Открытый урок по русскому языку в 3 классе
методическая разработка по русскому языку
Данный урок был представлен мною на районном конкурсе "Учительгода 2019"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 40.69 КБ |
prezentatsi_na_uchitel_goda_urok.zip | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ Метелевская СОШ
Изменение имен существительных
по падежам (склонение).
Урок русского языка в 3 классе
Школа России по учебнику В.П. Канакиной
в соответствии с ФГОС
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Недошковская Дина Анатольевна
Февраль, 2019г.
Цель:
- знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;
- наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
- учить решать проблемные задачи.
Тип урока:
Открытие новых знаний и способов действий, решение частной и учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные):
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Личностные результаты:
Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принимают и осваивают социальную роль учащегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.
Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.
Образовательные ресурсы: Учебник, с. 36–38. Таблица «Склонение имен существительных», карточки, презентация.
Ход урока
- Организационный момент. 1 слайд
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах? Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише. Молодцы!
Ребята, сегодняшний урок у вас проведу я, меня зовут Дина Анатольевна. Когда я училась в школе и была такой же школьницей как вы , к нам на урок приходили гости и я всегда хотела повернуть голову и посмотреть, кто же там сидит. Вот и к вам на урок пришли гости. Я предлагаю сейчас сразу посмотреть на наших гостей и улыбнуться им, чтобы в течении всего урока у вас не возникло желания повернуть голову. Молодцы!
-У вас на партах две карточки (солнышко и тучка), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Если что-то не будет получаться, знайте, вы всегда можете попросить у меня помощи. Успехов вам и удачи!
II. Минутка чистописания.
- Откройте тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.
- Что вы можете сказать о цифре 13? ( двузначное, 1 десяток, 3 единицы).
- Что вы можете рассказать о слове февраль? ( Это словарное слово, это третий зимний месяц, 23 февраля день Российской армии).
- Перечислите зимние месяцы.
(2 Слайд.)
- Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).
- Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).
- Выполните минутку чистописания, подчеркните самую красивую букву. Спинки, локти на месте? Молодцы!
III. Словарная работа.
- У вас на столах лежат конверты. Возьмите из них оранжевую карточку. Вам надо вставить пропущенные буквы в слова.
3 слайд: На экране - словарные слова без гласных букв. Детям надо списать их, вставляя пропущенные гласные буквы.
М-с-ц (месяц), з-в-д (завод), п-н-л (пенал), д-в-чк- (девочка), в-р-н- (ворона), н-р-д (народ), р-б-т- (ребята), Р-сс- - (Россия)
4 слайд. Взаимопроверка.
- У кого нет ни одной ошибки? ( раздать смайлики)
III. Самоопределение к деятельности.
-Что объединяет все эти слова? ( они все являются именами существительными)
- Докажите, что это имена существительные. ( обозначают предмет, отвечают на вопрос Кто? Что?)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( на одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам – м.р. и ж.р.)
- Как вы думаете, а все ли мы знаем об имени существительном? (Нет)
- А хотите узнать?
- Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»
- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
- Тема урока кроется в задании на доске. (5 Слайд)
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
- Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?
- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). - Символом надежды и жизни был хлеб в блокадном Ленинграде во время ВОВ.
Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)
-Какой будет тема урока? (на доске появляется серединка ромашки)
-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные? (повторим, откроем)
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое.
Стадия вызова.
Прием «Цветок ассоциаций»
- Обратите внимание на доску (на доске цветок без лепестков). Перед нами цветок, который называется «Имя существительное», вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. Соберём лепестки-ассоциации, связанные с этой частью речи ( На доске прикреплены карточки со словами: Предмет, Кто? Что? Какой? Что делает? признак, действие, собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, род, склонение, число) Дети выходят к доска и прикрепляют лепестки.
- Вы назвали много ассоциаций, связанных со словом «существительное». (Вывесить табличку ЗНАЛИ)
Но среди оставшихся есть еще одно слово, которое относится к этой части речи. Кто догадался, что это за слово?
- Кто из вас сможет дополнить тему сегодняшнего урока? (Склонение существительных) 6 слайд
- Кто-нибудь знает, что обозначает это слово?
- А хотите узнать о нем что-то новое?
- Какую цель вы ставите для себя на этот урок? (Узнать что-то новое о слове Склонение).
Вывешивается табличка «Буду узнавать»: название падежей, вопросы падежей, как изменять слова по падежам.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Знакомство со склонением имен существительных
а) работа в парах (синие карточки)
- Сейчас будем работать в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? ( Один говорит, другой слушает; уважать мнение другого; если не понятно – переспросить).
(7 Слайд)
Скоро мама придёт с работы. У (мама) _________ доброе сердце. Я подарю (мама) ___________ красивые цветы. Очень люблю свою (мама) ______________. Мне очень интересно беседовать с (мама) __________ . Я написала сочинение о (мама) ___________.
- Прочитайте текст.
- Какое слово встречается в каждом предложении? (Мама)
- Что заметили? ( слово мама стоит в начальной форме и нет смысла в предложениях)
- Как выдумаете, что надо сделать? (Изменить форму слова)
Далее работа в парах – написать рядом измененное слово.
- Для чего служит окончание? Выделите окончание в слове мама во всех предложениях. (Для связи слов в словосочетании и предложении)
- Что происходит со словом мама в каждом предложении: словоизменение или словообразование? (Словоизменение)
Сначала проверяем по цепочке с называнием окончания в слове мама.
(Слайд 8) Проверяем по экрану. Вот такой текст у вас должен получиться.
- Попробуйте задать вопросы к этим словам (Устно по цепочке)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Такие изменения имен существительных по вопросам называется СКЛОНЕНИЕМ. Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е. по смыслу), и когда отвечают на разные вопросы (грамматическая связь).
б) коллективная работа.
- Вернемся к тексту. Определите, с какими словами связано по смыслу слово мама в каждом предложении?
- Выпишите в тетрадь словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос). В тетрадях, 1 у доски.
Проверка по слайду(9 слайд)
- Как называется изменение существительных по вопросам? (Склонение имен существительных)
- Узнали ли мы новое об имени существительном?
V Физминутка. 10 слайд.
VI Продолжение усвоения новых знаний и способов действий.
Знакомство с падежами. с. 36 учебника.
- Прочитайте правило: Склонением называется изменение имен существительных по падежам.
- Знаем ли мы название падежей? (Нет)
- Определите цель нашей дальнейшей работы. (Познакомимся с названиями падежей и будем учиться изменять по падежам имена существительные).
- Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительным.
Родился – стал родительным.
Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.
Закрепление знаний
Упражнение 65 (учебник)
Работа по таблице. (Отвечают на вопросы упражнения в ходе работы с таблицей; запоминают названия падежей и падежные вопросы.)
- Какой вывод сделаем? (В каждом падеже свое окончание имен существительных)
- С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? ( Запомнить названия падежей, уметь изменять имена существительные по вопросам (склонять)
- Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова? (Для связи слов в предложении).
- Ребята,
- Школьники Эстонии должны запомнить- 14 падежей.
- Ученики в Финляндии – 15 падежей.
- Дети в Венгрии – 22 падежа.
- В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.
- У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.
- В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный.
- В русском языке 6 падежей.
- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – выучить свои шесть падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
- у каждого падежа есть слова помощники, посмотрите на экран. 11 Слайд
VII. Закрепление знаний и способов действий. Падежи и падежные вопросы (упр. 66)
- А теперь давайте закрепим то, чему мы сегодня научились. Просклоняем у доски (3 человека) и в тетрадях слова из упражнения гнездо, журавль, трава. Имена существительные лиса, стол вы просклоняете у себя на карточках белого цвета, которые лежат у вас на партах.
Проверяем самостоятельную работу слайд 12.
Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного» слайд 13
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Услышим скоро мы звонок
Пора заканчивать урок
Но не подведен еще итог.
- Как называется изменение имён существительных по падежам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их с вопросами?
- Достигли ли мы целей , которые ставили в начале урока?
IX. Домашнее задание: (14слайд) с. 36-37 правило, таблица; Нарисовать на отдельном листе любой падеж (как вы его себе представляете).
Оценивание.
1
Название падежа | Вопросы | Лиса | Стол | |
И.П. | Кто? Что | |||
Р.П. | Кого? Чего? | |||
Д.П. | Кому? Чему? | |||
В.П. | Кого? Что? | |||
Т.П. | Кем? Чем? | |||
П.П. | О ком? О чем? |
Название падежа | Вопросы | Лиса | Стол | |
И.П. | Кто? Что | |||
Р.П. | Кого? Чего? | |||
Д.П. | Кому? Чему? | |||
В.П. | Кого? Что? | |||
Т.П. | Кем? Чем? | |||
П.П. | О ком? О чем? |
М-с-ц (месяц), з-в-д (завод), п-н-л (пенал), д-в-чк- (девочка), в-р-н- (ворона), н-р-д (народ), р-б-т- (ребята), Р-сс- - (Россия)
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
З Н А Л И:
- Кто? Что?
- предмет
- одушевленные
- неодушевленные
- собственные
- нарицательные
- мужской род
- средний род
- женский род
- единственное ч.
- множественное ч.
Б У Д У У З Н А В А Т Ь:
- склонение
- название падежей
- вопросы падежей
- как изменять слова по падежам
Название падежа | Вопросы | Лиса | Стол |
И.П. | Кто? Что? | ||
Р.П. | Кого? Чего? | ||
Д.П. | Кому? Чему? | ||
В.П. | Кого? Что? | ||
Т.П. | Кем? Чем? | ||
П.П. | О ком? О чем? |
Название падежа | Вопросы | Лиса | Стол |
И.П. | Кто? Что? | ||
Р.П. | Кого? Чего? | ||
Д.П. | Кому? Чему? | ||
В.П. | Кого? Что? | ||
Т.П. | Кем? Чем? | ||
П.П. | О ком? О чем? |
Подписи к слайдам:
Словарная работа. Мес_ц , з_вод , п_нал , дев_чка , в_рона , н_род , р_бята , Р_ссия .
Мес я ц, з а вод, п е нал, дев о чка, в о рона, н а род, р е бята, Р о ссия.
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
Склонение имён существительных (изменение по падежам)
Скоро мама придёт с работы. У (мама) _________ доброе сердце. Я подарю (мама) ___________ красивые цветы. Очень люблю свою (мама) ______________. Мне очень интересно беседовать с (мама) __________ . Я написала сочинение о (мама) ___________.
Скоро мам а придёт с работы. У мам ы доброе сердце. Я подарю мам е красивые цветы. Очень люблю свою мам у . Мне очень интересно беседовать с мам ой . Я написала сочинение о мам е .
Падежи русского языка И.п. (есть) кто? что? Р.п. (нет) кого? чего? Д.п. (дал) кому? чему? В.п. (винить) кого? что? Т.п. (доволен) кем? чем? П.п. (говорю) о ком? о чём?
Название падежа Вопросы Лиса Стол И.П. Кто? Что лис а стол Р.П. Кого? Чего? лис ы стол а Д.П. Кому? Чему? лис е стол у В.П. Кого? Что? лис у стол Т.П. Кем? Чем? лис ой стол ом П.П. О ком? О чем? о лис е о стол е
Исследовательское задание Цель: определить систему вопросов к именам существительным, с помощью вспомогательных слов (слова-помощники) ……… ? дом ……........? улица нет ……...? дома нет ……….…? улицы подошел к… … ? к дому подошел к….……? к улице вижу ..…... ? дом вижу…………? улицу доволен …… ? домом доволен ….……? улицей думаю о …… ? о доме думаю о… …..…? о улице Какая часть слова изменяется при склонении?
Домашнее задание: - с. 36-37 выучить правила; - Нарисовать на отдельном листе любой падеж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС
Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....