Открытый урок по русскому языку в 3 классе
методическая разработка по русскому языку

Недошковская Дина Анатольевна

Данный урок был представлен мною на районном конкурсе "Учительгода 2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект урока40.69 КБ
Package icon prezentatsi_na_uchitel_goda_urok.zip2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ Метелевская СОШ

Изменение имен существительных

по падежам (склонение).

Урок русского языка в 3 классе

Школа России по учебнику В.П. Канакиной

в соответствии с ФГОС

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Недошковская Дина Анатольевна

                                                                             

Февраль, 2019г.

Цель:

  • знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;
  • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
  • учить решать проблемные задачи.

Тип урока: 

Открытие новых знаний и способов действий,  решение частной и учебной задачи.

 Планируемые результаты (предметные):
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

 Личностные результаты:

Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принимают и осваивают социальную роль учащегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.

Образовательные ресурсы: Учебник, с. 36–38. Таблица «Склонение имен существительных», карточки, презентация.

Ход урока

  1. Организационный  момент. 1 слайд

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах? Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише.  Молодцы!

   Ребята, сегодняшний урок у вас проведу я, меня зовут Дина Анатольевна. Когда я училась в школе и была такой же школьницей как вы , к  нам на урок  приходили гости и я всегда хотела повернуть голову и посмотреть, кто же там  сидит. Вот и к вам на урок пришли гости. Я предлагаю сейчас сразу посмотреть на наших гостей и улыбнуться им, чтобы в течении всего урока у вас не возникло желания повернуть голову. Молодцы!

   -У вас на партах две карточки (солнышко и тучка), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Если что-то не будет получаться, знайте, вы всегда можете попросить у меня помощи. Успехов вам и удачи!

II. Минутка чистописания.   

               - Откройте тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

- Что вы можете сказать о цифре 13? ( двузначное, 1 десяток, 3 единицы).

- Что вы можете рассказать о слове февраль? ( Это словарное слово, это третий зимний месяц, 23 февраля день Российской армии).

- Перечислите зимние месяцы.

(2 Слайд.)

- Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).

- Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).

- Выполните минутку чистописания, подчеркните самую красивую букву. Спинки, локти на месте? Молодцы! 

III. Словарная работа.

- У вас на столах лежат конверты. Возьмите из них оранжевую карточку. Вам надо вставить пропущенные буквы в слова.

3 слайд: На экране - словарные слова без гласных букв. Детям надо списать их, вставляя пропущенные гласные буквы.

М-с-ц (месяц), з-в-д (завод), п-н-л (пенал), д-в-чк- (девочка), в-р-н- (ворона), н-р-д (народ), р-б-т- (ребята), Р-сс- - (Россия)

4 слайд. Взаимопроверка.

- У кого нет ни одной ошибки? ( раздать смайлики)

III. Самоопределение к деятельности.

-Что объединяет все эти слова? ( они  все являются именами существительными)

- Докажите, что это имена существительные. ( обозначают предмет, отвечают на вопрос Кто? Что?)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( на одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам – м.р. и ж.р.)

- Как вы думаете, а все ли мы знаем об имени существительном? (Нет)

- А хотите узнать?

- Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»

- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

- Тема урока кроется в задании на доске. (5 Слайд)

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно.  Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка»  Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.

- Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?

- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.  Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). - Символом надежды и жизни был хлеб в блокадном Ленинграде во время ВОВ.

Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)

-Какой будет тема урока?   (на доске появляется серединка ромашки)

-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или  повторять уже известные? (повторим, откроем)

- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое.

Стадия вызова.

Прием «Цветок ассоциаций»

- Обратите внимание на доску (на доске цветок без лепестков). Перед нами цветок, который называется «Имя существительное», вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. Соберём лепестки-ассоциации, связанные с этой частью речи  ( На доске прикреплены карточки со словами: Предмет, Кто? Что? Какой? Что делает? признак, действие, собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, род, склонение, число) Дети выходят к доска и прикрепляют лепестки.

- Вы назвали много ассоциаций, связанных со словом «существительное». (Вывесить табличку ЗНАЛИ)

Но среди оставшихся есть еще одно слово, которое относится к этой части речи. Кто догадался, что это за слово?

- Кто из вас сможет дополнить тему сегодняшнего урока? (Склонение существительных) 6 слайд

 - Кто-нибудь знает, что обозначает это слово?

- А хотите узнать о нем что-то новое?

- Какую цель вы ставите для себя на этот урок? (Узнать что-то новое о слове Склонение).

Вывешивается табличка «Буду узнавать»: название падежей, вопросы падежей, как изменять слова по падежам.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Знакомство со склонением имен существительных

а) работа в парах (синие карточки)

- Сейчас будем работать в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? ( Один говорит, другой слушает; уважать мнение другого; если не понятно – переспросить).

(7 Слайд)

Скоро  мама придёт с работы. У (мама) _________ доброе сердце. Я подарю (мама) ___________ красивые цветы. Очень люблю свою (мама) ______________. Мне очень  интересно беседовать с (мама) __________ .  Я написала сочинение о (мама) ___________.

- Прочитайте текст.

- Какое слово встречается в каждом предложении? (Мама)

- Что заметили?  ( слово мама стоит в начальной форме и нет смысла в предложениях)

- Как выдумаете, что надо сделать? (Изменить форму слова)

Далее работа в парах – написать рядом измененное слово.

- Для чего служит окончание? Выделите окончание в слове мама во всех  предложениях. (Для связи слов  в словосочетании и предложении)

- Что происходит со словом мама в каждом предложении: словоизменение или словообразование? (Словоизменение)

Сначала проверяем по цепочке с называнием окончания в слове мама.

(Слайд 8) Проверяем по экрану. Вот такой текст у вас должен получиться.

- Попробуйте задать вопросы к этим словам (Устно по цепочке) 

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Такие изменения имен существительных по вопросам называется СКЛОНЕНИЕМ. Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е. по смыслу), и когда отвечают на разные вопросы (грамматическая связь).

б)  коллективная работа.

- Вернемся к тексту. Определите, с какими словами связано по смыслу слово мама  в каждом предложении?

- Выпишите в тетрадь словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос). В тетрадях, 1 у доски.

Проверка по слайду(9 слайд)

- Как называется изменение существительных по вопросам? (Склонение имен существительных)

- Узнали ли мы новое об имени существительном?

V Физминутка. 10 слайд.

VI Продолжение усвоения новых знаний и способов действий.

Знакомство с падежами. с. 36 учебника.

- Прочитайте правило: Склонением называется изменение имен существительных по падежам.

- Знаем ли мы название падежей?  (Нет) 

- Определите цель нашей дальнейшей работы. (Познакомимся с названиями падежей и будем учиться изменять по падежам имена существительные).

- Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительным. 

Родился – стал родительным.

Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. 

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.

Закрепление знаний

Упражнение 65 (учебник)

Работа по таблице. (Отвечают на вопросы упражнения в ходе работы с таблицей; запоминают названия падежей и падежные вопросы.)

- Какой вывод сделаем?  (В каждом падеже свое окончание имен существительных)

- С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? ( Запомнить названия падежей, уметь изменять имена существительные по вопросам (склонять)

- Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова? (Для связи слов в предложении).

- Ребята,

  • Школьники Эстонии должны запомнить- 14 падежей.
  • Ученики в Финляндии – 15 падежей.
  • Дети в Венгрии – 22 падежа.
  • В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.
  • У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.
  • В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный.
  • В русском языке 6 падежей.

- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – выучить свои шесть падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

- у каждого падежа есть слова помощники, посмотрите на экран. 11 Слайд

VII. Закрепление знаний и способов действий. Падежи и падежные вопросы (упр. 66)

- А теперь давайте закрепим то, чему мы сегодня научились. Просклоняем у доски (3 человека) и в тетрадях слова из упражнения гнездо, журавль, трава. Имена существительные лиса, стол вы просклоняете у себя на карточках белого цвета, которые лежат у вас на партах.

Проверяем самостоятельную работу слайд 12.

Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного» слайд 13

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).  

Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок

Но не подведен еще итог.

- Как называется изменение имён существительных по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их с вопросами?

- Достигли ли мы целей , которые ставили в начале урока?

IX. Домашнее задание: (14слайд) с. 36-37 правило, таблица; Нарисовать на отдельном листе любой падеж (как вы его себе представляете).

Оценивание.

1

Название падежа

Вопросы

Лиса

Стол

И.П.

Кто? Что

Р.П.

Кого? Чего?

Д.П.

Кому? Чему?

В.П.

Кого? Что?

Т.П.

Кем? Чем?

П.П.

О ком? О чем?

Название падежа

Вопросы

Лиса

Стол

И.П.

Кто? Что

Р.П.

Кого? Чего?

Д.П.

Кому? Чему?

В.П.

Кого? Что?

Т.П.

Кем? Чем?

П.П.

О ком? О чем?

М-с-ц (месяц), з-в-д (завод), п-н-л (пенал), д-в-чк- (девочка), в-р-н- (ворона), н-р-д (народ), р-б-т- (ребята), Р-сс- - (Россия)

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно.  Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка»  Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.

З   Н   А   Л   И:

  • Кто? Что?
  • предмет
  • одушевленные
  • неодушевленные
  • собственные
  • нарицательные
  • мужской род
  • средний род
  • женский род
  • единственное ч.
  • множественное ч.

Б  У  Д  У     У  З  Н  А  В  А  Т  Ь:

  • склонение
  • название падежей
  • вопросы падежей
  • как изменять слова по падежам

Название падежа

Вопросы

Лиса

Стол

И.П.

Кто? Что?

Р.П.

Кого? Чего?

Д.П.

Кому? Чему?

В.П.

Кого? Что?

Т.П.

Кем? Чем?

П.П.

О ком? О чем?

Название падежа

Вопросы

Лиса

Стол

И.П.

Кто? Что?

Р.П.

Кого? Чего?

Д.П.

Кому? Чему?

В.П.

Кого? Что?

Т.П.

Кем? Чем?

П.П.

О ком? О чем?

                                                       



Подписи к слайдам:

Слайд 2

Словарная работа. Мес_ц , з_вод , п_нал , дев_чка , в_рона , н_род , р_бята , Р_ссия .

Слайд 3

Мес я ц, з а вод, п е нал, дев о чка, в о рона, н а род, р е бята, Р о ссия.

Слайд 4

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.

Слайд 5

Склонение имён существительных (изменение по падежам)

Слайд 6

Скоро мама придёт с работы. У (мама) _________ доброе сердце. Я подарю (мама) ___________ красивые цветы. Очень люблю свою (мама) ______________. Мне очень интересно беседовать с (мама) __________ . Я написала сочинение о (мама) ___________.

Слайд 7

Скоро мам а придёт с работы. У мам ы доброе сердце. Я подарю мам е красивые цветы. Очень люблю свою мам у . Мне очень интересно беседовать с мам ой . Я написала сочинение о мам е .

Слайд 8

Падежи русского языка И.п. (есть) кто? что? Р.п. (нет) кого? чего? Д.п. (дал) кому? чему? В.п. (винить) кого? что? Т.п. (доволен) кем? чем? П.п. (говорю) о ком? о чём?

Слайд 9

Название падежа Вопросы Лиса Стол И.П. Кто? Что лис а стол Р.П. Кого? Чего? лис ы стол а Д.П. Кому? Чему? лис е стол у В.П. Кого? Что? лис у стол Т.П. Кем? Чем? лис ой стол ом П.П. О ком? О чем? о лис е о стол е

Слайд 10

Исследовательское задание Цель: определить систему вопросов к именам существительным, с помощью вспомогательных слов (слова-помощники) ……… ? дом ……........? улица нет ……...? дома нет ……….…? улицы подошел к… … ? к дому подошел к….……? к улице вижу ..…... ? дом вижу…………? улицу доволен …… ? домом доволен ….……? улицей думаю о …… ? о доме думаю о… …..…? о улице Какая часть слова изменяется при склонении?

Слайд 11

Домашнее задание: - с. 36-37 выучить правила; - Нарисовать на отдельном листе любой падеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....