Проект «Семья слов»
проект по русскому языку (3 класс)

Тетерева Светлана Владимировна
Урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Цель: Создать условия для обучения составлению «семьи слова» по аналогии с данным объектом, защите  учащихся своих достижений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_slov_otkrytyy_urok.docx329.37 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова,)

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии:

технология проблемного обучения, использование информационно-коммуникативных технологий, учебно-игровая деятельность

Методы обучения:

методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, поисковый метод, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,

Формы организации познавательной деятельности: 

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
  • Презентация
  • Толковый словарь, орфографический словарь.

Цель: Создать условия для обучения составлению «семьи слова» по аналогии с данным объектом, защите  учащихся своих достижений.

Задачи:

Деятельностная: формировать способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности: группы родственных слов.

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике .

Развивающая: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная: развивать уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Планируемые результаты

Предметные:

  • формулировать определения однокоренных слов и корня слова;
  • различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем);
  • выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования; обсуждать алгоритм разбора слов по составу;
  • формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса;
  • выделять все части слова, доказывать  их значимость  в слове;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • проводить разбор слов по составу;
  • уметь работать над проектом;
  • анализировать  модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
  • формировать орфографическую зоркость;
  • работать с толковым и орфографическим словарями

Метапредметные

Регулятивные

  • осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
  • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;
  • уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;
  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;
  • ориентироваться в учебнике; дополнительной литературе.
  • учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

Познавательные

  • пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;
  • сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
  • овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные

нравственно-этическая ориентация: 

  • формировать ценностное отношение к русскому языку
  • учить   уважительно относиться к результату труда одноклассников.

-личностное самоопределение

(осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом:

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  • формирование мотивов достижения и социального признания
  • формирование границ собственного знания и «незнания»

Этапы урока

1.Организационный момент. 

Эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку ( Слайд 1)

Ребята, скажите над какой темой вы работали на предыдущих уроках?

Какие Вы знаете части слова?

Что такое корень? окончание? приставка? суффикс? основа?

Какая часть слова всегда изменяется?

Перед вами, ребята, карточки.

 

Давайте с Вами вспомним, какими частями слова могут являться эти сочетания.

Дети называют морфемы и подбирают примеры.

Используя только 2 морфемы, найдите слово – отгадку к ребусу на доске.

А сейчас давайте откроем Ваши тетради и запишем число, классная работа.

2.Предпроектный этап 

2.1.Самоопределение к деятельности.

- На доске ребус , дети отгадывают его(слайд 2 )   

hello_html_m2e4d1f8f.png

-Что для вас семья? Дают определение семьи. Делятся опытом (волчья стая, улей пчел, муравейник)

Лексическое значение ( работа с толковым словарём) ( Слайд 3)

СЕМЬЯ , -и, мн. семьи, семей, семьям, ж.

1. Группа живущих вместе близких родственников. ( Слайд 4)

2. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. Волчья семья. Пчелиная семья. ( Слайд 5)

3. . перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами. Дружная школьная семья. ( Слайд 6)

А ведь у слова СЕМЬЯ есть тоже своя семья родственных слов. Как вы думаете, какие слова входят в её состав? (дети приводят примеры и записывают в тетрадь)

Давайте подведём итог: какие бывают семьи?

Итак, слово семья многозначное.( имеет несколько значений)

Какие это значения?

1. Группа живущих вместе близких родственников.

2. Группа животных, птиц.

3. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

4. А это ,что у нас за семья? ( Семья родственных слов)

Работа с учебником

 Откройте учебник на странице 101, прочитайте тему урока.

- Определите, что вы будете сегодня делать? (будем работать над проектом « Семья слов»)

- Предположите, какой будет урок?  (Интересный, необычный, познавательный)

-Почему вам предложили именно такой проект? (Мы закончили раздел «Состав слова, родственные слова»)

 - Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект «Семья слов»?

- Давайте наметим план работы над проектом. С чего мы начнём?  ( с подготовки)          ( слайд 7)

  1. Подготовка к проекту.
  2. Работа над проектом
  3. Создание проекта.
  4. Защита проекта.
  5. Оценка проекта.

2.2.Повторение и систематизация знаний

Итак, с помощью учебника стр. 101  мы с вами сделаем подготовку к нашему будущему проекту ( Слайд 8)

Как Вы считаете, все эти слова могут относиться к одной семье и почему? ( да, у  них одинаковый корень)

Какой? (лес)

- Сколько слов образовано от этого корня? (10)

- Ребята, поработаем с этими словами. У каждого из вас на столе лежат 2 слова. Эти слова нужно разобрать по составу.

- Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (надо знать и уметь выделять части слова)

- В каком порядке мы будем выделять морфемы? Давайте  вспомним. (Слайд 8)

Помни при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня суффикс будет,

А приставка впереди.

- Приступаем к работе.  ( работа в парах ) (1-2 минуты)

Проверка у доски.

- Ребята, мы знаем, что слово можно записать в виде  морфемной схемы как на доске

.А сейчас берём карандаши и выделяем части слова.

C:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpg  C:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpg  C:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpgC:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpgC:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpg

Находим слова, которые подходят к данным схемам.

Молодцы! Отлично поработали. А сейчас немного отдохнём.

Физминутка

Весёлая минутка

-Как живёшь?

-Вот так!

Как идёшь?

-Вот так!

-А бежишь?

-Вот так!

-А ночью спишь?

-Вот так!

-Как берёшь?

-Вот так!

-А даёшь?

-Вот так!

-Как шалишь?

-Вот так!

-А грозишь?

-Вот так!

3.Создание продукта проектной деятельности 

- Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? (да)

Я предлагаю поработать вам  в парах.

- У Вас на парте лежит маленький конверт. В нём ребус – загадка, отгадав её , вы получите слово. Ваша задача в этом слове выделить корень.

Обязательно проверить, правильно ли дети разгадали ребус

Итак, какие же корни у нас получились ( ИГР, ДОМ, СНЕГ, МОР, ВОД)

Давайте откроем ваш большой конверт и проверим , верна ли Ваша догадка.

- А сейчас вы должны  как можно больше подобрать к вашему КОРНЮ однокоренных  слов. Попробуйте  написать вокруг вашего корня семью слов. Ребята начинают работать над созданием собственного проекта.

4.Защита проекта

- Я смотрю многие справились с этим заданием, а теперь по рядам подходим к доске и демонстрируем свои проекты.

Желающие защищают свои проекты.

5.Итог урока. 

Ребята, давайте подведём итоги нашего проекта. Какой конечный продукт мы получили в ходе нашего проекта?  (книгу)

Из чего она состоит (из семей сов)

Рефлексия.

А сейчас я хочу предложить Вам создать семью из мордашек, а будут ли они улыбаться или грустить решать вам.

6.Домашнее задание

Записывают домашнее задание.

У каждого на столе в конверте с надписью Д.Р. лежит домашняя работа.

Вам предстоит в цепочке родственных слов выделить лишнее, которое в эту семью не входит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Семья слов" 3 класс ВП Канакина

Технолгическая карта урока русского языка " Семья слов"...

Проект "Семья слов"

Проект "Семья слов" 3 класс-проектная деятельность во второй половине дня-ФГОС...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Проект "Семья слов"

Проект "Семья слов"...

Конспект урока на тему "ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»"

В нанном материале приводится конспект урока  на тему "ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»"...

Урок русского языка "Проект - семья слов"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК  "Школа России"....

Проект "Семья слов"

Цель: создание модели "семьи" однокоренных словЗадачи:1. Научиться образовывать однокоренные слова при помощи изменения разных частей слова;2. Научиться составлять схемы однокоренных слов;3....