Методическая разработка урока русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных и имён существительных. Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена прилагательные. |
Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий. Развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в группе. Совершенствовать умения классифицировать и различать прилагательные по вопросам и окончаниям. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz_sagilyan.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России» разработан учителем начальных классов
МОУ СОШ №67 Сагилян А.В.
Тема | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
Тип урока | Урок закрепления знаний. |
Цель темы | Организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных и имён существительных. Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена прилагательные. |
Задачи | Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий. Развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в группе. Совершенствовать умения классифицировать и различать прилагательные по вопросам и окончаниям. |
Умения | Предметные: Называть грамматические признаки имени прилагательного . Согласовывать имена прилагательные с именами существительными. Объяснять написание безударных падежных окончаний имён прилагательных Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена прилагательные. Универсальные учебные действия Регулятивные: Оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез. Выполнять задания на основе упражнений; Выполнять действия по заданному алгоритму. Коммуникативные: Учиться работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение. Личностные Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте. |
Планируемый результат | Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена прилагательные. |
Основные понятия | Имя прилагательное. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, музыка, окружающий мир. |
Ресурсы:- основные - дополнительные | Учебник Т.Г.Рамзаева «Русский язык», 4 кл., 2 ч. Методическое пособие, рабочая тетрадь - презентация к уроку «Обобщение знаний об имени прилагательном.» - электронные физкультминутки для глаз |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группе. |
Этапы урока
Технология проведения
| Деятельность учеников | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель: -Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок
| Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись. -Настроенье каково? -Во! -Все такого мнения? -Все без исключения. -Покажите мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико») -Я рада вас приветствовать на уроке русского языка . Мне приятно вновь видеть ваши улыбки, добрые, умные глаза, которые желают познать ещё больше. -Сегодня на уроке у нас гости, посмотрите на них, улыбнитесь! Мы постараемся показать нашим гостям что мы знаем и что мы умеем! Вперёд! У нас всё получится! -Давайте проговорим девиз нашего урока: "Не ленись отвечать, думать, рассуждать, доказывать" -Ребята, откройте тетради, запишите дату, классная работа.(слайд 1). | Организационный момент. (Коммуникативные, Регулятивные УУД)
|
II. Формулировка темы урока, постановка цели Цель: -создание условий для формулировки учащимися темы урока; Задача: организовать постановку цели урока детьми. | Подбирают к данным предметам признаки. Формулируют тему и цели урока. . | Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. Составление плана работы | _ Для определения темы и цели урока давайте, ребята, посмотрим на экран. Задание: подбери предмету признак. Заяц, снегирь, ель, сосулька. (слайд2) -Ребята, к какой части речи относятся подобранные вами слова? Правильно!» Помогите мне сформулировать тему и цели урока. (учащиеся формулируют тему и цели урока: "Я думаю....") Мы будем закреплять изученное по теме «Имя прилагательное (слайд 3) Я-часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет- В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить!
(рассказывает ученик) |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
III. Актуализация знаний
Цель: -Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное» .Отработка правописания окончаний прилагательного.. IV. Работа с учебником (самостоятельная работа) Упр 359,стр.42 | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.
Вставляют подходящие по смыслу слова , объясняют правописание орфограмм, указывают род и число у прилагательных. Делают учащиеся вывод: прилагательные разные, а род, число остаются те же, как и дано у существительных, так как они согласовываются вместе. | Организует фронтальный опрос
Осуществляет контроль.
| Фронтальный опрос. Беседа по вопросам по системе: -Ребята, сейчас мы проведём "разминку"- повторение изученного материала по системе: Я начинаю – вы продолжаете! (Начало всех предложений на слайде 4 учащиеся читают и продолжают самостоятельно) 1) Имя прилагательное – это…….. (ответы детей) 2) Имя прилагательное отвечает на вопросы ……. (ответы детей) 3) Имя прилагательное изменяется по….. По…… По….. 4) Как определить род, число, падеж прилагательного? 5) В предложении имена прилагательные являются……. Вопросы задаёт учитель: 6) Для чего в нашей речи используются прилагательные? (Они делают нашу речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета) 7) С какой частью речи согласуется прилагательное? -А давайте проговорим важное правило при изучении имени прилагательного: Существительное с прилагательным Живёт на редкость дружно. Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле, Стоит в одном с ним роде, числе и падеже!(слайд5) -Ребята, откройте учебник на стр.42 и прочитайте задание к упр.359.(Подбери к прилагательным подходящие по смыслу прилагательное, укажи род и число) Самостоятельное выполнение в тетрадях, затем фронтальная проверка нескольких учеников (получится существительное одно, а признаков можно несколько подобрать). (слайд 6) | Работа по теме урока. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.(Познавательные УУД)
Работа самостоятельно Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания(Познавательные УУД, Регулятивные УУД )
|
VI. Контролирующее задание "Угадай сказочного героя" Цели: - проверка освоения учащимися умения определять написание безударного окончания прилагательного -проверка знания произведений
| 1. Работа в группах.
2. Устанавливают падеж и вписывают нужные окончания , называют название произведения, автора и сказочного персонажа , о котором идёт речь
.
| Организует показ иллюстраций из разных сюжетов нескольких сказок для выполнения задания. Организует групповую работу. (постановка, цели и план действий);
| Каждая команда получает карточку с записанными словосочетаниями. Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идёт речь, назвать произведение и автора, написать нужные окончания, определить падеж. Небольшой подсказкой для этого задания будут служить иллюстрации из этих и других произведений. Будьте внимательны с выбором иллюстрации! (учащиеся смотрят иллюстрации из сказок) (слайд 7) 1-я группа (проверка на экране после выполнения задания) на стар___ болоте, в лягушечь___ коже, мудр___ советами, (слайд8) в прекрасн___ царевну 2-я группа хрустальн____ туфельку, на сказочн___ балу, у королевск___ дворца, от добр___ феи (слайд 9) Электронная физкультминутка для глаз (слайд 10) 3-я группа отважн___ девочка, трудн____ путём, с добр___ друзьями, к снежн___ королеве(слайд 11) 4-я группа удивительн____ чудесами, для верн___ друга, в стар___ бутылке, с длинн___ бородой (слайд 12) ПРОВЕРКА: Царевна-лягушка, Золушка, Герда (Х.-К. Андерсен «Снежная королева»), Старик Хоттабыч (Л. Лагин «Старик Хоттабыч») -Согласны ли вы с ответами своих одноклассников, обоснуйте. -Какое словосочетание помогло вам догадаться о какой сказке идёт речь? Запишите эти словосочетания на доске. | Контролирующее задание Выполняют задания по карточкам.
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания по литературному чтению(Познавательные УУД)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Взаимопроверка выполненной работы Называют правило, на которое опирались при выполнении задания (Коммуникативные УУД, (Познавательные УУД ) |
VIII. Работа с текстом «Сделай текст «живым» | Работают в группах , подбирают подходящие по смыслу прилагательные, объясняют правописание окончаний, указывают падеж Учащиеся делают синтаксический разбор второго предложения самостоятельно, за доской работает один ученик, затем сверяют. | Организует групповую работу. | Текст написан без прилагательных: Зимний лес. Хорошо в(зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Всё засыпано(пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. (слайд 13) -Прочитайте текст. Понравился вам он? Какой это текст описание или повествование?. Чего не хватает в тексте-описании? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы текст стал «живым». (Предложения учащихся выслушивается). Давайте отредактируем текст. ( Даны слова для справок даже не подходящие по смыслу: выбрать подходящие по смыслу слова, употребить в нужном падеже. Объяснить выбор.) Слова для справок: летний, волнистый, пушистый, зимний, роскошный, зелёный, серебристый, весёлый. (слайд 14) -Сделать синтаксический разбор 2-го предложения. (Один учащийся работает за доской, затем сверяют.) | |
IX. Тест на повторение | Ответы сигнальными карточками (зелёный - верно, красный и жёлтый - неверно.) | Слайды15,16,17 | ||
XI.Домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневниках | Дает комментарий к домашнему заданию | Составить карточки : 10 словосочетаний: прилаг. + сущ.-ное.(окончания прилагательных оставляем не заполненными,) На следующем уроке обменяются уч-ся карточками и проведут взаимопроверку. (Слайд 18) | Домашнее задание |
XII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Задачи: - подвести итог проделанной работе на уроке - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Оценивает работу учащихся | - Ребята, давайте вспомним о какой части речи мы говорили? - Было ли вам интересно на уроке? -Выделите понравившееся вам задание, обоснуйте ваш выбор. - С каким заданием справились легко, а какое вызвало затруднение? -Какое сложилось у вас настроение в конце урока? -Что бы вы хотели пожелать друг другу и гостям нашего урока? (оцениваем смайликами) Слайд -Вы мне подарили свои прекрасные улыбки. Я вам очень благодарна. Спасибо большое за ваше внимание. Урок окончен! . (Слайд 19) | Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. (Регулятивное УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)
Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...
Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение знаний об имени прилагательном"
Данный материал разработан для урока по УМК "Школа 2100" и способствует более продуктивной работе учащихся на уроке при повторении знаний по теме "Имя прилагательное"...
Разработка урока русского языка на тему:"Обобщение изученного об имени существительном"
Цели: обобщить полученные знания об имени существительном, закрепить правила написания мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после букв ...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»
Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...
Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"
Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном».
Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном»....
- Мне нравится (1)