рабочая программа для 4 класса по предмету Русский родной язык
рабочая программа (4 класс)
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_4_a_klass.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ПСОШ №2, программы курса «Русский язык». Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:
•расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
•совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
•включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
•первое знакомство с фактами истории родного языка.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (русский) язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к
культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Предмет «Родной (русский) язык» относится к образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Предмет «Родной (русский) язык» изучается в первом полугодие. В учебном плане на изучение предмета «Родной (русский) язык» в 4 классе отводится 17 часов (1 час в неделю), фактически будет проведено 17 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
- особенности эпистолярного жанра;
- типы текстов;
- основные элементы композиции текста.
уметь:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- устанавливать связь основных элементов композиции текста;
- распознавать стили речи.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 4 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
- Русский язык: прошлое и настоящее.
- Язык в действии.
- Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры, учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
«Русский родной язык» в 4 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1) Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница);
2) слова, называющие доспехи древнего русского воина (например,копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );
3) слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например, беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 9 |
2 | Язык в действии | 4 |
3 | Секреты речи и текста | 4 |
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План. | Факт. | |||
Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов) | ||||
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 1 | 05.09 | |
2 | Вся семья вместе, так и душа не месте. | 1 | 12.09 | |
3 | Вся семья вместе, так и душа не месте. | 1 | 19.09 | |
4 | Красна сказка складом, а песня - ладом | 1 | 26.09 | |
5 | Красна сказка складом, а песня - ладом | 1 | 03.10 | |
6 | Красное словцо не ложь. | 1 | 10.10 | |
7 | Красное словцо не ложь. | 1 | 17.10 | |
8,9 | Язык языку весть подаёт | 2 | 24.10 | |
Язык в действии (4 часа) | ||||
10 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | 07.11 | |
11 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | 14.11 | |
12 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | 21.11 | |
13 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | 28.11 | |
Секреты речи и текста (4 часа) | ||||
14 | Задаем вопросы в диалоге. | 1 | 05.12 | |
15 | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. | 1 | 12.12 | |
16 | Учимся составлять план текста | 1 | 19.12 | |
17 | Учимся пересказывать текст. | 1 | 26.12 |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Руководитель МС Заместитель директора по УР
_____/Петрова О.Н. / _____/Романюкина Н.А./ ___________ /Ускорникова О.В../
Протокол № ___ от
« __» _________ 2019г. « __» ______ 2019г. « __» _________ 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса
Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса. Школа России....
Рабочая программа по предмету Русский родной язык 1-4 классы
В учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО, введены предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». Предлагаю примерную...
Рабочая программа по предмету Русский родной язык 1-4 классы
В учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО, введены предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». Предлагаю примерную...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению на русском родном языке. Пояснительная записка.2 класс.
Для работы...
Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке 4 класс
Программа + КТП по литературному чтению на русском родном языке для 4 класса УМК Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке 2 класс ФГОС, О.М. Александрова
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132» РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /О.В. КононоваРуководитель МО Прот...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...