Урок русского языка "Число имён существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку "Число имён существительных" 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому  языку

Класс: 3 «А»

Тема: Число имён существительных

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель: формирование навыков определения числа имен существительных, выделения имен существительных, которые  употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.

Планируемый результат:

  • Личностный: демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности, положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
  • Метапредметный: демонстрируют
  • регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, умение осуществлять целеполагание, умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы)
  • познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение соотносить вербальную информацию со схематичным рисунком, демонстрируют навыки анализа, синтеза; умеют устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.)
  • коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют диалогической формой речи)
  • Предметный: демонстрируют навыки определения числа  имен существительных; демонстрируют знания об именах существительных, которые употребляются только в одном числе.

Задачи:

  • Воспитательная: формировать интерес к предмету, смотивировать обучающихся га положительное отношение занятиями двигательной деятельностью
  • Развивающая: развивать
  • регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, умение осуществлять целеполагание, умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
  • познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение соотносить вербальную информацию со схематическим рисунком, демонстрируют навыки анализа, синтеза)

  • коммуникативные УУД ( умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют диалогической формой речи)
  • Образовательная: создать условия для формирования знаний о числе  имен существительных

Принципы обучения и воспитания

Принципы обучения:

  • наглядности
  • систематичности и последовательности
  • доступности
  • непрерывности
  • психологической комфортности
  • работы на результат

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма.

Принципы коррекционной школы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Природосообразности

Методы обучения и воспитания

Методы обучения

  1. Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
  2. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.
  3. Методы выработки учебных умений и накопление опыта: упражнение.

Методы воспитания:

  1. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведении: художественное слово.
  2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
  3. Методы эмоционального стимулирования: использование игр и игровых форм организации обучения.
  4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта детей: метод взаимной проверки.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения:

  • Индивидуальные: тетрадь, ручка, лист самооценки, светофоры.
  • Демонстрационные: наглядное материал (картины животных, тема урока), презентация.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.(1-2 мин)
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.(5мин)
  3. Решение проблемы.(10мин)
  4. Физминутка (3 мин)
  5. Первичное закрепление.(10мин)
  6. Организация самостоятельной деятельности.(5мин)
  7. Рефлексия учебной деятельности.(5 мин)

Ход урока.

Этапы урока, задачи

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача:

мотивировать, эмоционально настроить обучающихся на предстоящую деятельность.

Метод получения новых знаний:

беседа

-Начинается урок

Он пойдёт, конечно, впрок,

Если будете внимательны,

Всё поймёте обязательно!

Проверка дом.задания

- Откройте тетради, мы проверим домашнюю работу.

-Назовите имена собств.и  нариц.из сказки «Мороз Иванович»

Проявляют

регулятивные УУД:

волевая саморегуляция

коммуникативные УУД: умение слушать

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача:

совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию.

Метод получения новых знаний:

объяснение, беседа, демонстрация;

Метод выработки учебных умений и накопления опыта:

упражнение.

Запишите число, классная работа.

Начнём работу в тетрадях с минутки чистописания.

Сс…Снег

_Какая часть речи записана на доске? (сущ.)

-Что такое существительное?

-Что обозначает?

-На какой вопрос отвечает?

- Подберите однокоренные слова к слову снег ( снегурочка, снегопад, снеговик). Выделите корень.

-- в листах самооценки в 1 колонке» Повторение» поставьте галочку под зелёным квадратиком, если вы со всеми заданиями справились, под жёлтым, если были ошибки допущены и под красным, если совсем не справились.

-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, посмотрите внимательно на доску. На слайде слова. Вставьте пропущенные буквы и разделите на 2 группы слова (девочка, девочки, собака,собаки, кастрюля, кастрюли)

_По какому принципу вы расположили? (один предмет и много)

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Сформулируйте тему

Тема урока:  Число имен существительных

-Что вы знаете о числе имен существительных?

(ед. и мн. число)

-Обратите внимание на доске слова .Слова, в каком числе записаны в ед. или мн. числе?

(в ед. числе)

Флаг

Страна

Поле

Пальто

- Образуйте мн. число этих существительных. Запишите слова через тире. Каждый выполняет самостоятельно. Миша, работает у доски.

 в помощь таблица

-Миша, прочитай то, что ты записал.

Флаг - флаги

Страна - страны

Поле - поля

Пальто -

-Объясни, как ты образовал мн. число слова «флаг».

(если есть проблемы, в помощь таблица)

-С каким словом у тебя возникли сложности?

(со словом пальто)

-Почему ты не можешь образовать мн.  число слова пальто? Ребята, помогайте.

-Попробуйте.

(оно пальто, значит они пальта? пальтов)

-Не получается образовать.

-Потому что, ребята, слово пальто это 1 предмет, значит это ед. число.

-Во мн. числе это слово не может стоять, значит, слово пальто употребляется только в ед. числе.

-Ребята, давайте спланируем наш урок.

-Исходя из этого упражнения, что первое мы выполняли?

(образовывали мн. число)

-Ребята, кто может сформулировать первую задачу урока?

-Верно. Тогда первой задачей нашего урока будет повторить изменение существительных по числам.

1 задача:

Повторить, как изменяются имена существительных по числам

-Как вы думаете, все ли существительные изменяются по числам?

(варианты ответов детей)

-Давайте вернемся опять к нашему упражнению. Мы столкнулись со словом пальто. Какой мы сделали вывод?

-Что слово пальто употребляется лишь в ед. числе

-Значит, второй задачей будет что выяснить все ли сущ измен по числам?

Это будет вторая задача нашего урока.

2 задача:

Выяснить, все ли существительные изменяются по числам.

Проявляют

регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД:  логические – анализ, сравнение, обобщение, формулирование проблемы

коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание

3.Решение проблемы.

Задача:

спланировать задачи урока, найти ответ на них.

Метод получения новых знаний:

объяснение, беседа, демонстрация;

Метод выработки учебных умений и накопления опыта:

упражнение.

-Ребята, мы спланировали наш урок, мы вместе сформулировали задачи урока, с чего мы начнем урок?

(С первой задачи)

-Прочитай, Соня,  первую задачу.

(Повторить об изменении существительных по числам)

-Для того, чтобы повторить как изменяются существительные по числам поиграем в игру «Быстрый мяч».

-Для того, чтобы в нее поиграть нужно для начала потренироваться, чтобы мяч действительно был быстрый.

(просмотр 3 картин)

-Обратите внимание на доску. На доске картины. Кто изображен на первой картине?

(слон)

-Запиши слово «слон» с красной строки. Вова, а ты работай на доске.

-Слон- это какая часть речи?

(существительное)

- В каком числе это существительное находится?

(в единственном)

-Почему?

(имена существительные, обозначающие один предмет) ОН

-Справа от слова волк запишите в скобках ед. число.

Слон(ед. число)

-Образуй множ. число от слова слон. и запиши слово через тире.

-Что ты записал?

Слон (ед. число)- слоны (мн. число)

-То есть в каком числе это существительное находится?

(во множественном)

-Почему? Докажи нам.

(имена существительные, обозначающие несколько предметов) ОНИ

Сравнение.

-Ребята, чем похожи слова?

(одинаковым  корнем)

-Выделим корни.

(слон)

-Ребята, а чем отличаются слова в ед. и мн. числе?

(окончанием)

-Давайте, выделим окончания.

-Чем еще отличаются слова?

-Самой формой, в которой слова стоят.

-След. картина. Настя, кто изображен на второй картине?

(тигр)

Самостоятельно запишите слово белка и образуйте от него форму множ. числа и выделите окончания и корень.

За доской один

-Давайте проверим. Саша, объясни, как образовал мн. число. Какой ты выделил корень и окончание.

-Ребята, а теперь попробуем наоборот.

-Кто изображен на третьей картине?

(еноты)

- В каком числе это существительное находится?

(во мн. числе) 

Еноты(мн. число)

-Почему?

(имена существительные, обозначающие несколько предметов) ОНИ

-Образуй ед. число от слова еноты и запиши слово через тире.

-Что ты записал?

Еноты (мн. число) - енот(ед. число)

-То есть, в каком числе это существительное находится?

(в ед. числе)

-Почему? Докажи нам.

(имена существительные, обозначающие один предмет) ОН

Сравнение.

-Ребята, чем похожи слова?

(один. корнем)

-Выделим корни.

(енот)

-Ребята, а чем отличаются слова в ед. и мн. числе?

(окончанием)

-Давайте, выделим окончания.

-Чем еще отличаются слова?

-Самой формой, в которой слова стоят.

-Теперь, я думаю, вы готовы поиграть в игру « Быстрый мяч»

-Приготовьте руки для того, чтобы ловить мяч.

-Сейчас я буду называть слово в ед. числе, затем кидать мяч кому-нибудь из вас, а вы образуете форму мн. числа и кидаете мяч мне обратно.

- С места не выкрикиваем. Итак, давайте начнем первое слово «девочка». Назови слово во мн. числе.

(девочки)

-Правильно.

Следующие слова:

Стол-столы

Тетрадь-тетради

Цветок-цветы

Коса-косы

Доска- доски

-Ребята, с помощью игры «Быстрый мяч» мы что повторили?

(изменение имен существительных по числам).

- Что дальше будем делать?

(решать вторую задачу)

-Яна, прочитай вторую задачу.

(Выяснить,все ли существительные изменяются по числам)

-Сейчас выполним задание, с помощью которого, мы решим поставленную задачу

Задание: отгадать загадки и записать отгадку в соответствующий столбик. Задание выполняем вместе. Я у доски, а вы на листочках.

-Итак, первая загадка.

1) Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

2) Он признался ножу: —
Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог.

(карандаш)

3)Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!

(молоко)

4) Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать,

Не играйте с нами дети!
Можем больно наказать.

(ножницы)

5)Что за стёклышки у глаз
Помогают всякий раз?
Как и слева, так и справа,
Крепко держит их оправа.

(очки)

-Что вы заметили?

(ответы на загадки на доске)

-Заполним пустые строки.

-Какой вывод вы можете сделать?

Есть в русском я зыке существительные, которые изменяются по числам, а

 есть существительные, которые не изменяются по числам.

Проявляют

регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция

познавательные УУД:  общеучебные - умение структурировать знания, моделирование, рефлексия способов действия;  логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения

коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание

4. Физминутка

Задача:

снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности.

По источнику получения знаний:

словесные(объяснение)

-Ребята, давайте немного отдохнем.

Дети читают стихотворение и маршируют.

   Имя существительное

   Очень удивительное.

   На вопросы кто? и что?

   Отвечать оно должно!

-Если слово отвечает на вопрос КТО? поднимите руки вверх, если отвечает на вопрос ЧТО? – руки  вперед, если встретятся другие слова – присесть (Зима, деревья, люди, бежит, птица, белые, лес).

Проявляют

Личностные:

положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

5.Первичное закрепление

Задача:

найти решение на поставленные задачи

Метод получения новых знаний:

объяснение, беседа, демонстрация;

Метод выработки учебных умений и накопления опыта:

упражнение.

-Ребята,

Задание: запишите слова, которые употребляются и во мн. и в ед. числе в 1 столбик, а во втор. столбике те слова, которые не изменяются по числам(то есть употребляются только в одном числе)

-Я буду диктовать слова, а вы записывать их в соответствующий столбик.

Небо, кофе, стол, макароны, ручка, диван, брюки.

-Давайте проверим.

В листах самооценки во втором столбике поставьте галочку как вы справились с заданием. Были у вас ошибки при определении существительных по числам?

Проявляют

Познавательные УУД

(умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные УУД

()

Коммуникативные УУД

(умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

6.Организация самостоятельной деятельности.

Задача:

проверить уровень усвоения пройденного материала.

Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;

Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.

-Самостоятельно придумайте 2 предложения со словами из таблицы и запишите их в тетрадь.

Например, какое прекрасное небо

-Давайте проверим, кто что написал.

-Кирилл, прочитай 1 предложение.

(опрос нескольких ребят)

В листах самооценки в третьей графе  оцените свою работу насколько грамотно и красиво вы написали в тетради.

 Есть дети, у которых все 3 зелёных квадратика и он считает, что ему можно поставить за урок «5»?  

-Обьявление оценки.

Проявляют

Личностные УУД : демонстрируют мотивацию к целенаправленной деятельности

Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевому усилию, навыки самоконтроля, умение планировать собственную деятельность

Познавательные УУД: демонстрируют навыки анализа.

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

7.Информация о домашнем задании

Задача:

дать информацию о домашнем задании

Метод получения знаний:

Беседа, объяснение

-Домашнее задание на доске (уч. стр. 21, упр.31)

Обьяснение дом.задания

-Откройте дневники и запишите.

Проявляют

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текста

8. Рефлексия учебной деятельности.

Задача:

организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма.

Метод получения знаний:

беседа.

-Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучали?

(число имен существительных)

-Какую цель ставили в начале урока?

-Ребята, что мы узнали на уроке?

(Есть в русском я зыке существительные, которые изменяются по числам, а есть существительные, которые не изменяются по числам, т. е. они могут быть только в ед. числе употребляться или только во мн. числе)

У вас на столах светофоры. Поднимите зелёный цвет,  кто  справился со всеми заданиями. Если ничего не понятно было -красный светофор.

Спасибо за работу!

Проявляют

регулятивные УУД:

контроль, оценка, волевая саморегуляция

познавательные УУД:

общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия,  логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...