Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Методическая разработка урока "Учимся писать безударные личные окончания глагола". УМК "Перспективная начальная школа". 4 класс. Тип урока: урок открытия нового знания
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений проверять безударные личные окончания глаголов.
Содержательная цель: познакомит с принципиально новым способом проверки безударной гласной в окончании.
Задачи урока:
Обучающие: знакомство с новыми словарными словами, актуализировать знаний о глаголе, научиться проверять безударный гласный в окончании глагола.
Развивающие: развитие умения проверять безударного гласного в корне слова, определять спряжение по ударному личному окончанию глагола. Наблюдать, объяснять, делать выводы; планировать свою работу взаимодействовать с одноклассниками.
Воспитательные: пробудить любознательность; воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме:
«Учимся правильно писать безударные личные окончания глагола»
4 класс
Представлена соискателем
на соответствие высшей
квалификационной категории
учителем начальных классов
МАОУ СОШ№7 г.Балаково
Саратовской области
Илюшиной Светланой Михайловной
2014/2015 уч.г.
Предмет: Русский язык, УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс
Тема урока «Учимся правильно писать безударные личные окончания глагола»
Тип урока: урок открытия нового знания
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений проверять безударные личные окончания глаголов.
Содержательная цель: познакомит с принципиально новым способом проверки безударной гласной в окончании.
Задачи урока:
Обучающие: знакомство с новыми словарными словами, актуализировать знаний о глаголе, научиться проверять безударный гласный в окончании глагола.
Развивающие: развитие умения проверять безударного гласного в корне слова, определять спряжение по ударному личному окончанию глагола. Наблюдать, объяснять, делать выводы; планировать свою работу взаимодействовать с одноклассниками.
Воспитательные: пробудить любознательность; воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
Оборудование к уроку:
- Компьютер для педагога;
- Доска интерактивная;
- Проектор;
- Система контроля качества с ПО PROClass;
- Документ – камера цифровая;
- Цифровые образовательные ресурсы: презентация, тест;
- Учебник «Русский язык», 4 класс, 1 часть; /М.Л.Каленчук и др., - М.: Академкнига/Учебник 2013г.
- Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
- Тетрадь рабочая по русскому языку.
Технологическая карта урока
Этапы урока. | Задачи этапов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Формировать положительную учебную мотивацию Развивать доброжелательное отношение друг к другу | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность: -Нам предстоит сегодня разгадать еще одну тайну Глагола. Вы любите разгадывать тайны? Актуализирует требования к ученикам со стороны учебной деятельности: - Вы готовы к дальнейшему изучению глагола? Что для этого нам потребуется? Какие качества учеников мы должны применить? Установить тематические рамки учебной деятельности: -Над какой темой мы сейчас работаем? -Кто уверен в своих знаниях и умеет определять спряжение? (повторяется правило воспроизводится схема СЛАЙД 2 ) Кому нужна помощь? (уточняется способ помощи на уроках и внеурочное время) | Учащиеся читают девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!» Воспроизводят знания о глаголе как части речи. Ответы детей: - собранность, активность, внимательность и т.д. - Различение спряжения по ударным личным окончаниям глагола. Воспроизводят правило. Дают себе самооценку («Я – молодец» красный, «Могу лучше» - зеленый, «Надо постараться» - синий) | Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности) Коммуникативные (уметь договориться о правилах на уроке) Регулятивные (саморегуляция – мобилизация сил и энергии) |
2.Актуализация знаний учащихся. | Выявить умения, необходимые для активной деятельности учащихся. | Организует повторение ЗУНов и знакомство с новыми словарными словами «СЕГОДНЯ» и «ГРАЖДАНИН»; активизирует следующие мыслительные операции и познавательные процессы: анализ и синтез, конкретизация. Организует работу по фиксированию места затруднения. | Выполняют задание Т№28 ; соотносят свои учебные действия с используемым способом определения спряжения по ударной гласной в окончании глагола (СЛАЙД 2); фиксируют трудность в определении спряжения у глагола «ХОД.Т» | Личностные (готовность и способность к саморазвитию) Предметные (умение делать выводы по результатам наблюдений) Познавательные (формулирование проблемы) Коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме ) |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Формирование умения получать информацию согласно своим наблюдениям и при практических действиях; выявлять место и причины затруднений. Формирование умений планировать действия. | Организует анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Организует постановку цели урока и темы урока. | Соотнесли свои действия с изученным способом и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи: «ХОДЯТ» или «ХОДЮТ» - окончание безударное, спряжение определить не можем. Ставят цель: узнать , как правильно писать безударные личные окончания глагола. Предлагают варианты формулировки темы урока. | Личностные (самоопределение) Регулятивные (Планирование действий) Познавательные УУД (самостоятельное выделение познавательной цели; логические) Коммуникативные (инициативное сотрудничество) |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Формировать умение строить план, выбирать способы и средства его реализации; работать по плану. Формирование умения получать информацию со страницы учебника, работать по алгоритму | Подводит к выбору способа построения проекта: - Можно ли сконструировать самим правило, основываясь на наших знаниях? - Какими средствами для построения нового знания можно воспользоваться?
Организует работу по Уч.с.54-56 Во время прочтения интриги с главными героями уточняется, что правило проверки безударного личного окончания глагола с помощью глагольного суффикса в начальной форме применяется ТОЛЬКО если окончание БЕЗУДАРНОЕ. Организует знаковое оформление правил (СЛАЙД 3) | Рассуждают, пытаясь применить опыт ранее изученных орфограмм с безударной гласной в окончании у разных частей речи. Приходят к выводу, что нужен принципиально новый способ действия. - Спросить у взрослых. - Посмотреть в учебнике. - Воспользоваться словарями. Останавливаемся на учебнике. Читают по ролям учебник с.54-56, с проговариванием правила. Коллективное составление схемы | Регулятивные (умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную.) Личностные (готовность и способность к саморазвитию) Коммуникативные (формулировать собственное мнение, вести диалог) Познавательные ( смысловое чтение, моделирование) |
5.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Формирование первичных умений на основе самоконтроля. Формировать умения адекватно оценивать ответы других учеников | Учит пользоваться двух- шаговым алгоритмом при определении спряжения глагола, пользуясь инструкцией и подсказкой (образцом рассуждения). Особое внимание уделить глаголам «НАЛИТЬ, ЗАБИТЬ, ЗАШИТЬ», т.к. у них нет суффикса –и- в начальной форме, а окончания ударные. | Следуя инструкции, упражнение 33 учебника выполняют с проговариванием во внешней речи, учатся определять спряжение по суффиксу начальной формы. В рамках интриги учебника рассматривают возможные ошибки, которые приписываются Пете Захарову, А Костя их комментирует. Учащиеся должны подтвердить или опровергнуть Костино мнение. Дают себе самооценку («Я – молодец» красный, «Могу лучше» - зеленый, «Надо постараться» - синий) | Личностные (оценивание усваиваемого материала, моральный выбор) Познавательные (подведение под понятие) Регулятивные (удерживание учебной задачи, коррекция учебных действий) Коммуникативные (владение монологической речью) |
Физминутка (флешмоб под музыку «Барбарики») | ||||
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Формировать умения применять новое знание на основе самоконтроля. Формирование умения получать информацию со страницы учебника, работать по алгоритму. | Организует самостоятельную работу по Уч.№34 с уточнением задания и цели его выполнения. Выбираются эксперты – ребята, которые могут помочь в случае затруднения. Организует взаимопроверку в парах. Эталон появляется на экране интерактивной доски с помощью документ - камеры: вызывает ученика с тетрадью у которого нет пары и на экране комментируется ход рассуждения и если надо исправляются ошибки. | Ставят цель с/р, дают комментарии к заданию, выбирают экспертов. Выполняют работу. Ученик кладет тетрадь под документ – камеру и объясняет ход своих рассуждений и выбор написания безударных личных окончаний глагола. Остальные проверяют работы соседа по парте, сверяясь с работой под документ – камерой. Если не согласны - вносят коррективы. Дают себе самооценку («Я – молодец» красный, «Могу лучше» - зеленый, «Надо постараться» - синий) | Личностные (нравственно- этическая) Познавательные (поиск информации для решения задачи, применение и представление информации, сравнение, анализ, умение делать вывод) Коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество) Регулятивные (сравнивают полученный результат с эталоном самооценка и взаимооценка) |
Физминутка для глаз по системе М.Норбекову под звуки природы. | ||||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение | Формирование первичных умений на основе самоконтроля. Связь изученных ранее тем с материалом, изученным на уроке | Организуется проверочная работа с помощью системы PROClass (Тест прилагается) | Учащиеся выполняют работу, Анализируют результаты, которые вывел компьютер на экран. Дают себе самооценку («Я – молодец» красный, «Могу лучше» - зеленый, «Надо постараться» - синий) | Личностные (нравственно- этическая) Регулятивные (самоконтроль, оценка) Коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество) Познавательные (анализ, сравнение, вывод) |
8. Рефлексия учебной деятельности. | Формировать умение оценивать себя и товарищей. Поощрять детей ценить чужую помощь, быть благодарными за помощь и адекватно оценивать вклад каждого в общее дело. | Организует подведение итогов урока: - Какова была цель? - Удалось ли её достичь? Какой узнали способ проверки? –Можно ли сказать, что мы раскрыли одну из тайн Глагола? - Кто больше всего помогал нам в этом? Организует высказывания учащихся с самоанализом по памятке. Предлагает Д/З на выбор:
| Высказывания учащихся. . Дети проанализировали и оценили деятельность всего класса. Дети оценивают свою работу на уроке по таблице самооценки Записывают Д/З | Личностные (нравственно- этическая) Регулятивные (выбирать действия в связи с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели) Коммуникативные (формулирование собственного мнения) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос № 1 У какого глагола нельзя определить время? Н ападает П очитал С теречь П окраснеет A B C D
Вопрос № 2 Найди глагол с ошибкой. П реобладает М аринуешь С ъёжутся В здыхают A B C D
Вопрос № 3 Сколько звуков в слове смеётся ? 7 8 9 6 A B C D
Вопрос № 4 Каких окончаний не бывает у глаголов в неопределённой форме? - чь - ть - ти - ит A B C D
Вопрос № 5 Найди суффикс прошедшего времени. - л - - ева - -к- -ну- A B C D
Вопрос № 6 Найдите глагол –второго спряжения, 2 лица Зовешь Плывут Говорят Спишь A B C D
Вопрос № 7 Что объединяет эти глаголы? нервничают, глядит, подкормит, продиктует Спряжение Время Число Лицо A B C D
Вопрос № 8 В окончании какого глагола пишется безударная гласная «е» Молот . шь Смо . . т Тета . м Друж . т A B C D
Вопрос № 9 У глаголов какого времени можно определить род в единственном числе? Прошедшего Настоящего Будущего A B C
Вопрос № 10 В каких глаголах пишется мягкий знак? Смеят (?) ся Купает(?) ся Остают (?) ся Высыпает (?) ся A B C D
Литература Жиренко О.Е., Псарева Л.А., Обухова Л. А. Поурочные разработки по русскому языку . 3 класс. К учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. – М: ВАКО , 2006. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1998. Сборник диктантов по русскому языку для начальных классов / Авт.- сост. И.А. Гимпель и др. – Мн.: ООО « Юнипресс », 2002. Тихонов А.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика , грамматика, частота употребления слов. / Под ред. А.Н. Тихонова. – М .: Цитадель, 1996. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–5 класс: / Пособие для начальной и средней школы. – К.: ГИППВ, 1999. Источники http://chmag.ru/education-preschool-children/alphabet-in-different-languages/291-rus-yaz - буквы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ударные личные окончания глагола 1 спряжение 2 спряжение е ешь и ишь ет ит ем им ете ите ут (ют) ат ( ят )
Безударные личные окончания глагола проверяем суффиксами 1 спряжение 2 спряжение ть ти ИТЬ чь уть оть ать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...