Рабочая программа по родному языку
рабочая программа по русскому языку
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577.
Изучение данной предметной области должно обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе, как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогощение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о рдном языке как системе и развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.docx | 193.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15»
Принята решением педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2018г.
Приказ № 413-ОД от 30.08.2018г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по родному (русскому) языку
(ФГОС)
Курс обучения: 1 - 4 классы
Срок реализации программы: 2018 - 2022 год
Разработана на основе примерной программы В.В. Репкина,Е.В. Восторговой, Т.В.Некрасовой
Автор:
Евсеева С.М., учитель начальных классов
г. Нижневартовск
Содержание программы
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета 3
3. Содержание учебного предмета: 3
4. Тематическое планирование 3
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основании:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 с изменениями
2. Примерной программы по русскому языку (для 1—4 классов общеобразовательных школ) авторы: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова,Т.В.Некрасова.(Сборник программ для начальной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.- М., Вита-пресс, 2010).
3. Основной образовательной программы ООП НОО МБОУ «СШ №15»
4. Учебного плана МБОУ «СШ №15»
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577.
Изучение данной предметной области должно обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение родного языка (русский) в начальной школе выделяется 68ч. В 1 классе – 16,5ч. (0,5ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 17ч (0,5ч в неделю, 34 учебные недели).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
- владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);
- определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);
- различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; - формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога;
- применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников);
- составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко);
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса;
- уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
- составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;
- выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения)
3. Содержание учебного предмета:
Рабочая программа направлена на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к язык, стремления совершенствовать свою речь.
Курс программы родного (русского) языка включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию)
1 класс
Важными в начальном курсе изучения русского языка является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст».
Составление предложений. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. Наблюдение над значением слова.
2 класс
Курс родного русского языка для второго класса представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте,
сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс
Речь.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Монолог и диалог.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
4 класс
Речь.
Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Слово.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствование. Новые слова. Канцеляризмы.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Умение составлять простое, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический)
Стили речи: разговорный и книжный (научный, публицистический, деловой) художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.
Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
4. Тематическое планирование
1 класс
№ | Названия разделов и тем | Количество часов |
I. Слово. Предложение. Текст. (7часов) | ||
1. | Слова, называющие предметы. | 1ч |
2. | Слова, называющие действия. | 1ч |
3. | Слова, называющие признаки. | 1ч |
4. | Служебные слова. | 1ч |
5. | Составление предложений по сюжетным картинкам. Построение графических моделей предложений. | 1ч |
6. | Составление рассказа по сюжетным картинкам. Построение графических моделей предложений. | 1ч. |
7. | Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. | 1ч. |
II. Звуки и буквы. (10 часов) | ||
1. | Выделение звуков речи, как «строительный материал» языка. | 1ч |
2. | Выделение звуков речи, как «строительный материал» языка. | 1ч |
3. | Выделение гласных и согласных звуков. | 1ч |
4. | Ударение и способ определения его в слове. | 1ч |
5. | Смыслоразличительная функция гласных и согласных. | 1ч |
6. | Согласные звонкие и глухие. | 1ч |
7. | Согласные звонкие и глухие. | 1ч |
8. | Согласные мягкие и твёрдые. | 1ч |
9. | Согласные мягкие и твёрдые. | 1ч |
10. | Построение графических моделей слов. | 1ч |
2 класс
№ | Названия разделов и тем | Количество часов |
I. Речь. (3 часа) | ||
1. | Речь устная и письменная. | 1ч |
2. | Выразительная речь. Составление партитуры текста. | 1ч |
3. | Путешествие в страну скороговорок. | 1ч. |
II. Слово. (5 часов) | ||
1. | Значение слова. Синонимы. Омонимы. | 1ч. |
2. | Многозначные слова. Знакомство с толковым и орфографическими словарями. | 1ч. |
3. | Вежливые слова. | 1ч. |
4. | Сравнение. Олицетворение. | 1ч. |
5. | Слова в переносном значении. Использование слов в переносном значении при составлении предложений. | 1ч. |
III. Предложение и словосочетание. (2часа) | ||
1. | Виды предложений по интонации и по цели высказывания. | 1ч |
2. | Связь между словами в словосочетании и предложении. Редактирование простого и сложносочинённого предложения: исправление порядка слов и порядка частей, распространение части предложения, замена неудачно употреблённых слов. | 1ч. |
IV. Текст. (7часов) | ||
1. | Текст. Признаки текста. | 1ч |
2. | Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. | 1ч |
3. | Тема. Основная мысль текста. План текста. | 1ч |
4. | Виды планов. Составление планов различных видов. | 1ч |
5. | Восстановление деформированного текста. | 1ч |
6. | Изложение по опорным словам и заданному началу. | 1ч |
7. | Изложение по наблюдению. | 1ч |
3 класс
№ | Названия разделов и тем | Количество часов |
I. Речь. (2часа) | ||
1. | Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. | 1ч |
2. | Монолог и диалог. | 1ч |
II. Слово (5 часов) | ||
1. | Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. | 1ч |
2. | Выделение в тексте метафоры, эпитета, сравнения, олицетворения. Определение их значения и назначения. Практикум по использованию при создании текста в художественном стиле. | 1ч |
3. | Крылатые слова. Практикум по определению значения устойчивого выражения, употребления его в заданной речевой ситуации. | 1ч |
4. | Научные слова. Нахождение их в тексте, определение значения с помощью толкового словаря. Практикум по употреблению в тексте научного стиля. | 1ч |
5. | Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. | 1ч |
III. Предложение и словосочетание. (1 час) | ||
1. | Признаки предложения. Редактирование предложений: исправление порядка слов и порядка частей, замена неудачно употреблённых слов, устранение лишних и восстановление недостающих слов, распространение предложений. | 1ч |
IV. Текст. (9 часов) | ||
1. | Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. | 1ч |
2. | Практикум по составлению различных видов планов. | 1ч |
3. | Практикум по составлению описания предметов и явлений. | 1ч |
4. | Практикум по составлению рассуждений в художественном стиле. | 1ч |
5. | Практикум по составлению рассуждений в научном стиле. | 1ч |
6. | Практикум по составлению повествования с элементами описания. | 1ч |
7. | Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. | 1ч |
8. | Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. | 1ч |
9. | Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. | 1ч |
4 класс
№ | Названия разделов и тем | Количество часов |
I. Речь. (1час) | ||
1. | Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Практикум по устранению речевых ошибок. | 1ч. |
II. Слово. (3 часа) | ||
1. | Лексическое значение слова. Многозначные слова. Определение значений многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря. Практикум по различению многозначных слов от омонимов. Каламбуры. | 1ч |
2. | Прямое и переносное значение слов. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. | 1ч |
3. | Иностранные заимствованные слова. Новые слова. Канцеляризмы. | 1ч |
III. Предложение и словосочетание. (4часа) | ||
1. | Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. | 1ч |
2. | Редактирование простого и сложного предложения: исправления порядка слов и порядка частей, замена неудачно употреблённых слов, устранение лишних и восстановление недостающих слов, распространение предложений. | 1ч |
3. | Составление простого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложения с определительной, изъяснительной связью. Практикум по интонированию предложений разных типов. | 1ч |
4. | Составление простого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложения с причинно-следственной, сравнительной связью. Практикум по интонированию предложений разных типов. | 1ч |
IV. Текст. (9 часов) | ||
1. | Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. | 1ч |
2. | План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический) | 1ч |
3. | Стили речи: разговорный и книжный (научный, публицистический, деловой) художественный. Практикум по определению стилистической принадлежности текстов. | 1ч |
4. | Практикум по составлению текстов в заданном стиле. | 1ч |
5. | Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. | 1ч |
6. | Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. | 1ч |
7. | Практикум по конструированию текста по заданной временной схеме | 1ч |
8. | Редактирование текстов: лексическое и грамматическое. | 1ч |
9. | Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Практикум по определению элементов композиции в заданном тексте, составлению текста заданной композиционной структуры. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку
Развернутая рабочая программа по родному языку. А.К.Ойдан-оол, А.М.Белек-Баир.4 класс...
Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...
Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс
Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...
Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...