ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.(1, с. 3) Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Виды проблемных диалогов: • Через использование цитат. • Через ключевой вопрос урока • Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры • Через столкновение мнений • Через грамматическую сказку • Через ошибку • Проблема «лёгкой темы» • Прием сравнения • Прием сопоставления репродукций • Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными • Использование иностранного языка Первый – это использование цитат. В начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом классе. Мы предлагали цитаты при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», Заходера «Считалия» , Туве Янсонн и др. Наиболее часто употребляемым является ключевой вопрос урока. Примером могут служить такие темы уроков: «Н. Рыленков « Всё в тающей дымке»( 3 класс)»( Программа Занкова). - Почему, какой бы ни была природа родного края она любима поэтами и художниками? Сейчас у нас 1 класс, мы с детьми делаем проекты «Моя тематическая азбука». При изучении темы ударение, ребёнок выходит защищать свою азбуку и задаёт проблему другим первоклассникам: МАМА ИСПЕКЛА ГРУШОВЫЙ ПИРОГ.(Ребёнок показывает на схему.) А может так? МАМА ИСПЕКЛА ГРУШЕВЫЙ пирог. Ребята, а как правильно ГРУШЕВЫЙ ИЛИ ГРУШОВЫЙ .(Звучат высказывания детей) Я посмотрела в словаре и узнала….. Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении стихотворения Н.А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы» используем отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это? На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Корень слова»: Как-то много лет назад посадили корень – сад -, не был сад фруктовым: был он просто словом…» Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. К этому приему примыкает и использование мнимой ошибки. Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «подберите ключЕк» и «подберите ключИк» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к нужному Вам выводу. Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как «Мягкий знак на конце существительных ж. р. после шипящих.» 3 класс»,. Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. На уроках внеклассного чтения по литературному чтению можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?.» Таблица: хороший писатель | хороший читатель | | |
Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя. Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций. К примеру, при изучении темы: «Исторические источники»( История Отечества 3 класс). Жанр жития. Образ святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») . Подобный приём можно использовать на литературном чтении в 4 классе при изучении раздела «У истоков литературы» Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен мы начинали урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к его книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее мы признаёмся, что схитрили и прилагаем ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. Во внеклассной работе мы проводили мастерские, на которых предлагали детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д. Отметим, что среди людей были и антогонисты (Софья Блюфштейн, Бони Паркер). Использование иностранного языка помогло при изучении темы урока литературного чтения « Б. Заходер. Считалия» 2 класс. Проблемно-диалогическое обучение, на наш взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Так же мы используем проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе. Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения. Литература: 1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г. 2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г. |