планирование 1класс предмета " Русский родной язык"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Планирование для  1 класса по предмету " Русский родной язык" поможет учителям начальных классов реализовать приказ  МИНОБР и  наукиРФ от 17 декабря 2010 года №1894 " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planrus_rod_yazyk_1kl.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                           

                          Планирование по учебному предмету «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 1кл

                                             Первый год обучения (70 ч)

 Раздел 1. Язык и культура (20 ч).

           Темы

Содержание

1

Русский язык – национальный язык русского народа

2

Роль родного языка в жизни человека.

3

Русский язык в жизни общества и государства

4

Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека

5

Русский язык – язык русской художественной литературы.

6

Язык как зеркало национальной культуры.

7

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

8

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта

(национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.)

9

слова с национально-культурным компонентом значения

(символика числа, цвета и т.п)

10

Народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты

(за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка)

11

Прецедентные имена

(Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

12

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок

(битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

13

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

14

Загадки. Метафоричность русской загадки.

15

Загадки. Метафоричность русской загадки.

16

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками

17

Особенности жестов и мимики в русской речи

отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

18

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

19

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением.

Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.

20

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии.

Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

+ 3 ч на пов изученного

Раздел 2. Культура речи (20 час).

Тема

 Содержание

1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях

2

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс

3

Произносительные варианты орфоэпической нормы

(було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия)

4

Роль звукописи в художественном тексте.

5

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

6

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

7

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике);

8

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музейквартира);

9

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

род имен собственных (географических названий); род аббревиатур

10

Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

11

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚

различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы 22 (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные).

12

Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода

(токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

13

Правила речевого этикета: нормы и традиции.

Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом

этикете.

14

Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу.

15

Обращение в русском речевом этикете.

16

Обращение в русском речевом этикете.

17

Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику

18

Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

19

Современные формулы обращения к незнакомому человеку.

20

Употребление формы «он».

+ 3 ч на пов изученного

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (21 ч)

       Тема

 Содержание

1

Язык и речь. Точность и логичность речи

Выразительность, чистота и богатство речи

2

Средства выразительной устной речи

(тон, тембр, темп)

3

Способы тренировки

(скороговорки)

4

Интонация и жесты

5

Формы речи: монолог и диалог.

6

Текст и его основные признаки.

7

Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Повествование как тип речи.

8

Средства связи предложений и частей текста.

9

Функциональные разновидности языка.

10

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

11

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

12

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста

13

Публицистический стиль. Устное выступление.

14

Девиз, слоган

15

Язык художественной литературы.

16

Литературная сказка. Рассказ.

17

Особенности языка фольклорных текстов

18

Загадка, пословица. Сказка.

19

Особенности языка сказки

сравнения

20

Особенности языка сказки

синонимы, антонимы

21

Особенности языка сказки

слова с уменьшительными суффиксами

+ 3 ч на пов изученногоРезервные уроки -9 ч  отводится на повторение и закрепление изученного(по 3ч на каждый раздел)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса

Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса. Школа России....

АРП по предмету Русский родной язык для 2 класса.

АРП по лпредмету Русский родной язык для 2 класса. Школа России....

рабочая программа для 4 класса по предмету Русский родной язык

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего...

Рабочая программа по предмету Русский родной язык 1-4 классы

В учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО, введены  предметы «Родной язык» и  «Литературное чтение на родном языке».  Предлагаю примерную...

Рабочая программа по предмету Русский родной язык 1-4 классы

В учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО, введены  предметы «Родной язык» и  «Литературное чтение на родном языке».  Предлагаю примерную...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по предмету " Русский родной язык" УМК О.М. Александровой, 2 класс

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка, основные содержательные линии программы учебного предмета " Русский родной язык ", планируемые результаты освоения предме...