Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива") 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 

Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_chasti_rechi._obobshchenie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Части речи. Обобщение».

Тип урока: урок  повторения.

Цель: повторить изученный материал по теме: «Части речи».

Планируемые результаты:

- личностные: воспитывать нравственные качества личности;

- предметные: учащиеся научаться распознавать части речи; характеризовать как часть речи существительное, прилагательное и глагол; осознавать их роль в речи.

Оборудование для учителя: Учебник для 2 класса.Климанова Л.Ф.,Макеева С.Г,Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),презентация, диск, наглядные пособия.

Оборудование для учащихся: Учебник для 2 класса.Климанова Л.Ф.,Макеева С.Г,Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),рабочая тетрадь.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.:

слово учителя.

Практич.: минута чистопис., словарн. работа.;

Словес.: ответы на вопросы

1

Здравствуйте ребята, меня

Наш урока я хотела бы начать со стихотворения, послушайте:

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 Проверьте свою посадку, держите спинку ровно. Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число: 24 апреля, классная работа, выделите орфограммы.

                                                    (24 апреля.

                                              Классная работа.)

Посмотрите на доску и пропишите эти буквосочетания в тетради как у меня.(до то но ро ло)

Посмотрите на доску, найдите слова в строчке и выпишите их каллиграфически.(МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО. Ягода, ветер, лопата, скоро)

-Чем похожи эти слова?(есть непроверяемая гласная в корне) Подчеркните непроверяемую гласную в корне.

Слушать, приветствовать, смотреть презентацию.

Слушать стихотворение, анализировать, следить за посадкой.

Записывать дату.

Писать каллиграфически.

Выписывать слова, находить орфограммы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.:

Упражнение

Словесн.:

Беседа

Словесн.:

определение темы и цели урока

7-8

Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые я вам приготовила.

Звезда

Книга

Кошка

Пенал

Картина

Красная

Синий

Чёрный

Горький

Зелёный

Звенит

Кричал

Шутит

Бежит

Играю

Как называются слова в 1 столбике?(имя сущ-е) Что такое существительное?(часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто?Что?)

Как называются слова во 2 столбике? (имя прил-е)Что такое прилагательное?(часть речи,которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?)

Как называются слова в 3 столбике? (глагол)Что такое глагол?(часть речи, обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

Какое общее название можно дать этим словам?(части речи)

Тогда кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия? (Части речи) Какую цель поставим перед собой?( Мы будем учиться распознавать части речи, находить их в тексте, различать их между собой)

Работать со словами.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока, делать предположения.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

К: Строят речевые высказывания.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.

Решение частных задач

Практич.:

Письменное упраж-е

Словесн.:

Беседа

Практич.:

Работа в группах

Словесн.:

Беседа,

Проверка выполнения задания

Практич.:

Работа с учебником, отгадывание

Загадок

Словесн.:

Беседа

Практич.:

Игра «Угадай часть речи»

Практич.:

Работа с учебником,

Чтение стих-я

Практич.:

Списывание текста

Словесн.:

Объяснение орфограмм

Практич.:

Работа по карточке

Практич.:

Проверка по эталону

Словесн.:

Беседа

Практич.:

Составление рассказа

Практич.:

Выполнение тестового задания

Практич.:

Проверка по эталону

20-25

Посмотрите на доску, прочитайте предложение, которое вы видите.(осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья.) спишите это предложение себе в тетрадь.

А теперь подчеркните одной линией имена существительные, двумя-глаголы, волнистой линией-прилагательные .

-Назовите имена существительные.(осень, кистью, листья)

-Какие глаголы встретились в тексте?(перекрашивает)

-Прочитайте имена прилагательные.(длинной,тонкой)

Как в общем мы можем назвать слова, которые вы выписали?(части речи) 

-Молодцы! А чтобы закрепить наши знания о частях речи, сейчас поработаем в группах. 1 ряд-это1 группа. 2 ряд-вторая группа,3 ряд-3 группа. Посмотрите на доску: вам даны различные слова, ваша задача выписать из этого списка только необходимые слова. 1 команда выписывает только имена существительные, 2 команда-только прилагательные, 3 команда-только глаголы. Приступайте к работе.

НАШЛИ,ГРОМ,ПЛАЧЕТ,ЛЕТИТ,ПОГОДА,

ВЫСОКИЙ,СМЕЛЫЙ,СВЕТИТ,ТОВАРИЩ,
БОЛЬШОЙ,УЕХАЛИ,ЧИТАЮТ,
 НОЧЬ,
ДОЧЬ,ВЕЩЬ,МЫШЬ,КЛЮЧ,КРИЧИТ,ЧИЖ,ВРАЧ,
ЛУЧ,ИГРАЮТ,ПРИДУТ,
СДЕЛАЮТ,ОТКРЫЛИ,ПОЮТ,НАПИШУТ,КРАСНЫЙ.

-1 команда, какие слова вы выписали?(гром,погода,товарищ,ночь,дочь,вещь,мышь,ключ,чиж,врач,луч)Как называются эти слова?(имена сущ-е)Что они обозначают?(предмет)На какие вопросы отвечают?(Кто?Что?)

-2 команда,какие слова вы выписали?(высокий,смелый,большой,красный)

Как называются эти слова?(имена прил-е)Что они обозначают?(признак предмета)На какие вопросы отвечают?(Какой?Какая?Какое?Какие?)

-3 команда,какие слова вы выписали?(нашли, плачет,летит,светит,уехали,читают,кричит,играют,придут,сделают,открыли,поют,напишут)

Как называются эти слова?(глаголы)Что они обозначают?(действие предмета)На какие вопросы отвечают?(Что делает?Что сделали?Что делают?Что сделают?)

Молодцы! Так какие 3 группы слов мы с вами повторили?(сущ-е,прил-е,глагол) 

А сейчас откройте свои учебники на стр. 108, найдите упражнение № 151. Прочитайте задание. Давайте прочитаем загадки и попробуем их отгадать.(уч-ся читают загадки)

Помогла ли рифма отгадать загадки?(нет, она только запутала)

В чем хитрость этого задания?(если говорить слова в рифму, то отгадка будет неверной)

А сейчас самостоятельно выпишите из этого задания по 2 слова каждой части речи.

Какие слова вы выписали ?Кто прочитает имена сущ-е? имена прил-е? глаголы?(дети зачитывают записанные слова)

Физминутка

Сейчас мы поиграем с вами в игру “Угадай часть речи”

Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное – руки вверх, глагол – топаем.( Новая, арбуз,бежит, играли,заяц,одежда, красивый, маленький,собака,тетрадь, льёт,кричать, большой,синий,круглый,ученик,школьная,внимательный,спелый,танцевать,дочь,мышь, ленточка,кукла, спуститься,петь,смотрел,трусливый,злая,холодный,ветер,спелый, крутить, обижать,цыплёнок, синий, низкий, спит, кукушка)

Молодцы! А теперь найдите в учебнике на стр.110 № 153. Прочитаем стихотворение.(дети читают)

Какие имена прил-е помогают не только увидеть лесную глушь, но и почувствовать свежесть леса?(лесной,зеленой,тенистой,сырой,студеный)

Запишите этот текст себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

-Прочитайте слова, в которых пропущены буквы.(лесной,зеленой,тенистой,горой) какую букву вы написали в слове «лесной»?(е)Докажите.(проверочное слово лес)

Зеленой-какая буква пропущена?(е)Докажите.(проверочное слово зелень) тенистой-какая буква пропущена?(е) почему? (проверочное слово-тень)горой-какую букву написали?(о) Докажите.(проверочное слово горка) В какой части слова была пропущена буква в словах,ребята?(в корне) Что нам необходимо сделать,чтобы узнать,какую букву писать в корне?(подобрать однокоренное проверочное слово)

А сейчас поработаем самостоятельно. Каждому из вас я раздам карточку с текстом. Ваша задача: найти в этом тексте глаголы и подчеркнуть их.

В лесу.

Ребята пришли в лес. Весело поют птицы. Громко стучат дятлы. Пушистая белка грызёт шишки. В гнезде спят бельчата. Пробежала серая мышь.

Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте друг друга по эталону. Если у вас нет ни одной ошибки, поставьте «+», если есть ошибки, поставьте «!» Поднимите руки те,кто хорошо справился с этим заданием. Молодцы! У кого были допущены ошибки? В чем ошибки?

Что обозначает глагол?(действие предмета) На какие вопросы отвечает?(Какой?Какая?Какое?Какие?)Кто может сформулировать правило полностью?Что такое глагол?(это часть речи,обозначающая действие предмета,которая отвечает на вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?)

Найдите упражнение № 154. Прочитайте задание.Какой текст вы будете составлять?(текст-описание)Слова какой части речи вы будете использовать,чтобы описать поле, небо?(именами прил-ми) Хорошо, а сейчас составте небольшой рассказ-описание по картинке.(дети составляют рассказы, несколько уч-ся читают получившиеся рассказы)

Чтобы проверить наши знания, я предлагаю вам выполнить тест. Запишите в тетради в столбик цифры от 1 до 5, как  у меня на слайде.В необходимо выбрать из предложенных вариантов один правильный.

1)имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) кто?что?

Б)какой?какая?какое?какие?

В)что делать?

2)имена прилагательные:

А)обозначают признак предмета

Б)обозначают цвет предмета

3)укажите имя прилагательное:

А)похолодало

Б)холод

В)холодный

4)какое из слов является глаголом?

А)бег

Б)бегун

В)убежал

5)в какой строке все слова одной части речи?

А)сад,садовод,садовый

Б)зеленый,зелень,зеленка

В)холодный, студеный,морозный

А сейчас проверьте свою работу с эталоном(1-Б,2-А,3-В,4-В,5-В) напротив каждого правильного ответа поставьте «+» посчитайте кол-во плюсов. Если у вас 5 плюсиков-поставьте себе «5»,если 4, то поставьте отметку «4»,если у вас 3 и меньше плюсиков-поставьте «3»

Записывать предложение каллиграфически.

Находить и выделять в предложении имена сущ-е, прил-е.глаголы.

Отвечать на вопросы.

Выписывать необходимые слова, анализировать, объяснять свой выбор.

Отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения.

Читать задание,отгадывать загадки.

Высказывать предположения.

Выписывать слова.

Анализировать.

Участвовать в игре, выполнять соответствующие движения.

Читать стих-е.

Отвечать на вопросы.

Записывать текст в тетрадь.

Читать слова, объяснять орфограммы.

Выполнять самостоятельно письменное задание на карточке.

Проводить проверку по эталону.

Оценивать свою работу.

Отвечать на вопросы.

Составлять рассказ по рисунку.

Выполнять тестовое задание.

Сверять свои результаты с эталоном.

Оценивать свою работу.

П:поиск и извлечение

информации

 Р:принятие цели и

постановка задач

урока

К:умение договариваться в

группе, общаться,

приходить к единому

мнению,

распределять работу

в парах.

4.

Итог урока

Словесный:

беседа

3-4

Какие части речи мы повторили?(имя сущ-е,прил-е, глагол)

Что такое существительное? Прилагательное? Глагол? Приведите примеры.

Какое задание вам сегодня было интересно выполнять

Что не получилось?

Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

Р: самооценка

5.

Рефлексия

Практический: оценка своей деятельности

1

На партах у вас лежат карточки. Оцените свою работу на уроке. Допишите предложения.

Проводить рефлексию, самооценку.

Р: самооценка

6.

Домашнее задание

Упр. 182(с. 50) в рабочей тетради.

Записывать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Части речи. Знакомство".

На данном уроке применяется технология "несколько мышей"....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Части речи" 3 класс

ФИО учителя: Корнева Е.Н.Класс: 3Основная цель урока: Создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.Цели:Учебно...

План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 класс

План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 классТема: Понятие о глаголе, как части речиЦель: Познакомить учеников с новой частью речи – глаголом.Задачи:1....

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Части речи. Местоимение» 2 класс УМК «Школа России»

Создать условия для формирования у школьников представления о местоимении как части речи, и его роли в предложении...