Закрепление правил жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Цель урока: создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи урока:
- образовательные: развивать орфографическую зоркость; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать
- воспитательные: воспитывать культуру общения, ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников
Оборудование: индивидуальные карточки к уроку; компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Структура урока
1. Организационный момент (эмоциональный настрой)
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнём урок письма.
– Я желаю вам успеха, в добрый путь.
УУД: личностные (принятие и соблюдение норм школьного поведения).
2. Создание ситуации успеха (актуализация комплекса знаний).
– Посмотрите, на доске записаны буквы. Найдите правильно написанные буквы и назовите их. (ш, ж, ч, щ)
– Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами? (согласные)
– На какие группы можно их разделить?
(1. Ж, ш – всегда твёрдые; ч, щ – всегда мягкие
2. Ж – звонкий; ч, щ, ш – глухие)
Минутка чистописания.
– Давайте запишем эти буквы в тетрадь правильно и красиво.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
– Итак, запишем число, а затем эти буквы.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим …(звуки).Звуки эти разные –
(гласные, согласные)
Дружат гласная с согласной,
Образуя вместе… (слог).
– С какими гласными дружат наши согласные?
Почему?
– Что объединяет эти сочетания?
(В них опасная орфограмма)
– Назовите её.
УУД: познавательные (группировка и классификация объектов; умение делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).
3. Этап формулировки темы и задач урока.
– Как вы думаете, какова тема урока?
(Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
– Для чего мы будем это делать?
УУД: регулятивные (действие целеполагания).
Физминутка.
Пальчиковая гимнастика
4. Систематизация знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
– Отгадайте загадки. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради, контролёры)
1. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
2. Перед тем, как лягу спать,
Съем котлетку я опять.
Я расту, и мне так нужен
Калорийный, вкусный … (Ужин)
3. Читаю учебник, нельзя мне иначе,
А то ни за что не решится … (Задача)
– Какое слово лишнее? Почему?
– Что вы знаете о щуке?
– Возьмите карточку, прочитайте текст.
Приложение 1
– Что вы уже знали?
– Что для вас было новым?
Работа в паре.
Составьте и запишите предложение, подчеркните орфограммы.
ЩУКА, ХИЩНАЯ, ЖИВЁТ, В, РЕКА, МОРЕ, ПРУД.
– Что получилось? (Хищная щука живёт в реке.)
– Почему вы выбрали "в реке"? (Щука живёт только в проточной пресной воде.)
– Молодцы! А теперь давайте немножко подвигаемся.
Физминутка.
1) Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
2) Если я называю слова с ча-ща; чу-щу – хлопаем в ладоши, с жи-ши – топаем, нет – замираем.
А теперь, ребята, я предлагаю вам следующее задание.
Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.
Работать будем по группам, время работы 2 мин.
Приложение 2
Проверка: читают свои слова, делают вывод.
В сочетаниях жи – ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
Пишем только букву у.
Приложение 3
– Похвалите друг друга.
УУД: личностные, познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей), регулятивные (действие оценки; саморегуляция), коммуникативные (умение работать в паре и группе; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми).
5. Контроль и самоконтроль.
– У вас на столах карточки, выберите для себя то задание, которое вам по силам.
Приложение 4
УУД: регулятивные (действия контроля и коррекции; действие оценки), личностные (самооценка).
6. Итоговая рефлексия.
– Ребята, на этом наш урок подходит к концу.
Каким важным умением мы овладели?
Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие с трудом?
– Кому было легко выполнять задания, возьмите зеленый треугольник, кто сомневался, возьмите желтый, а кому было очень трудно, возьмите красный треугольник. Постройте диаграмму.
– А теперь покажите, какое настроение у вас. Я улыбнусь вам, а вы мне.
– Спасибо всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.
“Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.
Презентация по теме "Письмо изученных букв" Цель: формировать в памяти зрительные образцы изученных букв. В начале урока ставится проблемный вопрос?...
Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных.
Урок закрепления и систематизации знаний о правописании окончаний имён существительных и имён прилагательных....
«Закрепление правил обозначения звуков [у], [о], [а] буквами».
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения правильно обозначать звуки [у], [о], [а] буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти....
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКОВ [а], [о] И [у] БУКВАМИ»
Тема урока: «Закрепление правил обозначения звуков [a], [о] и [у] буквами»Тип урока: комплексное применение знаний.Цель: закрепить письмо изученны...
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Карточки по русскому языку для закрепления правила "жи-ши".
Индивидуальные карточки для 2 класса....