Приложения к Рабочей программе по русскому языку 2 класс по УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)

Шушакова Елена

Данный материал включает в себя календарно - тематическое планирование по курсу Русский язык с характеристикой основных видов деятельности обучающихся, контроль уровня подготовки обучающихся с критериями оценивания, темы проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx121.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ К К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 класс УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Авторы: КанакинаВ.П., Горецкий В.Г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно - тематическое  планирование учебного курса Русский язык 2 класс ( 170 ч.)

на 2018-2019 учебный год

№ урока

по теме

Тема

урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Страницы учебника/ РТ

Дата проведения

Наша речь (3ч)

Виды речи (2 ч)

1.

1

Знакомство с учебником.

Язык и речь. Виды речевой деятельности .

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка.

Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Учебник Ч.I

С.6-7

2

2

Характеристика человека по его речи.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Слова с непроверяемым написанием:

здравствуй (здравствуйте)

С.8-9

Диалог и монолог (1 ч)

3

3

Речь диалогическая и монологическая.

Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог.

Слова с непроверяемым написанием:

 прощай (прощайте)

С.10-14

Текст (3 ч)

4

1

Текст .Признаки текста: целостность, связность, законченность.

Отличать текст от других записей по его признакам.

С.15-17

5

2

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок.

Подбирать заголовок к заданному тексту.

Слово с непроверяемым написанием: сентябрь.

С.17-19

6

3

Части текста (1ч)

Р/р Составление рассказа по рисунку.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».  

С.20-22

Предложение (11ч)

Предложение (3 ч)

7

1

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Слова с непроверяемым написанием: родина

С.24, 26-28

8

2

Знаки препинания конца предложения.(., !, ?)

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Слова с непроверяемым написанием: скоро, быстро

С.25-26

9

3

Связь слов в предложении.

Входная контрольная работа (списывание)

Составлять предложения из слов.

Слова с непроверяемым написанием:  ветер (ветерок)

С.26-28

Члены предложения (8 ч)

10

1

Работа над ошибками.

Главные члены предложения (основа).

Находить главные члены (основу) предложения.

С.29

11

2

Главные члены предложения (основа).

С.30

12

3

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Слова с непроверяемым написанием: рисунок (рисовать)

С.31

13

4

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого

С.32

14

5

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого

С.33-34

15

6

Распространённые и нераспространённые предложения.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространённые предложения.

С.35-36

16

7

Связь слов в предложении.

Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Слова с непроверяемым написанием:  яблоко (яблочко), яблоня.

С.37-40

17

8

Р/р Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».(сочинение)

Рассматривать репродукцию картины  И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

С.39

Слова, слова, слова... (18 ч)

Слово и его значение (4 ч)

18

1

Работа над ошибками.

Номинативная (назывная) функция слова.

Объяснять лексическое значение слова.

Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), лопата (лопатка)

С.42-44

19

2

Слово как общее название многих однородных предметов.

Классифицировать слова по тематическим группам

Слова с непроверяемым написанием:  ягода (ягодка).

С.45-47

20

3

Однозначные и многозначные слова:

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Слова с непроверяемым написанием: дорога (дорожка)

С.47-49

21

4

Прямое и переносное значение слова.

Работать с толковым и орфографическим словарями

С.49-51

Синонимы и антонимы (4 ч)

22

1

Общее понятие о синонимах.

Работа со словарём синонимов.

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы.

Слова с непроверяемым  написанием: осина (осинка)

С.52-54

23

2

Антонимы.  Работа со словарём антонимов.  

Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы.

Знакомиться с этимологией слов антоним.

Слова с непроверяемым  написанием:  до свидания.

С.54-55

24

3

Обобщение по теме «Слова, слова, слова…»

Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарём синонимов и антонимов).

С.56-57

25

4

Р/р Изложение текста по данным к нему вопросам. ( обучающее изложение)

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

С.57

Однокоренные слова (4 ч)

26

1

Родственные (однокоренные) слова.  

Словарный диктант.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

С.58-60

27

2

Корень слова.(первое представление)  

Выделять корень в однокоренных словах.

С.61

28

3

Выделение корня в однокоренных словах

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

С.62

29

4

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Слова с непроверяемым написанием: сахар.

С.63-64

Слог. Ударение. Перенос слова

(повторение и уточнение представлений) (6 ч)

30

1

Слог как минимальная произносительная единица

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов.

С.65-66

31

2

Словесное, логическое ударение в предложении

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Слова с непроверяемым написанием: извини(те)

С.67-68

32

3

Разноместность и подвижность русского ударения.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели.

Слова с непроверяемым написанием:  капуста

С.69-70

33

4

Перенос слов. Правила переноса.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Переносить слова по слогам. Определять способы переноса.

Слова с непроверяемым написанием: желтый , посуда

С.71-72, 76

34

5

Контрольный диктант по теме « Слова, слова, слова»

35

6

Р/р  Составление рассказа по серии   сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. ( сочинение)

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

С.74

Звуки и буквы (60 ч)

Звуки и буквы (2 ч)

36

1

 Работа над ошибками диктанта. Различие звуков и букв.

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Слова с непроверяемым написанием: октябрь

С.78-79

37

2

Звуки и их обозначение буквами на письме.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

С.80

Русский алфавит , или Азбука (3 ч)

38

1

Значение алфавита. Знание алфавита: правильное написание букв, знание их последовательности.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Слова с непроверяемым написанием: алфавит, ноябрь.

С.81-84

39

2

Употребление   прописной   (заглавной)     буквы.

Проверочная работа по теме «Заглавная буква».

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

С.86,88

40

3

Р/р Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом». (сочинение)  

Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).

С.87

Гласные звуки (2 ч)

41

1

Признаки гласного звука.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

С.89-90

42

2

Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове.

Р/р  Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

Работать с текстом.

Определять тему и главную мысль текста.

Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

С.91-92

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15 ч)

43

1

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

С.93-94

44

2

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны слон, слоник; трава травы, травка).

С.95-96

45

3

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с безударным гласным).

Различать проверочное и проверяемое слова.

Слова с непроверяемым написанием: одежда

С.97-98

46

4

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

С.98-99

47

5

Упражнения в написании слов с безударными гласными (для правила обозначения буквой безударного гласного в корне слова).

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

С.100-101

48

6

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Слова с непроверяемым написанием:

снегирь, лягушка

С.102-103

49

7

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

С. 103-104

50

8

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Слова с непроверяемым написанием : земляника, малина.

С.105 -106

51

9

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов, как выразительных средств языка.

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений.

Слова с непроверяемым написанием:  молоток.

С.107

52

10

Представление об орфограмме.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

С.108

53

11

Проверяемые и непроверяемые орфограммы

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

С.109

54

12

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

С.110

55

13

Контрольный  диктант по теме «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне»

56

14

Работа над ошибками. Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными. Словарный диктант

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

С.111

57

15

Р/р Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (сочинение)

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

С.111

Согласные звуки (1 ч)

58

1

Согласные   звуки  их признаки.

 Р/р Восстановление деформированного текста по рисунку.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный)

С.112-114

Согласный звук [и'] и буква «и краткое» (1 ч)

59

1

Согласный звук [и'] и буква «и краткое»

Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами.

Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).

С.114-116

Слова с удвоенными согласными (2 ч)

60

1

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний).

С.117-118

61

2

Р/р Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси»  и опорным словам.(сочинение)

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

С.118

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 ч)

62

1

 Работа над ошибками. Проект «И в шутку и всерьёз» создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку.

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию в учебнике и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий

С.119

63

2

Обозначение   мягкости   согласных   звуков   на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Слова с непроверяемым написанием: декабрь

С.120-123

Мягкий знак (ь)(3 ч)

64

1

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

С.124-125

65

2

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Р/р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Слова с непроверяемым написанием:  мебель, коньки

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста.

С.125-127

66

3

Проект «Пишем письмо»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

С.128-129

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч)

67

1

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.(4 ч)

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями

Учебник IIч.

С.4

68

2

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Контрольное списывание за 1 полугодие.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

С.5

69

3

Орфоэпические   нормы   произношения   слов с сочетаниями чн, чт.

Р/р Работа с текстом.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт(чтобы, скучно и др.).

Слова с непроверяемым написанием: тарелка.

Работать с текстом.

Подбирать к тексту заголовок.

Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

С.6-7

70

4

Проект  «Рифма».  

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

С.8-9

71

5

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.(4 ч)

 Словарный диктант.

Различать непарные твёрдые и мягкие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Слова с непроверяемым написанием: товарищ

С.10-12

72

6

Правописание буквосочетаний жи—ши,  ча— ща, чу—щу. Слова с непроверяемым написанием: щавель, метель.

Р/р Работа с предложением и текстом. 

Работать с предложением и текстом.

Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст

С.13-14

73

7

Контрольный  диктант  «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

74

8

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Тренировочные упражнения.

Оценивать свои достижения при выполнения заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

С.14-15

Звонкие и глухие согласные и их обозначение буквами. (1 ч)

75

1

Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

C. 16-17

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласными. (14 ч)

76

1

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Звуко-буквенный анализ слова.

С.18

77

2

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласными.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

С.19

78

3

Особенности проверяемых и проверочных слов для парного по глухости-звонкости согласного звука.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Слова с непроверяемым написанием: морковь.

С.20

79

4

Особенности проверяемых и проверочных слов для парного по глухости-звонкости согласного звука

Различать проверочное и проверяемое слова.

С.21

80

5

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне: изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз морозы, морозный.

Слова с непроверяемым написанием: народ.

С.22

81

6

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне:

С.23

82

7

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

С.24

83

8

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласными.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Слова с непроверяемым написанием:  вдруг, завод

С.25

84

9

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласными.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

С.26

85

10

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласными.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Слова с непроверяемым написанием: сапог.

С.27

86

11

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

С.28

87

12

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

С.28

88

13

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

С.29

89

14

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Словарный диктант.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту»

С.30

Обобщение знаний по изученным правилам. ( 2 ч)

90

1

Контрольный  диктант по теме                     « Звонкие и глухие согласные звуки»

91

2

Работа над ошибками.

Р\р Составление поздравительной открытки.

Составлять под руководством учителя текст поздравительной открытки. Излагать письменно текст по вопросам.

Разделительный мягкий знак (4 ч)

92

1

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь.

С.31-33

93

2

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

С.34-35

94

3

Правило написания разделительного мягкого знака в словах. 

Р/р  Составление устного рассказа по серии рисунков.

Объяснять написание разделительного ь в словах.

Составлять устный рассказ по серии рисунков под руководством учителя.

С.36-37

95

4

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

С.38

Части речи (57 ч)

Части речи (2 ч)

96

1

Общее представление о частях речи.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

С.39-41

97

2

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Слова с непроверяемым написанием: месяц.

С.42-43

Имя существительное (17 ч)

98

1

Имя существительное, как часть речи: значение и употребление в речи. (2 ч)

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

С.44-45

99

2

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.

Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.

С.46-47

100

3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. (3 ч)

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

С.48-49

101

4

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

С.49-50

102

5

Упражнение в различении имен существительных.

. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Слова с непроверяемым написанием: картина, картинка.

С.50-51

103

6

Собственные и нарицательные имена существительные. (5 ч)

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

С.51-53

104

7

Заглавная буква в именах собственных.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Слова с непроверяемым написанием: отец

С.53-54

105

8

Р/р Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри». Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Составлять  рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.

С.54

106

9

Развитие  познавательного интереса к происхождению имён и фамилий.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Слова с непроверяемым написанием:  фамилия.

С.55-57

107

10

Заглавная буква в  кличках животных,

географических названиях.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Слова с непроверяемым написанием: Россия, город, улица.

С.58-60

108

11

Число имён существительных. (3 ч)

Определять число имён существительных (единственное и множественное).

C.61-62

109

12

Изменение существительных по числам.

Изменять имена существительные по числам (книга книги).

С.62-63

110

13

Имена существительные,    употребляющиеся    только в одном числе.

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

Слова с непроверяемым написанием: топор.

С.64

111

14

Обобщение знаний об имени существительном. (4 ч)

Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

С. 65

112

15

Р/р Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста. (обучающее изложение)

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

С.66

113

16

Проверочная работа «Имя существительное»

О.Н.Крылова « Контрольные работы по русскому языку» К учебнику Канакиной, Горецкого в 2-х частях.

Ч.2 с.52-53

114

17

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

С.67

Глагол (11 ч)

115

1

Глагол  как  часть   речи и   его употребление в речи (общее представление) (4 ч)

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

С.68-69

116

2

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

С.70-71

117

3

Р/р  Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. ( сочинение)

Рассматривать репродукцию картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», обсуждать план предстоящего рассказа, составлять под руководством учителя рассказ, записывать рассказ.

С.73

118

4

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа.

С.72-73

119

5

Число глагола.(2 ч)

Изменение глагола по числам.

Определять число глаголов

С.74-75

120

6

Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов.

С.76-77

121

7

Правописание частицы не с глаголом .

 (1 ч)

Раздельно писать частицу не с глаголом.

Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать)

С.78-79

122

8

Обобщение знаний о глаголе. (2 ч)

Р/р  Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

С.80-81

123

9

Контрольный диктант  по теме «Глагол».  

124

10

Работа над ошибками.

Текст-повествование и роль в нём глаголов. (2 ч)

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

С.82-83

125

11

Р/р  Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному текст.

Составлять текст-повествование на предложенную тему

Слова с непроверяемым написанием: магазин.

С. 84 -85

Имя прилагательное (14 ч)

126

1

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. (6 ч)

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

С.86-87

127

2

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

С.88-89

128

3

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению.

Приводить примеры имён прилагательных.

С.90-91

129

4

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов.

С.94 162

130

5

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Приводить примеры имён прилагательных. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

С.86 149

131

6

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

С.91  156

132

7

Единственное и множественное число имён прилагательных. (2 ч)

Изменение имён прилагательных по числам.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

С.92-93

133

8

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Распознавать текст-описание

Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.

С.93-94

134

9

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. (3 ч)

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

С.95-96

135

10

Р/р  Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного, либо комнатного растения).

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

С.97-98

136

11

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». (сочинение)

Составлять текст – описание натюрморта по репродукции картины

Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». (под руководством учителя)

С.98

137

12

Обобщение знаний об имени прилагательном (2 ч)

Определять грамматические признаки имён прилагательных: связь с именем существительным, число, роль в предложении.

С.99

138

13

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Оценивать свои достижения.

139

14

Работа над ошибками.

Местоимение (5 ч)

140

1

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. (3 ч)

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Слова с непроверяемым написанием: платок.

С.100-101

141

3

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

С.102-103

142

2

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи.

Р/р  Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Различать местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

С.104

143

4

Текст-рассуждение. (2 ч)

Структура текста-рассуждения.  

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

С.105-106

144

5

Проверочная работа  «Местоимение».

Оценивать свои достижения.

С.107

Предлоги (6 ч)

145

1

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемым написанием: апрель

С.108-109

146

2

Функция предлогов в речи.

Раздельно писать предлоги со словами.

С.110

147

3

Правописание предлогов с именами существительными.

Раздельно писать предлоги со словами.

*Слова с непроверяемым написанием: шёл.

С.111-112

148

4

Р/р  Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок».

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

С.112

149

5

Проект «В словари за частями речи!» (1 ч)

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях. Придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

С.114-115 С.113

150

6

Проверочная работа «Предлоги».

151

1

Контрольное списывание за 2 полугодие.

152

2

Работа над ошибками. Закрепление темы « Предлог»

Повторение (18 ч)

153

1

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

154

2

Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

155

3

Главные члены предложения их распознавание.

156

4

 Распространение предложений второстепенными членами

157

5

Связь слов в предложении. Словарный диктант.

158

6

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

159

7

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи.

160

8

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

161

9

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

162

10

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов.

163

11

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов.

164

12

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

165

13

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

166

14

Упражнения в применении изученных правил правописания.

167

15

Упражнения в применении изученных правил правописания.

168

16

Контрольный диктант  за 2 класс.    

169

17

Работа над ошибками.

170

18

Итоговый урок по курсу «Русский язык».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Контроль уровня подготовки обучающихся.

Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о системе оценивания. Осуществляется текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля:

Устный опрос – устная форма контроля знаний и умений, используется взаимопроверка, самопроверка по образцу, заслушивание ответа и его оценивание учителем.

Письменный опрос - проведение различных самостоятельных и контрольных работ.

Тестирование – письменная форма контроля по текстам представленным в учебнике с предложенными вариантами ответов, один из которых правильный ( 5-7 мин)

Словарный диктант – письменная форма контроля, позволяющая проверить усвоение слов с непроверяемым написанием.

Проверочная работа (самостоятельная работа) – письменная форма контроля приобретённых  знаний , умений, навыков .

Диктант- письменная форма контроля проверки орфографических и пунктуационных навыков.

Тематическая ( текущая ) контрольная работа – письменная форма контроля знаний, умений и навыков, позволяющая выявить степень овладения учащимися только что изученным материалом.

Контрольный диктант – даются после изучения большой орфографической темы ( по итогам четверти) .Цель проведения- контроль за формированием навыков правописания.

Итоговый контрольный диктант -  форма проверки достигнутых знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку.

Контрольное списывание – способ проверки орографических и пунктуационных навыков. Проверяется умение списывать  с печатного текста, обнаруживать орфограммы. 

Грамматический разбор –это  средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Изложение – проверяет формирование навыка письменной речи : умение передавать содержание текста, правильно строить предложения , употреблять слова и т.д.

Сочинение –  письменная форма контроля, представляющая собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

                                                                       Особенности организации контроля по русскому языку

    Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
    В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
      Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
     Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
    Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания; для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Перечень обязательных практических, контрольных работ:

Контрольные работы:

· входная

· текущие и тематические:

 Речь. Звуки и буквы.

 Слово. Предложение. Текст.

 Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение гласных звуков.

 Части речи.

                 Родственные (однокоренные слова).

 Безударные гласные и парные согласные в корне.

· итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)

Форма проведения контрольных работ

Количество контрольных работ и нормы оценивания знаний обучающихся по русскому языку, определено школьным Положением.

 Темы  контрольных работ.

1

Входная контрольная работа (списывание)

2

Контрольный диктант по теме « Слова, слова, слова»

3

Контрольный  диктант по теме «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне»

4

Контрольное списывание за 1 полугодие.

5

Контрольный  диктант  за 2 четверть «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

6

Проверочный диктант по теме                     « Звонкие и глухие согласные звуки»

7

Контрольный диктант  по теме «Глагол».  

8

Диктант по теме «Имя прилагательное».

9

Контрольное списывание за 2 полугодие.

10

Контрольный диктант  за 2 класс.    

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по русскому языку.

Оценивание устных ответов по русскому языку.

      Во втором  классе в течение 1 и 2 четверти количественная оценка отсутствует,  только качественная. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. 

Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
_______________
 Два недочета приравнивается к одной ошибке.

"4" ("хорошо") – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"З" ("удовлетворительно") – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

      Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
      Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
     Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы "чего достиг учеников освоении предметных знаний?" и "каково его прилежание и старание?".

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался").

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения, по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах; .
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).


Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

         При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

      Начиная с 3 четверти 2 класса, оценка работ и ответов обучающихся носит не только качественный , но и количественный характер.

     
Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

  • Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
  • Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается: 

  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  • Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание:

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Грамматическое задание.

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и  орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

 «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.

Примечание 

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки не выставляются. Объем текстов для изложения должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Во 2-3 классах выводится одна общая отметка. Можно оценивать двумя отметками. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

Тест

«» - хорошо ( нет ошибок или 1 ошибка)

«» - средне ( без ошибок выполнено не менее 1/2 заданий.)

«» - плохо (без ошибок выполнено менее 1/2 заданий. )

Тест ( в оценочные период)

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Проекты по русскому языку.

 Темы проектных  работ.

1

Проект «И в шутку и всерьёз»

2

Проект «Пишем письмо»

3

Проект  «Рифма».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по русскому языку (1-4). "Школа России"

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.

Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....

Рабочая программа по русскому языку ФГОС УМК Школа России 1 класс

Рабочая программа по русскому языку ФГОС УМК Школа России 1 класс...