Конспект урока по русскому языку на тему: "Части речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
ФИО учителя: Корнева Е.Н.
Класс: 3
Основная цель урока: Создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.
Цели:
Учебно-познавательные:
Узнать отличительные особенности частей речи. Узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму. Приобрести умение правильно определять части речи по алгоритму. Создать условия для развития орфографической зоркости. Обобщить знания о частях речи. Учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.
Развивающие:
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету. Развивать словарный запас детей. Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
Воспитывающие:
Создать условия для воспитания прилежности, аккуратности. Создать условия для воспитания интереса и любви к русскому языку.
Формируемые УУД
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- умение формулировать свою позицию;
- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- решение учебных задач по аналогии;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре, в группе.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для работы в группах, толковые словари С.И.Ожегова, лист самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
по теме: «Части речи»
ФИО учителя: Корнева Е.Н.
Класс: 3
Основная цель урока: Создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.
Цели:
Учебно-познавательные:
Узнать отличительные особенности частей речи. Узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму. Приобрести умение правильно определять части речи по алгоритму. Создать условия для развития орфографической зоркости. Обобщить знания о частях речи. Учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.
Развивающие:
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету. Развивать словарный запас детей. Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
Воспитывающие:
Создать условия для воспитания прилежности, аккуратности. Создать условия для воспитания интереса и любви к русскому языку.
Формируемые УУД
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- умение формулировать свою позицию;
- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- решение учебных задач по аналогии;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре, в группе.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для работы в группах, толковые словари С.И.Ожегова, лист самооценки.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
- Девиз сегодняшнего урока: «Где есть желание, найдётся путь!»
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Открытие новых знаний)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь!
- Пожелайте друг - другу удачи!
- Ребята, сегодня мы не просто учитель и ученики, мы – исследователи. А кто такой исследователь? Где мы можем это узнать? (Словарь Сергея Ивановича Ожегова)
- Правильно, исследователь – это ученый, прокладывающий новые пути. Это человек, изучающий научное явление. И мы с вами будем проводить исследования.
- Какими качествами должны обладать исследователи?
- Быть очень внимательным
- Должен уметь все слышать, видеть, наблюдать, исследовать.
- Итак,начнём!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
- Проверим свои знания.
Вопросы:
1. Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов)
2. Какие виды речи вы знаете? (Речь устная и письменная)
3.Что мы называем устной речью? (Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим)
4. Что мы называем письменной речью? (Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем)
5. Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги)
6. Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно)
7. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Рефлексия:
1) Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?
2) Кому было сложно справиться с вопросами?
Запишите число, классная работа.
2) Чистописание.Каждый исследователь должен быть очень внимательным.
- Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. В наш исследовательский центр поступила шифрограмма. Вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
На табличку ты внимательно и
Быстро посмотри.
Какая буква часто повторяется
Ты скорей найди!
У Ч Е Н И К ММ П М М ВРЕ Ш А Т Ь М М И Н Т Е Р Е С Н Ы Й В М М С О Ч И Н И Т Ь М Ж Ё Л Т Ы ЙМ МММ О К О Л ОТ М КД Е В О Ч К А Ш М М
- Правильно ли мы справились с первым заданием?
- Буква М. Эту букву будем прописывать.
- Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).
- Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне).
- Запишите М м всю строчку Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.
3)Словарная работа
- А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (Ученик, решать, интересный, сочинить, жёлтый, около, девочка)
- Что вы можете сказать об этих словах?(Они словарные)
- Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Молодцы!
3. Выявление места и причины затруднения и постановка учебной цели (проблема).
- Итак, в наш исследовательский центр поступилматериал из страны Грамматики для исследования. Мы получили огромную шкатулку, из которой посыпались слова. А знаете ли вы, сколько слов в русском языке? Получилась настоящая неразбериха. Что делать? Конечно, наводить порядок!
- А как? (Надо их как-то сгруппировать).
- Но можно ли на одну «полку» положить слова ученик ижёлтый, на другую сочинитьи около, на третью в идевочка?
- Будет ли порядок?(Нет)
- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать?(Разделить по группам, разрядам, классам).
- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.
На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).
- Как можно назвать все эти группы? (Части речи)
- Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока.(Части речи)
- Какова же цель нашего урока?(Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Для достижения цели, необходим план. План запишем на доске.
- Знаем мы определение понятия часть речи, умеем ли классифицировать части речи по признакам? (Нет)
1. Узнаем.
- После того, как мы это узнаем, что мы будем делать? (Тренироваться)
2. Тренируемся.
- Мы поработаем в группах. А потом как мы будем работать? (Самостоятельно)
3. Работаем самостоятельно.
- Что мы подведем в конце урока? (Подведём итог нашей деятельности на уроке)
4. Подводим итог.
План появляется на доске:
1. Узнаем.
2. Тренируемся.
3. Работаем самостоятельно.
4. Подводим итог.
- Молодцы. Приступим к исследованию. Наведем порядок в стране Грамматика. И первое, что нужно сделать, составить портрет каждой части речи.
У нас работать будут четыре группы исследователей.
- Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:
- Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.
ЦЕЛИ:
- во-первых, определить, какую часть речи вы будете исследовать.(Капитанам подойти и выбрать)(1 группа - имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – глагол; 4 группа - предлог).
- во-вторых, прежде чем приступить к исследованию, учёный всегда выясняет, что ему известно по данному вопросу. Перед вами карточки с различными признаками групп слов, а также карточки с разными вопросами. Выберите те, что нужны вам и составьте кластер по выбранной части речи, который будет нашим помощником в дальнейшей работе.
- Чтобы составить кластер, нам нужно знать алгоритм определения части речи.
- Составим алгоритм изучения группы слов, по которому вы будете работать.
Алгоритм определения части речи
Обозначает…
Отвечает на вопросы…
- Выясните также чем является в предложении:
В предложении является…
Составьте правило о своей группе слов.
Приведите 2-3 примера данной части речи:
- Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.
5. Реализация построенного проекта. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний (групповая работа)
- Приступаем к работе. Исследуйте свою часть речи.
Самопроверка.
-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим.
- Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи?
(Часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы).
- Как узнать, какой частью речи является слово? (Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо определить, что обозначает слово и поставить к нему вопрос.)
- Обратимся к нашему кластеру. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы – это самостоятельные части речи. В предложении они выполняют роль членов предложения. А предлоги лишь им служат. Предлоги служат для связи слов в предложении. А значит их можно назвать… (служебные)
- Ребята, мы сегодня на уроке говорим лишь о четырех частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе и предлоге. Но есть и другие части речи, которые мы будем изучать скоро на уроках русского языка.
6.Физкультминутка.
7. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.
- Итак, в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. И называются эти группы слов части речи.
- А теперь наступило время использовать наши знания. Мы возвращаемся к нашему делу о случившейся неразберихе в стране Грамматике и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распределим слова, которые рассыпались из шкатулки по группам.
- Назовите алгоритм определения части речи.
1. Выяснить, что обозначает слово.
2. На какие вопросы отвечает слово.
3. Определить часть речи.
1 группа исследователей выбирает – имена существительные,
2 группа исследователей - имена прилагательные,
3 группа исследователей – глаголы,
4 группа исследователей – предлоги.
- Каждой группе исследователей надо выбрать слова своей части речи из следующих слов: по, бежал, на, за, над, чай, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, характер, французский, лимон, сладкий, узкая, от, до. По команде дети выходят к доске и крепят слова в нужный домик. Проверка.
- Молодцы, ребята. Справились с заданием, навели порядок в стране Грамматике. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? (Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам). Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.)
- Итак, уважаемые исследователи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Каждый из вас проведёт частное исследование..
Перед вами задания разного уровня. Выберете себе то задание, которое сможете выполнить.
Помните, что задание с красным кружочком – задание высокого уровня, задание с зелёным кружочком – среднего уровня, задание с жёлтым кружочком – низкого уровня.
Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.
- Пользуйтесь алгоритмом определения части речи:
Алгоритм определения части речи:
1. Выяснить, что обозначает слово.
2. На какие вопросы отвечает слово.
3. Определить часть речи.
Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый, под.
- Как вы определяли часть речи?
Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
Веселье – … , … .
Шум – … , … .
Игра - … , … .
- Как вы подбирали однокоренные слова?
Проверка
- Сравните результаты с заданным эталоном.
- Кто выполнил задание без ошибок?
- Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
- В чем испытывали трудности?
10. Этап включения в систему знаний и повторений.
«Внимание исследователь –твой багаж знаний».
– Положите перед собой листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:
красным – слова, обозначающие предмет;
зеленым – слова, обозначающие действия;
синим – слова, обозначающие признак;
желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
у | лень | ||||
труд | бежать | за | портит | ||
маленькое | на | ||||
рыбка | |||||
кормит | синее | ||||
вытащишь | красивый | ||||
без | большое | дело | |||
из | пруд | ||||
безделье | смотрит |
- Из данных слов составьте пословицы о труде.
- Проверьте свою работу.
(Труд кормит – лень портит. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья).
11. Рефлексия учебной деятельности.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок? (С девиза урока: «Где есть желание, найдётся путь!»).
-Какова была цель урока? (Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам)
- Как вы считаете, поставленная цель была вами достигнута? (Ответы детей)
-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи)
-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)
- Закончите фразы:
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.Сегодня я убедился в том, что…слова каждой части речи отличаются вопросами, на которые они отвечают, и тем, что они обозначают.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
- Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.
Лист самооценки
- На уроке я работал активно - пассивно
- Своей работой на уроке доволен – не доволен
- За урок я не устал - устал
- Моё настроение стало лучше – стало хуже
- Материал урока мне был понятен – непонятен
лёгким –трудным
- Довольны ли вы своей работой?
-Что вызвало особый интерес?
12. Домашнее задание
Сочинить сказку или стихотворение о любой части речи.
- Благодарю всех исследователей за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку по теме части речи
конспект урока...
конспект урока по русскому языку по теме части речи
конспект урока...
Конспект урока по русскому языку по теме "Части слова. Окончание." Учебник "Русский язык", 3 класс. Р. Н. Бунеев, "Школа 2100"
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100", Части слова.Окончание."...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива") 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива")...
План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 класс
План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 классТема: Понятие о глаголе, как части речиЦель: Познакомить учеников с новой частью речи – глаголом.Задачи:1....
Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Части речи. Местоимение» 2 класс УМК «Школа России»
Создать условия для формирования у школьников представления о местоимении как части речи, и его роли в предложении...