирование проблемы Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. - Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока. - Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших небольших группах. (слайд «План исследований») 1)Исследование №1 - Какой частью речи является НЕ? -Это вы выясните самостоятельно. КРОССВОРД. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ. (дети работают самостоятельно) Словарная работа. 1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника) 2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр) 3)Военный человек, воин.(солдат) 4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета) 5)Желание есть. (аппетит) 6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата) 7)Душистый, приятный запах.(аромат) Черника, маляр, солдат, газета, аппетит, цитата, аромат - Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? Наш первый вывод: НЕ – это частица. Исследование №2. - Какой следующий пункт нашего плана? - Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? Проведите исследование в группах и поделитесь своим выводом. План исследования 1.Вспомните, что вы знаете о самостоятельных частях речи? (они отвечают на вопросы, являются членами предложения) 2. Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение) -3. Вспомните о служебных частях речи? ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении) - Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении . Значит, частица - служебная часть речи.) - Какой будет второй вывод? Вывод №2: частица НЕ - служебная часть речи. Исследование №3 -Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. 1.Прочитайте предложения. Первая группа Дети не любят ходить в больницу. Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится. Вторая группа: На пятак дружбы не купишь. Потчевать велено, а неволить грех. Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться. 2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не купишь, неволить, недомогал, недоумевал) 4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д. 5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно) Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня. На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах. Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть. - Давайте ещё раз прочитаем и объясним их значение. Негодовать – возмущаться, быть недовольным Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза Неволить – принуждать, заставлять делать что-то Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение Недомогать – испытывать болезненное состояние Нездоровится – болеть, хворать Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить. Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям. - Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что у нас получилось? Частица не пишется с глаголами раздельно, если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется слитно. Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ откроем учебники и сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. Стр. 92. - Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не: Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! Всегда? Нет! Без сомнения, Бывают исключения. - Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание) Алгоритм | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Дети работают в группах по плану Частицей Служебной Дети записывают глаголы- исключения в тетради. В словаре Ожегова значения этих слов объясняются так: ненавидеть – испытывать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь; негодовать – значит возмущаться, быть недовольным. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей. познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации |
5.Первичное закрепление. Устанавливает осознанность восприятия. | «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях. - Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ? - Как будем писать частицу НЕ в данном случае, докажите , используя алгоритм. -Запишем предложение под диктовку, обозначим орфограмму графически. Выполним синтаксический разбор предложения. Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями? -Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не. -Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! -Кто мог бы быть его автором? - А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу). - Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в парах. -Измените, предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не). Текст «Друзья природы» Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу. - Какие предложения получатся? Сейчас проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм. Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю. Вывод: как справились, кому надо подучить правило. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию | Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок! Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? - Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке? -В чём были трудности? - Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу. Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса. В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание . Подружились ли с правилом? Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится. А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное . Оцените свою работу на уроке. Давайте поделимся мыслями об уроке? - Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим.___О_
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа .
Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу работать по эталону.___О___ - Если не разобрались в теме, было не очень интересно.
Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение.__О___ Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной вами фишки. 1степень сложности: Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать, со спичками (не) играть, на подоконники (не лазать), на лестницу( не )выходить, котёнка (не )мучить. 2степень сложности: – Составьте пословицы, объясните их смысл. Запишите пословицы, раскрывая скобки. Кто (не) работает (не) сидеть на печи. Есть калачи - торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест. 3степень сложности: Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов). составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. Тексты посвящены разным темам: о правилах поведения в лесу. о правилах пользования книгой. Подарите солнышко с пожеланиями гостям. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы. |