Технологическая карта Тема: «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Методическая разработка урока русского языка для 4 класса по теме "Изменение имён существительных по падежам"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: «Изменение имён существительных по падежам»
4 класс
Учитель: Познекова Светлана Павловна
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Задачи:
Обучающие:
• актуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;
• сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.
Развивающие:
• развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
• способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;
• содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
• самостоятельно оценивать результат своей деятельности, находить и исправлять собственные ошибки.
• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные:
• содействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
• воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;
• развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- определять грамматические признаки имен существительных;
- изменять имена существительные по падежам;
- определять падеж имен существительных по вопросам;
- различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- уметь определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя,
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
• выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
- оценивать правильность выполненных действий на уровне адекватной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
Формируемые УУД:
познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.
Основные понятия: падеж, названия падежей, словоизменение, словообразование.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
| Создание положительной мотивации на уроке. - Здравствуйте, ребята. Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем. | Доброжелательный настрой на урок. Приветствие учителя. Готовность к уроку. | Регулятивные УУД: создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | - Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам прослушать одну грамматическую сказку Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный. Родился - стал Родительный. Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. -Как вы думаете, о чём речь? Что нас сегодня будет интересовать? -На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? -Какие задачи поставим перед собой? | Слушают сказку, формулируют тему урока. Вспоминают подсказку Ответы детей. -Изменение по падежам имён существительных. -Как определить падеж имени существительного. -Вспомнить падежи имён существительных и поупражняться в их определении. | Познавательные УУД: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков; • синтез, анализ; Коммуникативные УУД: • инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; • разрешение конфликтов; •контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; Регулятивные УУД: • постановка учебной задачи; • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • принимают и сохраняют учебные задачи. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. | -Кто из вас, ребята, помнит, сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать? -Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей. / подсказка Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку/ -Выполните упр.116. - Организует проверку, подводит к формулированию вывода. Работа по вопросам. - Сравните, что изменилось, основа или окончание? -Почему существительное меняет в тексте окончание? - Какое еще слово в тексе в разных формах? (Артемка) | -В русском языке 6 падежей. Ответы детей. Выполняют задание -Изменяется по вопросам или падежам. Заполняют лист самооценки Записывают предложение, определяют падеж. Коллективная работа по заданию учебника. Один ученик работает у доски, все дети участвуют в разборе упражнения. Выписывают слово цирк в разных формах с вопросами, выделяют окончание и основу. Один ученик работает у доски. С цирком (с чем?) Вокруг цирка (вокруг чего?) К цирку (к чему?) Цирк (что?) В цирке (в чем?) Наблюдают за словоизменением, отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: • умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: • умеют извлекать информацию из презентации; • делают вывод по поставленной проблеме; Коммуникативные УУД: • умеют слушать и понимать других; • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • умеют оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: • способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; • проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала |
4. Физминутка. | С физминуткой я дружу Свою спину разогну. Руки кверху подниму, А потом их отпущу. А потом попрыгаю, Ножками подрыгаю. Ручками похлопаю. Ножками потопаю. Сяду я за партой стройно, Чтоб себя вести спокойно. | Выполнение физкультминутки вместе с учителем. | |
5. Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность. | Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений. Работа в малых группах. Карточка 1. Задание: найдите лишнее словосочетание. Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку, упало в землю. Карточка 2. Задание: найдите лишнее словосочетание. Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом. Карточка 3. Задание: найдите лишнее словосочетание. Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле. Карточка 4. Задание: найдите лишнее словосочетание. Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу. Проверка: упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью. - Какие знания применили, выполняя это задание? - Что можно составить из словосочетаний? Задание: составьте предложение. В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий. - Какое это предложение? - Почему? - Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у существительных. - Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм. - Что можно составить из предложений? - Предлагаю поработать с текстом. Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок. Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______. - Кому было легко? - Кому было трудно? - В чем заключались трудности? - Что помогло справиться с заданием? - Хотите проверить знания по теме урока? Предлагаю выполнить тест. Тест: Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус. 1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. + 2.В русском языке 5 падежей. - 3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? + 4. Вышел из дома - Д.п. - 5. Подошёл к маме - Д.п + 6. Спас от гибели - Р.п. + 7. Лежал на диване - Т.П.+ 8. Горжусь братом - Т.п + | Выполняют задания. Работают в малых группах. Знания падежей и падежных вопросов. Из словосочетаний можно составить предложения. В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок. Сложное Две грамматические основы Алгоритм (карточка) Текст Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).) Алгоритм. Таблица падежей. Взаимопроверка: (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+) Взаимооценка. | Регулятивные УУД: • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: • умеют слушать и понимать других; • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • умеют оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные УУД: • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков; • синтез. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
6.Итоги урока. Рефлексия | Обобщение изученного материала. 1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? 2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что? 3. Сколько в русском языке косвенных падежей? - Какие цели мы ставили на уроке? - Достигли ли мы целей? - Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? - Что осталось непонятным? - Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. | Итоги. Обобщение. Рефлексия. Подводят итог урока вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Окончание в именительном падеже, нач. форма 5 падежей - Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении Ответы детей Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение. | Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний. Личностные УУД: проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока. Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке. |
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Проведение инструктажа. - Запишите домашнее задание. Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110. Упр.139, с.83 | Осмысление домашнего задания. Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Тест по русскому языку 4 класс тема: "Изменение имён существительных по падежам"
Вспомогательный материал для закрепления темы "Изменение имён существительных по падежам"...
Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.
Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....
Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"
Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"Урок закрепления знаний. УМК &laqu...
Технологическая карта урока «Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»)
laquo;Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»...