Открытый урок по русскому языку «Ударение. Ударные и безударные слоги»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель: Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Софьинская СОШ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Ударение. Ударные и безударные слоги»
1 КЛАСС
Учитель начальных классов:
Раужина Анна Владимировна
2021 год
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Цель: Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: — адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные: Взаимодействовать в паре, проявлять интерес к изучаемой теме;
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни.
Ход урока
I Организационный момент
–Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте». Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.
Проверка готовности к уроку:
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
II Актуализация знаний
Минутка чистописания
-Ребята, откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Кто мне ответит, какой сегодня день недели и какое сегодня число? (Ответы детей)
-Отложили ручки и приготовились к небольшой разминке:
Есть у солнышка лучи –
И ясны, и горячи.
Тянутся они от солнца
Прямо к нашему оконцу
Первый лучик дарит свет,
А второй весны привет.
Третий лучик самый яркий.
А четвертый самый жаркий.
Пятый нас зовет гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
К какому этапу урока мы приготовились? (Минутка чистописания)
Слова, которые мы будем записывать, нам с вами нужно разгадать. Ребята приготовили для вас загадки.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц…( Март)
Дождь стучится в окна нам,
Слышен птичий шум и гам.
Март прошел, звенит капель,
Начинается ...(Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы на цветы летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
Перед вами «Волшебная линеечка» оцените, пожалуйста, свою работу на этапе чистописания.
III. Самоопределение деятельности
Разгадывание ребуса
Ударение
Ребята, что мы знаем об ударении?
Ответы детей.
(- Ударение падает на гласные;
-Ударные слоги;
- Безударные слоги)
Ребята, вы уже догадались, над чем мы будем работать сегодня на уроке?
(Ответы детей)
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю понаблюдать, как буквально за одну минуту можно изменить смысл слова. Возьмите листочки розового цвета, послушайте. Найдите и подчеркните слова одинаковые по написанию.
На путях я вижу сорок.
Резво скачущих сорок.
- Найдите одинаковые по написанию слова. (Сорок и сорок,)
Сорок – число,
Сорок – птица,
Чем отличаются слова? (Ударением). Значение этих слов, как только мы произнесли его с другим ударением, сразу изменилось!
Была сорока, птица с черно-белым оперением, а стало число сорок.
IV. Работа по теме урока
Перед нами слова:
Ледоход
Трава
Грачи
- Ребята, какие слова вам непонятны? (Ответы детей)
- А где мы можем узнать о значении слова. В толковом словаре. У нас в учебнике есть небольшой толковый словарь, а есть словари – это целая книга, здесь собрано огромное количество слов. В ней можно найти ответ на каждое слово.
Работа по словарю с непонятными словами.
-Для того, что поставить ударение в данных словах, мы должны вспомнить последовательность нашей работы (план)
(Ответы детей. Найди гласные, раздели на слоги, поставь ударение).
Итак, находим гласные, вспоминаем правило, которое связывает первых два этапа нашей работы.
(Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Делим на слоги.
Произносим слово так, словно мы его подзываем.
Какой слог произносим с большей силой? (Слог «Ход») Слог, который произносится с большей силой называется ударным, другие слоги безударные.
Какой вывод мы можем сделать, что такое ударение. (Ответы детей)
Давайте откроем учебник на странице 39, прочитаем правило, посмотрим к правильному мы выводу пришли? Работа по учебнику
Физминутка
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
На доске: расположены слова, давайте их прочитаем ( Гроза, птицы, оса, лужи)
Распределите на группы слова, которые отвечают на вопрос Кто? и Что?
Поставим ударение, выполняем, соблюдая последовательность.
Спишите их в тетрадь.
Оцените свою работу. Если было сложно покажите карточку с вопросительным знаком, если задание выполнили без труда – восклицательный знак.
Работа в парах. Закрепление
I Вариант (Грачи, трава)
II Вариант (Цветы, пчела)
Работаем в паре у каждого своего варианта, работа считается законченной, когда каждый выполнит свое задание. Сигнал об окончании «ручки вместе»
Проверка выполненной работы.
V. Рефлексия. Подведение итогов
Лесенка успеха
Знаю………..
Умею……….
Понимаю…….
Ребята, прежде чем приступить к следующей работе, предлагаю вам вспомнить рассказ М.М Пришвина «Предмайское утро». Автор в своем рассказе каждый весенний месяц характеризовал по-особенному. Он говорил: «Так все идет правильно. Март –свет, апрель –вода, май-цвет». Я неспроста вернулась к этим строкам, сейчас март и он характеризуется, как свет. Почему? (Ответы детей)
Солнце нам дарит много тепла и света, я предлагаю наше солнышко украсить лучами, но необычными.
Метод «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Представленный материал является уроком русского языка в 4 классе УМК Гармония по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...
Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.
Цель: Закрепить правила написания безударных окончаний существительных (С).Задачи: 1. Повторить 2 способа проверки безударных окончаний С....
Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема: Слоги. Слоговая структура слова.
Тема: Слоги. Слоговая структура слова.Дидактическая цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.Тип урока: урок закрепления ...
Открытый урок по русскому языку "Правописание слов с безударной гласной"
Ход урока.Организационный момент (Дети произносят хором). Позвенел звонок веселый,Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждать,И друг другу помогать.Приветствие гостей.Поприветствуйте гос...
Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений об ударении, ударном и безударном слогах; знакомство с «Орфоэпическим словарём» русского языка.Планируемые результаты:...
Открытый урок по русскому языку на тему: «Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме»
Цели: уточнить представления о безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произношением и написанием ударных и безудар...
Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги» (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём рус...