Текст. Абзац. Диалог. Монолог. Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведённого во 2 классе (УМК «Школа России») учителем начальных классов

МОУ «СОШ№1» города Валуйки Белгородской области Судовцевой Евгенией Васильевной

Тема урока: Текст. Абзац. Диалог. Монолог.

Цели:                           Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

  • формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
  • развивать речь, словесно–логическое и наглядно–образное мышление;
  • воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе;
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку

Ход урока

1. Организационный момент

Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
– Что гостям сказать нам надо?
(–Видеть Вас мы очень рады!)

– Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу.

Минутка чистописания.

Дайте характеристику звуку (Ж)

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке? 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь - вода в руке. 

(Ответ: Снежинки)

Ж //Ж//

Снег, снежный-снежинка.

– Как называются слова, записанные на доске? (Однокоренные.)

– Выделите корень.

– А сейчас восстановите перепутанную логическую цепочку слов:

http://festival.1september.ru/articles/556084/img8.jpg

Звуки, слоги, слова, предложение.

Какого слова не хватает в этой цепочке? Узнаем, разгадав кроссворд.

(разгадывание кроссворда)

*1) Без рук, без ног, а дверь отворяет. Ветер

  2) Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весною на весу

Превращается в росу. ИНЕЙ

3) Пушистая вата 
Плывёт куда-то. 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. ОБЛАКО

4)

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её 
(лисичка).

5) Не пьёт, не ест, а растёт. Растение

Какое слово получилось? ТЕКСТ.

– Исследуйте группы предложений и выясните, являются они текстом или нет

(на экране)

Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.

Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу.

Ребята в кустах поймали ежика. Мальчики взяли ежа домой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши ежа!

Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!

3. Актуализация знаний

– Ребята, а сейчас откройте учебник

– Прочитайте группу предложений.

– Можно ли их назвать текстом? (Можно, так как предложения связаны по смыслу.)

– Если мы можем выделить основную мысль, то можно придумать заглавие текста.

– Какой заголовок больше подходит? Почему?

1) Сборы на прогулку.
2) Мишкина хитрость.

– Сколько частей можно выделить в тексте? (3)

– Как это определить? (Каждая часть пишется с красной строки.)

– Что такое абзац?

– Как выделяют на письме абзац? (Красной строкой.)

– Любую ли часть текста начинают с красной строки? (Нет. Только ту, в которой содержится новая мысль.)

– Кто является участниками речи? (Мама и Мишка.)

– Как называется такой разговор? (Диалог.)

– Чем отличается диалог от монолога?

http://festival.1september.ru/articles/556084/img11.jpg

– Прочитайте текст по ролям.

Физкультминутка

Озаглавливание текстов. (Работа в парах)

 Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст.

ПАМЯТКА.

  • Прочитай внимательно текст.
  • Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
  • Прочитай текст еще раз.
  • Подбери короткий и понятный заголовок.

1 текст

В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и жалобно скулил. Мальчику стало жаль щенка. Он закутал его шарфом и принес домой. Петя налил щенку молока. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его заботой и любовью. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.

– Как озаглавили текст?

– Какими критериями руководствовались, выбирая название?

2 текст

День был пасмурный. Миша бродил по городу. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке. Старушка поблагодарила его за помощь и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

– Чем похожи эти тексты?

– Как поступили дети?

– Как бы вы поступили?

– Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов.

http://festival.1september.ru/articles/556084/img12.gif

– Запишите пословицы. Подчеркните главные члены предложения.

Редактирование деформированного текста.

Коллективная работа

Прочитайте предложения и скажите: являются они текстом или нет?

3) Снежная баба улыбнулась ребятам.

2) Из ягод рябины сделали глазки. Маленькая морковка послужила носиком. Потом палочкой нарисовали ротик.

1) Дети во дворе лепили снежную бабу.

– О чем этот текст? Определите тему.

– Придумай те название. (Снежная баба.)

– На сколько частей разделен текст?

– Прочитайте начало, основную часть, концовку.

– Найдите опорные слова.

Самостоятельная работа по группам.

(В группе у каждого ученика своя роль: редактор, 2 помощника редактора, научный советник, докладчик.)

– Предложения перепутаны. Восстановите текст.

1 группа

Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

2 группа

Отец похвалил его за правду. Пришел отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Мальчик разбил дорогую чашку.

3 группа

Сорока улетела. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пес Снежок. Он звонко залаял. На березу села сорока.

4 группа

Дети полили ее водой. Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Ребята вышли во двор. Что делать?

1 группа

Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

3 группа

На березу села сорока. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пес Снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

2 группа

Мальчик разбил дорогую чашку. Пришел отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Отец похвалил его за правду.

4 группа

Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой.

4. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)

– Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

– Все ли группы предложений являются текстом?

– Какими признаками должен обладать текст?

http://festival.1september.ru/articles/556084/img13.jpg

– Что такое текст? Основные признаки текста

Рефлексия.

http://festival.1september.ru/articles/556084/img15.jpg

5. Итог урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русского языка в 3 классе по теме: «В мир звуков и красок весны». Об

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русского язык...

Сборник диктантов здоровье сберегающих текстов и заданий для уроков русского языка в начальной школе

Здоровье сберегающие тексты диктантов дают возможность проверять грамотность воспитанников и научить ребёнка быть здоровым....

тексты для работы на уроках русского языка 4 класс

Эти тексты взяты из художественных произведений. Они помогут учителю разнообразить подачу учебного материала....

Технология проблемного диалога на уроках русского языка и чтения

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Консультация для педагогов «Работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения»

Публикуемый материал содержит фактические примеры работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения....