Урок русского языка "Число имён существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку "Число имён существительных" 3 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка "Число имён существительных" 3 класс | 48.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Класс: 3 «А»
Тема: Число имён существительных
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель: формирование навыков определения числа имен существительных, выделения имен существительных, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.
Планируемый результат:
- Личностный: демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности, положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
- Метапредметный: демонстрируют
- регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, умение осуществлять целеполагание, умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы)
- познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение соотносить вербальную информацию со схематичным рисунком, демонстрируют навыки анализа, синтеза; умеют устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.)
- коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют диалогической формой речи)
- Предметный: демонстрируют навыки определения числа имен существительных; демонстрируют знания об именах существительных, которые употребляются только в одном числе.
Задачи:
- Воспитательная: формировать интерес к предмету, смотивировать обучающихся га положительное отношение занятиями двигательной деятельностью
- Развивающая: развивать
- регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, умение осуществлять целеполагание, умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
- познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение соотносить вербальную информацию со схематическим рисунком, демонстрируют навыки анализа, синтеза)
- коммуникативные УУД ( умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют диалогической формой речи)
- Образовательная: создать условия для формирования знаний о числе имен существительных
Принципы обучения и воспитания
Принципы обучения:
- наглядности
- систематичности и последовательности
- доступности
- непрерывности
- психологической комфортности
- работы на результат
Принципы воспитания:
- создание положительного эмоционального подъёма.
Принципы коррекционной школы:
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Природосообразности
Методы обучения и воспитания
Методы обучения
- Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
- Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.
- Методы выработки учебных умений и накопление опыта: упражнение.
Методы воспитания:
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведении: художественное слово.
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
- Методы эмоционального стимулирования: использование игр и игровых форм организации обучения.
- Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта детей: метод взаимной проверки.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения:
- Индивидуальные: тетрадь, ручка, лист самооценки, светофоры.
- Демонстрационные: наглядное материал (картины животных, тема урока), презентация.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности.(1-2 мин)
- Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.(5мин)
- Решение проблемы.(10мин)
- Физминутка (3 мин)
- Первичное закрепление.(10мин)
- Организация самостоятельной деятельности.(5мин)
- Рефлексия учебной деятельности.(5 мин)
Ход урока.
Этапы урока, задачи | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности. Задача: мотивировать, эмоционально настроить обучающихся на предстоящую деятельность. | Метод получения новых знаний: беседа | -Начинается урок Он пойдёт, конечно, впрок, Если будете внимательны, Всё поймёте обязательно! Проверка дом.задания - Откройте тетради, мы проверим домашнюю работу. -Назовите имена собств.и нариц.из сказки «Мороз Иванович» | Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция коммуникативные УУД: умение слушать |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. | Запишите число, классная работа. Начнём работу в тетрадях с минутки чистописания. Сс…Снег _Какая часть речи записана на доске? (сущ.) -Что такое существительное? -Что обозначает? -На какой вопрос отвечает? - Подберите однокоренные слова к слову снег ( снегурочка, снегопад, снеговик). Выделите корень. -- в листах самооценки в 1 колонке» Повторение» поставьте галочку под зелёным квадратиком, если вы со всеми заданиями справились, под жёлтым, если были ошибки допущены и под красным, если совсем не справились. -Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, посмотрите внимательно на доску. На слайде слова. Вставьте пропущенные буквы и разделите на 2 группы слова (девочка, девочки, собака,собаки, кастрюля, кастрюли) _По какому принципу вы расположили? (один предмет и много) - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Сформулируйте тему Тема урока: Число имен существительных -Что вы знаете о числе имен существительных? (ед. и мн. число) -Обратите внимание на доске слова .Слова, в каком числе записаны в ед. или мн. числе? (в ед. числе) Флаг Страна Поле Пальто - Образуйте мн. число этих существительных. Запишите слова через тире. Каждый выполняет самостоятельно. Миша, работает у доски. в помощь таблица -Миша, прочитай то, что ты записал. Флаг - флаги Страна - страны Поле - поля Пальто - -Объясни, как ты образовал мн. число слова «флаг». (если есть проблемы, в помощь таблица) -С каким словом у тебя возникли сложности? (со словом пальто) -Почему ты не можешь образовать мн. число слова пальто? Ребята, помогайте. -Попробуйте. (оно пальто, значит они пальта? пальтов) -Не получается образовать. -Потому что, ребята, слово пальто это 1 предмет, значит это ед. число. -Во мн. числе это слово не может стоять, значит, слово пальто употребляется только в ед. числе. -Ребята, давайте спланируем наш урок. -Исходя из этого упражнения, что первое мы выполняли? (образовывали мн. число) -Ребята, кто может сформулировать первую задачу урока? -Верно. Тогда первой задачей нашего урока будет повторить изменение существительных по числам. 1 задача: Повторить, как изменяются имена существительных по числам -Как вы думаете, все ли существительные изменяются по числам? (варианты ответов детей) -Давайте вернемся опять к нашему упражнению. Мы столкнулись со словом пальто. Какой мы сделали вывод? -Что слово пальто употребляется лишь в ед. числе -Значит, второй задачей будет что выяснить все ли сущ измен по числам? Это будет вторая задача нашего урока. 2 задача: Выяснить, все ли существительные изменяются по числам. | Проявляют регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: логические – анализ, сравнение, обобщение, формулирование проблемы коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание |
3.Решение проблемы. Задача: спланировать задачи урока, найти ответ на них. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. | -Ребята, мы спланировали наш урок, мы вместе сформулировали задачи урока, с чего мы начнем урок? (С первой задачи) -Прочитай, Соня, первую задачу. (Повторить об изменении существительных по числам) -Для того, чтобы повторить как изменяются существительные по числам поиграем в игру «Быстрый мяч». -Для того, чтобы в нее поиграть нужно для начала потренироваться, чтобы мяч действительно был быстрый. (просмотр 3 картин) -Обратите внимание на доску. На доске картины. Кто изображен на первой картине? (слон) -Запиши слово «слон» с красной строки. Вова, а ты работай на доске. -Слон- это какая часть речи? (существительное) - В каком числе это существительное находится? (в единственном) -Почему? (имена существительные, обозначающие один предмет) ОН -Справа от слова волк запишите в скобках ед. число. Слон(ед. число) -Образуй множ. число от слова слон. и запиши слово через тире. -Что ты записал? Слон (ед. число)- слоны (мн. число) -То есть в каком числе это существительное находится? (во множественном) -Почему? Докажи нам. (имена существительные, обозначающие несколько предметов) ОНИ Сравнение. -Ребята, чем похожи слова? (одинаковым корнем) -Выделим корни. (слон) -Ребята, а чем отличаются слова в ед. и мн. числе? (окончанием) -Давайте, выделим окончания. -Чем еще отличаются слова? -Самой формой, в которой слова стоят. -След. картина. Настя, кто изображен на второй картине? (тигр) Самостоятельно запишите слово белка и образуйте от него форму множ. числа и выделите окончания и корень. За доской один -Давайте проверим. Саша, объясни, как образовал мн. число. Какой ты выделил корень и окончание. -Ребята, а теперь попробуем наоборот. -Кто изображен на третьей картине? (еноты) - В каком числе это существительное находится? (во мн. числе) Еноты(мн. число) -Почему? (имена существительные, обозначающие несколько предметов) ОНИ -Образуй ед. число от слова еноты и запиши слово через тире. -Что ты записал? Еноты (мн. число) - енот(ед. число) -То есть, в каком числе это существительное находится? (в ед. числе) -Почему? Докажи нам. (имена существительные, обозначающие один предмет) ОН Сравнение. -Ребята, чем похожи слова? (один. корнем) -Выделим корни. (енот) -Ребята, а чем отличаются слова в ед. и мн. числе? (окончанием) -Давайте, выделим окончания. -Чем еще отличаются слова? -Самой формой, в которой слова стоят. -Теперь, я думаю, вы готовы поиграть в игру « Быстрый мяч» -Приготовьте руки для того, чтобы ловить мяч. -Сейчас я буду называть слово в ед. числе, затем кидать мяч кому-нибудь из вас, а вы образуете форму мн. числа и кидаете мяч мне обратно. - С места не выкрикиваем. Итак, давайте начнем первое слово «девочка». Назови слово во мн. числе. (девочки) -Правильно. Следующие слова: Стол-столы Тетрадь-тетради Цветок-цветы Коса-косы Доска- доски -Ребята, с помощью игры «Быстрый мяч» мы что повторили? (изменение имен существительных по числам). - Что дальше будем делать? (решать вторую задачу) -Яна, прочитай вторую задачу. (Выяснить,все ли существительные изменяются по числам) -Сейчас выполним задание, с помощью которого, мы решим поставленную задачу Задание: отгадать загадки и записать отгадку в соответствующий столбик. Задание выполняем вместе. Я у доски, а вы на листочках. -Итак, первая загадка. 1) Что-то можно в нём зарыть, По нему люблю ходить, И на нём поспать часок. Угадали что? - ... (песок) 2) Он признался ножу: — (карандаш) 3)Белая водица (молоко) 4) Много делать мы умеем: Не играйте с нами дети! (ножницы) 5)Что за стёклышки у глаз (очки) -Что вы заметили? (ответы на загадки на доске) -Заполним пустые строки. -Какой вывод вы можете сделать? Есть в русском я зыке существительные, которые изменяются по числам, а есть существительные, которые не изменяются по числам. | Проявляют регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, моделирование, рефлексия способов действия; логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание |
4. Физминутка Задача: снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности. | По источнику получения знаний: словесные(объяснение) | -Ребята, давайте немного отдохнем. Дети читают стихотворение и маршируют. Имя существительное Очень удивительное. На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно! -Если слово отвечает на вопрос КТО? поднимите руки вверх, если отвечает на вопрос ЧТО? – руки вперед, если встретятся другие слова – присесть (Зима, деревья, люди, бежит, птица, белые, лес). | Проявляют Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
5.Первичное закрепление Задача: найти решение на поставленные задачи | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. | -Ребята, Задание: запишите слова, которые употребляются и во мн. и в ед. числе в 1 столбик, а во втор. столбике те слова, которые не изменяются по числам(то есть употребляются только в одном числе) -Я буду диктовать слова, а вы записывать их в соответствующий столбик. Небо, кофе, стол, макароны, ручка, диван, брюки. -Давайте проверим. В листах самооценки во втором столбике поставьте галочку как вы справились с заданием. Были у вас ошибки при определении существительных по числам? | Проявляют Познавательные УУД (умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные УУД () Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
6.Организация самостоятельной деятельности. Задача: проверить уровень усвоения пройденного материала. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. | -Самостоятельно придумайте 2 предложения со словами из таблицы и запишите их в тетрадь. Например, какое прекрасное небо -Давайте проверим, кто что написал. -Кирилл, прочитай 1 предложение. (опрос нескольких ребят) В листах самооценки в третьей графе оцените свою работу насколько грамотно и красиво вы написали в тетради. Есть дети, у которых все 3 зелёных квадратика и он считает, что ему можно поставить за урок «5»? -Обьявление оценки. | Проявляют Личностные УУД : демонстрируют мотивацию к целенаправленной деятельности Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевому усилию, навыки самоконтроля, умение планировать собственную деятельность Познавательные УУД: демонстрируют навыки анализа. Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. |
7.Информация о домашнем задании Задача: дать информацию о домашнем задании | Метод получения знаний: Беседа, объяснение | -Домашнее задание на доске (уч. стр. 21, упр.31) Обьяснение дом.задания -Откройте дневники и запишите. | Проявляют Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста |
8. Рефлексия учебной деятельности. Задача: организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма. | Метод получения знаний: беседа. | -Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучали? (число имен существительных) -Какую цель ставили в начале урока? -Ребята, что мы узнали на уроке? (Есть в русском я зыке существительные, которые изменяются по числам, а есть существительные, которые не изменяются по числам, т. е. они могут быть только в ед. числе употребляться или только во мн. числе) У вас на столах светофоры. Поднимите зелёный цвет, кто справился со всеми заданиями. Если ничего не понятно было -красный светофор. Спасибо за работу! | Проявляют регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия, логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Урок русского языка в 4 классе (конкретизация способа действия). Тема : Определение склонения имён существительных в косвенных падежах Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2
Урок русского языка в 4 классе по теме:"Определение склонения имен сущесттвительных в косвенных падежах"...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...