Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеологизмы»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Обобщение знаний о фразеологизмах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_vnekl.meropr_frazeologizmy.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеологизмы»

Цель: применение полученных знаний и умений в собственной речевой  

           практике .

Обучающие:

-научить правильно использовать фразеологизмы в своей  речи; уметь объяснять их значение;

   Развивающие:

- развивать речевую и мыслительную деятельность; готовность к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию.

развивать потребность в использовании в своей речи фразеологизмов, как особых оборотов, украшающих и обогащающих речь.

    Воспитательные: воспитывать в детях гордость за красоту великого

                                  русского языка, воспитывать тактичность в общении;

Оборудование: карта Страны Слов, , словарь фразеологизмов, костюмы для героев сценки, презентация

Ход внеклассного занятия.

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний.

Слайд№1.

- Сегодня мы отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждет интересное путешествие. Замените слово путешествие другим. (Странствие)

- Как называются такие слова? (Синонимы)

-Что такое синонимы? (Близкие по значению слова)

- Итак, мы побывали в городе Синонимов (учитель показывает на карте) и снова продолжаем путь. Ждут нас разные препятствия

горы высокие и …. (низкие)

реки широкие и …. (узкие)

будет нам то жарко, то …. (холодно),

то трудно, то …. (легко).

А это в какой город мы попали? (Антонимов). Что это за слова? (противоположные по значению слова)

- Готовы дальше путешествовать? Ну, что ж, в путь! Расскажите, с чего начался ваш день.

Ученик. 

Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!

-Стоп! Причем здесь масло, зубы, головы? Замените выражения:

чуть свет

на скорую руку

все как по маслу

- Как бы вы назвали такие сочетания слов? (фразеологизмы)

3. Сообщение темы и цели мероприятия

- Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?

Рассказ о фразеологизмах.

- Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение “золотые руки”. Что оно означает? (Ответы детей)

Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему?

Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

-Сегодня проверим, как мы можем ориентироваться в огромном море фразеологизмов, которое нам необходимо переплыть, чтобы добраться до города Фразеологизмов.

-Какие задачи поставим перед собой?(Один ученик достаёт из шкатулки капельки, на которых написаны предложения, зачитывает, а класс выбирает подходящие задачи для урока. Задачи которые подходят к уроку прикрепляют  на доску.

Спорить с другом. Активно работать на уроке. Уметь объяснять значение фразеологизмов. Отвлекаться на уроке. Советоваться и находить общее решение. Узнать украшают ли фразеологизмы нашу речь?

 4.Игра  - состязание между командами.( Выбирается жюри из гостей в составе 3 человек).

Знакомство с правилами игры.

1.За каждое правильно выполненное задание команда получает фишку.

2.Команда имеет право пользоваться кружками - помощниками двух цветов: красный кружок «Сели в галошу. Просим помощи!» и зелёный кружок «Сказано – сделано!

Лексическая игра по командам.

1 задание. «Кто есть кто?» Собери рассыпанный фразеологизм, который будет названием вашей группы и объясни его значение.

Группам раздаются конверты  с набором слов.

1 группа: муха, комар, пчела, носа , подточит, не.

2 группа: снегирь, стреляный, голубь, воробей.

3 группа: человек, на, руки, все, умелец, мастер.

2 задание: «Со всех ног». Как вы понимаете название этого задания? ( Рассуждения учеников).

   а) работа по карточкам:

К данным выражениям подберите фразеологизмы -синонимы. Карточки раздаются командам.

Золотые руки

лодыря гонять.

Капля в море

мастер на все руки.

Бить баклуши

кот наплакал


Слайд№2

Проверяют выполненное задание.

3 задание:

К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:

В двух шагах

выйти из себя

Чесать языком

за тридевять земель

Взять себя в руки

держать язык за зубами

Слайд№3 Проверяют выполненное задание.

5.Физкультминутка.

-Покажите часть тела.

1) Его задирают, зазнаваясь. (Нос)

2) Не цветы, а вянут (уши)

3) Ими машут, как мельница (руки)

4) Он длинный и без костей (язык)

50 Ими щелкают от голода (зубы)

6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)

7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)

8) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

4 задание: «Фразеологические   загадки»

Слайд№4

 Отгадайте фразеологические   загадки.

1 группе:

-Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. (язык)

-Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.(уши)

2 группе:

-Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат(вода). 

-Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги(ветер)

3 группе:

-Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело; а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;её просит рваная обувь; она в голове у путаников.(каша)

-Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

5 задание:

«Тьма – тьмущая».

Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом (существительным).  Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.

1 команда – слово « глаз»

 (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)

 2 команда – слово «язык»

 (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).

3 команда со словом «нос»  (Затирать нос, водить за нос, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа, повесить нос, зарубить на носу, держать нос по ветру).

6 задание:«В двух словах»

 Фразеологические обороты, которые являются предметом сегодняшнего разговора-это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.

 За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

 1команда                                                              2команда

 1.в час по чайной ложке (мало)                            1.кривить душой (лгать)

 2.себе на уме (хитрить)                                         2.кожа да кости( худой)

 3. быть на седьмом небе  (радоваться )                 3. вставлять палки в колеса (мешать)

 4.заячья душа (трус)                                               4 одна нога здесь, другая там (быстро)

 5.куры не клюют (много)                                        5.зарубить на носу (запомнить)

 6.ушки на макушке (внимательно)                        6.язык проглотить (молчать)

 7.повесить голову (печалиться)                             7. клевать носом (дремать)

 8.рукой подать (близко)                                         8.гонять лодыря (бездельничать)

 9.во все лопатки (быстро)                                       9. раз, два и обчелся (мало)

 10. витать в облаках (мечтать)                                10. водить за нос (обманывать)

 3команда          

1 играть первую скрипку(быть главным)            

 2. попасть в точку. (угадать)                                    

 3. делать из мухи слона(преувеличивать)            

4. избушка на курьих ножках(старое что-то)          

5. засучив рукава (хорошо)

 6. сломя голову (быстро)                                              

7.в час по чайной ложке (медленно).                              

8.повесить нос (грустить),                                                                                                 9.Обвести вокруг пальца(обмануть)

10. во весь дух (быстро).

                         

7 задание: «Фразеологизмы в рисунках» Слайд№5.

Подберите к рисункам подходящие фразеологизмы.

Подведение итогов игры.

- Молодцы! Справились с заданиями. И в заключении посмотрите сценку, которую приготовили ребята.

Сценка: “Кашу маслом не испортишь”.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Отберу молоток!

Стучит.

- Сказано - сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню.

- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все, мы не спим.

- Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.

- Кашу маслом не испортишь!

- Почему бабушка так сказала? Какой вывод делаем?

6. Итог.

- Украшают фразеологизмы нашу речь? Когда их уместно употреблять?

Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка.. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и метко использовать.

7.Рефлексия

Доволен своей работой - жёлтая фишка

Не всё получалось -  зелёная фишка

Было трудно – синяя фишка

Ученик:

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников  сквозь пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."

Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...