Тематическое планирование.Русский язык. 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Тематическое планирование по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._russkiy_yazyk_3a.odt | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 имени В.А. Джанибекова
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
И.О. директор МБОУ СОШ № 13
им. В.А. Джанибекова ЩМР МО
_________ И.А.Зарьянова
31августа 2018г.
Рабочая программа по русскому языку
(базовый уровень)
3 «А» класс
Составитель:
Мельник Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов
высшей категории.
2018 год
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 13 им. В. А. Джанибекова;
- Программы «Русский язык» В. П. Канакиной 1 - 4 классы, являющейся составной частью Образовательной системы «Школа России». Сборник рабочих программ. Под науч. ред. А.А. Плешакова - М.: Просвещение, 2011.
Преподавание ведётся по учебнику «Русский язык», 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. П. Канакина– М.: Просвещение, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1. Предметные результаты освоения учащимися программы по русскому языку
Общие предметные результаты освоения программы
- Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомиться с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать за словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
2. Метапредметные результаты освоения учащимися программы по русскому языку.
Регулятивные УУД
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в па-мятках);
•выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
•Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
•понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
•использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
•анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
материал (плакаты, презентацию);
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы
для решения лингвистических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
•ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным
основаниям;
•осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
•составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
•Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами, способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
•оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
3. Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей. индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения:
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пони мания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Содержание учебного предмета.
Язык и речь (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся формируют представлений о языке как основе национального самосознания,
анализируют высказывания о русском языке.
Развитие речи
Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст. Типы текста. Предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Предложения с обращением. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся будут различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определяют тему и главную мысль текста. Подбирают заголовок к заданному тексту и определяют по заголовку содержание текста. Изучают построение текста: вступление, основная часть, заключение, также различают типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Учащиеся отличают виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), также знаки препинания в конце предложений. Научатся находить
предложения с обращением (общее представление). Изучают состав предложения (повторение и углубление представлений). Различают и выделяют главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий), распространённые и нераспространённые предложения. Разбирают предложения по членам. Составляют простое и сложное предложения (общее представление) изучают запятую внутри сложного предложения, связь слов в словосочетании. Определяют в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи
Составляют небольшой рассказ по репродукции картины.
Составляют предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (19 ч)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных. Имя числительное. Однокоренные слова. Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы. Правописание разделительного мягкого знака. Слово и слог. Звуки и буквы.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся узнают в тексте незнакомые слова, определяют их значение по толковому словарю, распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Распознают синонимы, антонимы. Работают с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов. Используют омонимов в речи, работают со словарём омонимов.
Различают слово и словосочетание. Изучают значение фразеологизмов и их использование в речи. Работают со словарём фразеологизмов. Развивают интерес к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Обобщают и углубляют представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Распознают имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?). Обобщают и уточняют представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Учащиеся различают слово и слог, звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Изучают правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне, также согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Учащиеся изучают слов с мягким разделительным знаком.
Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составляют текст по репродукции картины.
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся различают однокоренные слова (с общим корнем), выделяют в них корень, подбирают примеры однокоренных слов, формулируют определение окончания, выделяют окончание в слове. Формулируют определение приставки, объясняют значение приставки в слове, выделяют в словах приставки. Также учащиеся объясняют значение суффикса в слове, выделяют в словах суффиксы, образуют слова с помощью суффикса. Выделяют в словах основу слова. Работают с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждают алгоритм разбора слов по составу, проводят разбор слов по составу.
Развитие речи
Контрольный диктант. Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов.
Правописание частей слова (29 ч)
Орфограммы в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся определяют наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм, находят и отмечают в словах орфограммы, подбирают проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначают в словах ударение. Объясняют написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводят примеры слов с заданной орфограммой, объясняют написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -ек, -ик, объясняют, какое значение вносят эти суффиксы в слово. рассматривают случаи правописания суффикса -ок. Находят в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделяют в них приставки.
Развитие речи.
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Административная контрольная работа.
Части речи (76 ч)
Части речи. Учащиеся определяют по изученным признакам слова различных частей речи, классифицируют слова по частям речи.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Начальная форма имени существительного. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Устаревшие слова. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму одного числа. Род имён существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Морфологический разбор имени существительного. Проверочный диктант по теме «Имя существительное».
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся распознают имена существительные среди слов других частей речи, определяют лексическое значение имён существительных. Выделяют среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению), находят устаревшие слова – имена существительные. Распознают собственные и нарицательные имена существительные, определяют значение имён собственных. Определяют число имён существительных, изменяют форму числа имён существительных. Учащиеся также определяют род имён существительных. Классифицируют имена существительные по роду. Анализируют таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника, изменяют имена существительные по падежам, запоминают названия падежей, работают с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Составляют сообщение об изученных падежах имён существительных.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные. Составление текста-описания в научном стиле. Сопоставление содержания и выразительных средств в тексте и в репродукции картины. Изменение имён прилагательных по родам. Изменение имён прилагательных по числам. Составление текста-описания. Изменение имён прилагательных по падежам. Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся распознают имена прилагательные среди других частей речи, подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознают художественное и научное описания, наблюдают над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Определяют род имён прилагательных, классифицируют имена прилагательные по роду. Определяют форму числа имени существительного, изменяют имена прилагательные по числам. Учащиеся анализируют таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам», изменяют, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
Правильно произносят и пишут имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Развитие речи. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Морфологический разбор имени прилагательного.
Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Местоимение.
Личные местоимения. Местоимения 3-го лица. Роль местоимений в предложении. Составление письма. Морфологический разбор местоимения.
Проверочная работа по теме «Местоимение».
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся распознают личные местоимения среди других частей речи. Обосновывают правильность выделения изученных признаков местоимений. Определяют грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Работают с памяткой «Порядок разбора личного местоимения», пользуясь памяткой, разбирают личное местоимение как часть речи.
Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Развитие речи. Проверочная работа по теме «Местоимение».
Морфологический разбор местоимений.
Глагол.
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.
Составление текста по сюжетным картинкам. Начальная форма глагола. Изменение глаголов по числам. Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов. Изменение глаголов по временам. Изложение повествовательного текста. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Составление предложений и текста. Правописание частицы НЕ с глаголами. Правописание частицы НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Контрольный диктант по теме « Глагол» Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся распознают глаголы среди других частей речи, определяют лексическое значение глаголов. Составляют рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнают неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывают от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждают значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознают число глаголов. Изменяют глаголы по числам. Распознают время глагола, изменяют глаголы по временам.
Определяют род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывают родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносят глаголы в прошедшем времени. Раздельно пишут частицу не с глаголами. Работают с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирают глагол как часть речи. Определяют изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.
Морфологический разбор глагола.
Развитие речи
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти. Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины. Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Итоговая контрольная работа.
Повторение (14 ч) Повторение по теме «Части речи»
Орфограммы в значимых частях слова. Административная контрольная работа за год. Орфограммы в значимых частях слова. Составление предложений по рисункам. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Контрольное списывание.
Состав слова. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. Повторение за год.
Формы организации и виды деятельности обучающихся: учащиеся соотносят результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивают их и делать выводы. Применяют свои знания для выполнения заданий. Находят ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.
Составляют предложения по рисунку. Оценивают результаты освоения тем, проявят личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Развитие речи. Административная контрольная работа за год. Составление предложений по рисункам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 3 «А» КЛАССЕ НА 2018-2019 УЧ. ГОД. (170 ч)
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки | Скорректированные сроки |
Язык и речь (2 часа) | |||
1 | Наша речь и наш язык. Составление текста по рисунку. | 03.09-07.09 | |
2 | Наша речь и наш язык. | 03.09-07.09 | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) | |||
3 | Текст. | 03.09-07.09 | |
4 | Входная контрольная работа | 03.09-07.09 | |
5 | Типы текста. | 03.09-07.09 | |
6 | Предложение. Составление рассказа по репродукции картины. | 10.09-14.09 | |
7 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 10.09-14.09 | |
8 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 10.09-14.09 | |
9 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 10.09-14.09 | |
10 | Предложение с обращением. Составление рассказа по рисунку. | 10.09-14.09 | |
11 | Состав предложения. | 17.09-21.09 | |
12 | Главные и второстепенные члены предложения. | 17.09-21.09 | |
13 | Простое и сложное предложения. | 17.09-21.09 | |
14 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | 17.09-21.09 | |
15 | Словосочетание. | 17.09-21.09 | |
16 | Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | 24.09-28.09 | |
Слово в языке и речи (19 часов) | |||
17 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 24.09-28.09 | |
18 | Синонимы и антонимы. | 24.09-28.09 | |
19 | Омонимы. | 24.09-28.09 | |
20 | Слово и словосочетание. | 24.09-28.09 | |
21 | Фразеологизмы. | 01.10-05.10 | |
22 | Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 01.10-05.10 | |
23 | Части речи. | 01.10-05.10 | |
24 | Составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 01.10-05.10 | |
25 | Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных. | 01.10-05.10 | |
26 | Имя числительное. | 08.10.-12.10 | |
27 | Имя числительное. | 08.10.-12.10 | |
28 | Однокоренные слова. | 08.10.-12.10 | |
29 | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 08.10.-12.10 | |
30 | Согласные звуки и буквы. | 08.10.-12.10 | |
31 | Правописание разделительного мягкого знака. | 15.10-19.10 | |
32 | Слово и слог. Звуки и буквы. | 15.10-19.10 | |
33 | Изложение повествовательного текста. | 15.10-19.10 | |
34 | Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 15.10-19.10 | |
35 | Проект «Рассказ о слове». | 15.10-19.10 | |
Состав слова (16 часов) | |||
36 | Корень слова. Однокоренные слова. | 22.10-26.10 | |
37 | Корень слова. Однокоренные слова. | 22.10-26.10 | |
38 | Контрольное списывание | 22.10-26.10 | |
39 | Формы слова. Окончание. | 22.10-26.10 | |
40 | Формы слова. Окончание. | 22.10-26.10 | |
41 | Проект «Семья слов». | 05.11-09.11 | |
42 | Приставка. | 05.11-09.11 | |
43 | Приставка. | 05.11-09.11 | |
44 | Приставка. | 05.11-09.11 | |
45 | Суффикс. | 05.11-09.11 | |
46 | Суффикс. | 12.11-16.11 | |
47 | Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 12.11-16.11 | |
48 | Основа слова. | 12.11-16.11 | |
49 | Обобщение знаний о составе слова. | 12.11-16.11 | |
50 | Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. | 12.11-16.11 | |
51 | Проект «Семья слов». Контрольный диктант по теме « Состав слова» | 19.11-23.11 | |
Правописание частей слова (29 часов) | |||
52 | Орфограммы в значимых частях слова. | 19.11-23.11 | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 19.11-23.11 | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 19.11-23.11 | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 19.11-23.11 | |
56 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 26.11-30.11 | |
57 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными | 26.11-30.11 | |
58 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными | 26.11-30.11 | |
59 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными | 26.11-30.11 | |
60 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными | 26.11-30.11 | |
61 | Контрольное списывание | ||
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 03.12-07.12 | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 03.12-07.12 | |
64 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 03.12-07.12 | |
65 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 03.12-07.12 | |
66 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 03.12-07.12 | |
67 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 10.12-14.12 | |
68 | Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | 10.12-14.12 | |
69 | Правописание суффиксов и приставок. | 10.12-14.12 | |
70 | Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. | 10.12-14.12 | |
71 | Правописание приставок. | 10.12-14.12 | |
72 | Правописание суффиксов и приставок. | 17.12-21.12 | |
73 | Правописание приставок и предлогов. | 17.12-21.12 | |
74 | Правописание приставок и предлогов. | 17.12-21.12 | |
75 | Административная контрольная работа | 17.12-21.12 | |
76 | Правописание приставок и предлогов. | 17.12-21.12 | |
77 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 24.12-28.12 | |
78 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 24.12-28.12 | |
79 | Проверочная работа по теме « Правописание слов с разделительным твердым знаком» (Ъ) | 24.12-28.12 | |
80 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 24.12-28.12 | |
Части речи (76 часов) | |||
81 | Части речи. | 24.12-28.12 | |
82 | Имя существительное как часть речи. | 14.01-18.01 | |
83 | Начальная форма имени существительного. | 14.01-18.01 | |
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 14.01-18.01 | |
85 | Устаревшие слова. | 14.01-18.01 | |
86 | Изложение по самостоятельно составленному плану. | 14.01-18.01 | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 21.01-25.01 | |
88 | Проект «Тайна имени». | 21.01-25.01 | |
89 | Контрольное списывание | 21.01-25.01 | |
90 | Число имён существительных. | 21.01-25.01 | |
91 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 21.01-25.01 | |
92 | Род имён существительных. | 28.01-01.02 | |
93 | Род имён существительных. | 28.01-01.02 | |
94 | Род имён существительных. | 28.01-01.02 | |
95 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 28.01-01.02 | |
96 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 28.01-01.02 | |
97 | Изложение повествовательного текста. | 04.02-08.02 | |
98 | Проверочный диктант по теме «Род имён существительных». | 04.02-08.02 | |
99 | Изменение имён существительных по падежам. | 04.02-08.02 | |
100 | Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 04.02-08.02 | |
101 | Именительный падеж. | 04.02-08.02 | |
102 | Родительный падеж. | 11.02-15.02 | |
103 | Дательный падеж. | 11.02-15.02 | |
104 | Винительный падеж. | 11.02-15.02 | |
105 | Творительный падеж. | 11.02-15.02 | |
106 | Предложный падеж. | 11.02-15.02 | |
107 | Изложение текста повествовательного типа. | 18.02-22.02 | |
108 | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 18.02-22.02 | |
109 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». | 18.02-22.02 | |
110 | Проект «Зимняя страничка». | 18.02-22.02 | |
111 | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 18.02-22.02 | |
112 | Имя прилагательное как часть речи. | 25.02-01.03 | |
113 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 25.02-01.03 | |
114 | Сложные имена прилагательные. | 25.02-01.03 | |
115 | Составление текста-описания в научном стиле. | 25.02-01.03 | |
116 | Сопоставление содержания и выразительных средств в тексте и в репродукции картины». | 25.02-01.03 | |
117 | Изменение имён прилагательных по родам. | 04.03-08.03 | |
118 | Изменение имён прилагательных по родам. | 04.03-08.03 | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | 04.03-08.03 | |
120 | Изменение имён прилагательных по числам. | 04.03-08.03 | |
121 | Изменение имён прилагательных по числам. Составление текста-описания | 04.03-08.03 | |
122 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 11.03-15.03 | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 11.03-15.03 | |
124 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 11.03-15.03 | |
125 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 11.03-15.03 | |
126 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 11.03-15.03 | |
127 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 18.03-22.03 | |
128 | Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | 18.03-22.03 | |
129 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 18.03-22.03 | |
130 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 18.03-22.03 | |
131 | Личные местоимения. | 18.03-22.03 | |
132 | Местоимения 3-го лица. | 01.04-05.04 | |
133 | Роль местоимений в предложении. Составление письма. | 01.04-05.04 | |
134 | Морфологический разбор местоимения. | 01.04-05.04 | |
135 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 01.04-05.04 | |
136 | Глагол как часть речи. | 01.04-05.04 | |
137 | Глагол как часть речи. | 08.04-12.04 | |
138 | Значение и употребление в речи глаголов. | 08.04-12.04 | |
139 | Составление текста по сюжетным картинкам. | 08.04-12.04 | |
140 | Начальная форма глагола. | 08.04-12.04 | |
141 | Начальная форма глагола. | 08.04-12.04 | |
142 | Изменение глаголов по числам. | 15.04-19.04 | |
143 | Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов. | 15.04-19.04 | |
144 | Изменение глаголов по временам. | 15.04-19.04 | |
145 | Изменение глаголов по временам. | 15.04-19.04 | |
146 | Изменение глаголов по временам. | 15.04-19.04 | |
147 | Изложение повествовательного текста. | 22.04-26.04 | |
148 | Изменение глаголов по временам. | 22.04-26.04 | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 22.04-26.04 | |
150 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Составление предложений и текста. | 22.04-26.04 | |
151 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 22.04-26.04 | |
152 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 29.04-03.05 | |
153 | Морфологический разбор глагола. | 29.04-03.05 | |
154 | Контрольный диктант по теме « Глагол» | 29.04-03.05 | |
155 | Морфологический разбор глагола. | 29.04-03.05 | |
156 | Обобщение знаний о глаголе. | 29.04-03.05 | |
157 | Повторение по теме «Части речи». | 06.05-10.05 | |
158 | Повторение по теме «Части речи». | 06.05-10.05 | |
159 | Орфограммы в значимых частях слова. | 06.05-10.05 | |
160 | Административная контрольная работа за год | 06.05-10.05 | |
161 | Орфограммы в значимых частях слова. | 06.05-10.05 | |
162 | Составление предложений по рисункам. | 13.05-17.05 | |
163 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 13.05-17.05 | |
164 | Контрольное списывание | 13.05-17.05 | |
165 | Состав слова | 13.05-17.05 | |
166 | Повторение. Имя сущ. | 13.05-17.05 | |
167 | Повторение. Имя прил. | 20.05-24.05 | |
168 | Повторение. Местоимение | 20.05-24.05 | |
169 | Повторение. Глагол. | 20.05-24.05 | |
170 | Повторение пройденного | 20.05-24.05 |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
от 29.08.2018г. № 1
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
____________ Котельникова Ю. А.
30.08.2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование Русский язык 2 класс Г.Г. Граник, О.В. Гвинджилия.
. Русский язык 2 класс Г.Г. Граник, О.В. Гвинджилия....
Тематическое планирование. Русский язык. 2 класс
Тематическое планирование по УМК "Перспектива"...
Тематическое планирование. Русский язык.1 класс.
Данное планирование составлено из расчёта 3 часа в неделю (для школ ы индивидуального и надомного обучения)....
тематическое планирование русский язык 4 класс
тематическое планирование составлено по учебнику М. С. Соловейчик "К тайнам нашего языка "4 класс из расчёта 5 ч. в неделю...
Тематическое планирование Русский язык 3 класс УМК Школа России
В данном материале находится разв1рнуттая рабочая программа по русскому языку 3 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой в двух частях. УМК Школа России....
Календарно-тематическое планирование.Русский язык. 4 класс
КТП по русскому языку в 4 классе. Школа России....
Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 2 класс
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100" и программные требования к знаниям и умениям учащихся....