Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Ударные и безударные слоги".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Силаева Светлана Владимировна

Урок соответствует ФГОС. Применяются технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, критического мышления, оценивания знаний, технология здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ударные и безударные слоги17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ударные и безударные слоги».

Цели: познакомить со случаями, когда ударение не ставится; развивать фонематический слух.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ударные и безударные слоги в словах; работать со словарями; выполнять творческие задания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Самоопределение к деятельности

Почему Жук прогнал Паука?

Полз Жук. Глядь - зверь не зверь...

 - Ты кто?

 - Паук.

 - Паук? Кыш!

 - Как так — кыш?!

 - А вот так: кыш, и всё тут.

Жук — смел. А тот — трус, шмыг в щель!..

Ну, друг, в чём тут суть?

В чём соль, а?

 - Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука? (Все слова в рассказе состоят из одного слога, а слово паук состоит из двух слогов.)

 - А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из одного слога? Почему? (Нет. В этих словах один гласный звук, он и будет ударным.)

 - В каких ещё словах не ставится ударение?

 - Назовите тему урока.

 3. Работа по теме урока

Повторение (На доске записаны предложения.)

У кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!

У маши в комнате аквариум. Не маши палкой!

 - Прочитайте предложения. Найдите ошибки. (У Кати хорошие игрушки. У Маши в комнате аквариум.)

 - Какая орфограмма в словах? (Имена пишутся с заглавной буквы.)

 - Поставьте знак ударения над каждым словом. (Учащиеся выходят к доске и ставят над словами знак ударения.)

(На доске записаны предложения.)

В парке я видел белок.

 В яйце есть белок и желток.

 Варилась уха.

 У зайца два уха.

 - Прочитайте предложения.

 - Расставьте ударения в словах.

 - Прочитайте, выделяя ударные слоги.

 - Найдите одинаковые по написанию слова. (Белок и белок, уха и уха.)

 - Чем отличаются эти слова? (Имеют разное значение.)

 - Объясните смысл данных слов.

Работа по учебнику. Упр. 8 (с. 42).

 - Откройте толковый словарь.  Прочитайте значение слов.

 - Составьте предложения с этими словами. Упр. 9 (с. 43).        

 - Прочитайте.

 - Чем похожи слова в первом столбике? (Ударный — третий слог.)

 - Чем похожи слова во втором столбике? (Ударный — первый слог.)

 - Чем похожи слова в третьем столбике? (Ударный — второй слог.)

 - Почему в некоторых словах не обозначено ударение? (Слог с буквой Ё всегда ударный.)

 - Выполните задания.

Упр. 10 (с. 43).

 - Прочитайте скороговорку медленно. Затем постепенно увеличивайте темп.

 - Объясните смысл скороговорки.

 - Найдите в скороговорке слова, которые одинаково написаны. Объясните смысл этих слов.

 - Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

 Словарная работа (Можно использовать школьный орфографический словарик.)

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

 - Что вы знаете об этой птице?

Сорока — птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях.

 - Объясните значение следующих выражений.

Трещит как сорока. (Говорит быстро и громко.)

Сорока на хвосте принесла. (О неизвестно откуда полученных сведениях.)

 - Запишите в тетрадь слово сорока. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Запомните в этом слове сочетание -ОРО-.

 - Придумайте предложение с этим словом.

      4. Физкультминутка

В небе плавает луна,

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы должны луну достать.

Шесть, семь, восемь.

Девять, десять -

И пониже перевесить.

Десять, девять, восемь, семь —

Чтоб луна светила всем.

  1. Закрепление изученного материала

   Работа по учебнику Упр. 11 (с. 44).

 - Прочитайте. О чём говорится в начале сказки?

 - А в конце сказки?

 - Кто знает эту сказку? Расскажите соседу по парте.

 - Кто не знает этой сказки, придумайте сами часть о том, как встретились собака и человек, и расскажите своему товарищу.

         Словарная работа (Можно использовать школьный орфографический словарик.)

 - С каким словом из словаря мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака.)

 - Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.

  • Вот где собака зарыта! (Вот в чём суть дела.)
  • Собака лает, ветер носит. (Пусть говорят, не нужно обращать внимания.)
  • С собаками не сыщешь. (Очень трудно найти.)

 - Прочитайте слово собака с ударением.

 - Сколько слогов в этом слове?

 - На какой слог падает ударение?

 - Найдите опасное место в этом слове.

 - Составьте предложение с этим словом.

 - Запишите слово собака в тетрадь. Запомните его написание.

  1. Рефлексия («Проверь себя» (с. 8). Самостоятельное выполнение.)

 - Как вы справились с заданием?        

 - Оцените свою работу на уроке.

 7. Подведение итогов урока

 - Кому понравился урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку " «Ударный и безударный слог».

Цели:  Обучающие: - способствовать закреплению понятий «ударный» и « безударный» слог,  учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике полученные на уроке знани...

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

Цель: Закрепить правила написания безударных окончаний существительных (С).Задачи: 1. Повторить 2 способа проверки безударных окончаний С....

Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема: Слоги. Слоговая структура слова.

Тема: Слоги. Слоговая структура слова.Дидактическая  цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.Тип урока: урок закрепления ...

Открытый урок по русскому языку "Правописание слов с безударной гласной"

Ход урока.Организационный момент (Дети произносят хором). Позвенел звонок веселый,Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждать,И друг другу помогать.Приветствие гостей.Поприветствуйте гос...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме»

Цели: уточнить представления о безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произношением и написанием ударных и безудар...

Открытый урок по русскому языку «Ударение. Ударные и безударные слоги»

Цель: Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов....